Балтийское море чем дальше, тем больше становится «горячей» точкой. Политики стран НАТО всё чаще говорят о желании перехватывать танкеры, вывозящие нефтепродукты из российских портов Ленобласти, и такие попытки уже предпринимались. Всё это чревато боестолкновениями российского ВМФ и ВМС стран НАТО в Балтийском бассейне. Для того чтобы представлять ход и последствия таких столкновений, необходимо знать о новых высокотехнологичных решениях, которые внедряют у себя флоты недружественных государств. Уже сейчас эти решения меняют привычный облик морской войны до неузнаваемости.
Приготовление «супа с клёцками»
Преимущество НАТО – контроль над проливами, соединяющими Балтику с Атлантическим океаном, и альянс готовится реализовать его по максимуму. Весной появилось известие о том, что Дания в рамках «оборонной стратегии» альянса закупит несколько сотен морских мин. Министр обороны королевства Троелс Лунд Поульсен сообщил, что этот шаг «имеет решающее значение в свете нынешней ситуации в области политики безопасности, где географическое положение Дании играет центральную роль». В свою очередь, начальник военно-морского командования Дании Сорен Кьельдсен добавил, что «мины дают нам стратегическое преимущество в плане контроля и защиты датских вод». Другими словами, Дания хочет иметь возможность преградить российским кораблям путь через проливы Каттегат и Скагеррак.
Поставка мин ожидается в 2027–2029 годах. «Засевать» ими море предполагается посредством технического устройства производства датской компании SH Defence, которым оснастят будущие патрульные корабли Королевского военно-морского флота Дании. Суда эти, впрочем, ещё предстоит создать – в июне 2024 года контракт на их строительство получило объединение Danske Patruljeskibe K/S consortium, состоящее из фирм Terma, Odense Maritime Technology (OMT) и PensionDanmark. Глава этого консорциума Ханс Шнайдер пообещал, что «корабль будет обладать возможностями для ведения воздушной и надводной войны, а также сенсорным комплексом, который окажется приближен к возможностям фрегата». По словам Шнайдера, «мы собираемся интегрировать в корабль все военные системы – оружие и датчики». Сейчас пока ещё идет работа над проектом корабля; труд же непосредственно на верфях закипит, как предполагается, не раньше начала 2027 года.
Вообще, датчане усердно занялись реконструкцией своих ВМС. В рамках принятой программы правительство королевства планирует срочно закупить оборудование для мониторинга подводной инфраструктуры, а также запустить разработку новейших морских беспилотных систем. Кроме того, ВМС страны получат 21 новый корабль и четыре судна двойного назначения, способных как бороться с разливами нефти, так и выполнять военные задачи, включая морскую разведку и минирование.
Почему это может быть важно? На данный момент Дания – одна из наиболее антироссийски настроенных стран в НАТО и ЕС. Притом это государство совместно со Швецией, тоже вступившей в НАТО, способно держать под контролем систему проливов, соединяющих Балтику с Атлантическим океаном.
Кстати, превратить Балтику в «суп с клёцками», как невесело шутили советские моряки во время Великой Отечественной, хотят отнюдь не только датчане, но и другие балтийские страны альянса. В июле 2024-го Германия, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Польша подписали меморандум о намерениях закупить морские мины у финских производителей. Тут будет уместно упомянуть о том, что в прошлом году руководство альянса выдвинуло государствам-членам новые требования, в соответствии с которыми они должны обладать возможностями по установке определённого количества морских мин. По данным Naval News, это количество варьируется в зависимости от географического положения того или иного государства НАТО, а также от размера его военно-морского флота.
То есть вполне возможен вариант, при котором в случае дальнейшего обострения отношений с Россией страны НАТО могут заблокировать Балтийскому флоту выход в океан. Они попытаются удержать его в пределах «Маркизовой лужи» (восточная часть Финского залива), в том числе путем установки минных полей. Для флотов же стран НАТО эти заграждения представлять угрозы не будут, ибо современные мины «умные» и оснащены системами распознавания «свой – чужой». Это серьезная угроза не только для танкеров и конвоирующих их боевых кораблей, но и для Калининградской области, значительная часть снабжения которой уже сейчас осуществляется по морю.
«Умные» мины, ракеты и беспилотники
Одним из самых агрессивных соседей России является Эстония. Таллин ещё в 2021 году приобрёл у финнов партию морских мин. Ни объемы поставок, ни стоимость контракта не разглашались. Однако эстонские военные рассказали, что речь идет об «умных» минах, которые не требуют непосредственного контакта с объектом. По словам тогдашнего главы эстонских ВМФ коммодора Юри Саска, мины – лишь один из двух компонентов создаваемой в Эстонии системы береговой обороны. «Первый компонент – это морские мины и средства для их установки, второй – противокорабельные ракеты», – поведал, в свою очередь, менеджер таллинского Центра оборонных инвестиций по стратегическим программам ВВС и ВМС Аско Кивинук. И действительно, эстонцы приобрели противокорабельные ракеты Blue Spear 5G SSM с дальностью стрельбы до 290 километров.
По мнению эстонских стратегов, комбинированный заслон из «умных» мин и комплексов Blue Spear 5G SSM поможет установить надёжный заслон для российского флота в ситуации, когда он попытается вырваться из Кронштадта на оперативный простор. Саска поясняет, что разница в глубине размещения мин зависит от того, нацелены они в первую очередь на надводные суда или на подводные лодки. Самым сложным, по словам Ю. Саски, является программирование мин, чтобы они распознавали вражеский корабль и вовремя срабатывали. «Обычный матрос с таким не справится. Нужны специалисты со знанием физики, инфотехнологий и математики», – сообщил коммодор.
Однако «умные» мины и высокоточные ракеты не единственное, с чем придётся столкнуться нашим военморам. В июне этого года на Балтике состоялись учения НАТО под названием Baltops-2025. В особенности они примечательны тем, что в их ходе были задействованы беспилотные морские системы. Манёвры прошли в акватории к западу от финского полуострова Порккала – вплоть до полуострова Ханко. Стоит отметить, что район Порккала – самое узкое место Финского залива: именно отсюда легче всего «закупорить» его горловину. В 1941-44 гг. именно здесь находился северный конец заграждений, состоящих из мин и металлических сетей, посредством которых гитлеровцы и маннергеймовцы препятствовали советским подлодкам вырваться на оперативный простор Балтийского моря. Также достойно упоминания, что и на Ханко, и на Порккала в разные годы размещались советские военные базы, позволявшие СССР контролировать этот стратегически важный участок.
В ходе учений в Финском заливе альянс испытал новые морские беспилотники WAM-V производства американской компании Marine Advanced Robotics – это сверхлёгкие катамараны, оснащённые всевозможными датчиками. Помимо этого, прошли испытания французские Exile Drix X-8; Voyager производства американской фирмы Saildrone, а также HSMUSV – авторства американской Metal Sharkin. К слову сказать, в этом году ВМС Дании заключили с Saildrone договор по использованию четырех беспилотников Voyagers для наблюдения за морским дном. Эти роботизированные суда, длина которых достигает десяти метров, работают на ветряной и солнечной энергии и могут функционировать в море в течение нескольких месяцев. Voyagers занимаются наблюдением за всем, что происходит вокруг, и используют для передачи данных сервис Starlink.
Верховный главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами НАТО по трансформации адмирал Пьер Вандье поясняет, что, если раньше морские дроны в основном служили мишенями при проведении практических стрельб, то теперь их роль сильно поменялась. В НАТО намерены в самых широких масштабах задействовать беспилотники для патрулирования акваторий и наблюдения за морским трафиком. Увеличение группировки надводных кораблей в Балтике является трудозатратным и дорогостоящим. Применение же морских беспилотников позволит решить эту задачу, по словам стратегов НАТО, «с минимальными затратами и максимальной эффективностью». Представители европейских флотов стран НАТО заявляют, что будут опираться в вопросе развертывания морских дронов в Балтике на опыт подразделения ВМС США Task Force 59. Это оперативное соединение, занимающееся интеграцией беспилотных систем и искусственного интеллекта в зоне операций 5-го флота ВМС США, который действует в Персидском заливе.
Перспективные разработки
Морские беспилотники уже достаточно давно имеются на вооружении Военно-морских сил многих стран НАТО на Балтике, в том числе Финляндии и Эстонии. В свете нынешних тенденций развития военного дела понятно, что число морских дронов будет только возрастать. Ясно и то, что беспилотники НАТО, которые официально предназначены для защиты подводных коммуникаций, могут быть использованы и в совершенно противоположных целях. В частности, их возможно задействовать как раз-таки для диверсий на коммуникациях стран, которые альянс считает своими противниками. Ну а кого именно НАТО считает противником, объяснять не нужно.
Следует ожидать появления и ещё более высокотехнологичных решений для морской войны. Недавно британская компания BAE Systems презентовала на выставке в Лондоне проект, призванный обеспечивать контроль над морскими коммуникациями минимальными силами. Компания предлагает вместо строительства новых больших дорогих кораблей создать распределённую систему. Это будет судно длиной в 150-160 метров и с экипажем менее сотни человек, вооруженное арсеналом из примерно 128 ракет вертикального пуска. С данного судна будет осуществляться контроль за ещё несколькими платформами на базе стометровых тримаранов с экипажем по 6-12 человек и с 32 ракетами каждая. Схема их работы будет выглядеть так: флагманское судно, оснащённое мощными системами слежения, контролирует обстановку и координирует действия прочих платформ, обеспечивая превосходство на море малыми силами. Платформы могут нести противокорабельные ракеты, противовоздушные ракеты, лазерное оружие и автоматические пушки. Время постройки такой эскадры оценивается в два года.
Опыт продолжающихся на Черном море боевых действий (в частности, недавняя атака украинцев на танкеры Virat и Kairos у берегов Турции) показала, что отныне успех сопутствует не тому, у кого корабли больше и мощнее, а тому, кто может скрытно подойти и нанести точный удар. Соответственно, британские специалисты говорят, что строить традиционный флот особого смысла уже нет. Тратить миллиарды на корабли, уязвимые для дронов стоимостью в тысячи долларов, экономически неоправданно. Эту реальность нужно учитывать при прогнозировании столкновения России со странами НАТО на Балтийском море, тем более что разработка опасных новинок идёт в режиме нон-стоп. Так, во время недавних маневров Talisman Saber Королевский военно-морской флот продемонстрировал возможности необитаемого подводного аппарата Excalibur, которым операторы управляли на дистанции более 16 тыс. км.
Как уточняет издание Navy Recognition, это оказалась первая успешная демонстрация подводного беспилотника с дистанционным управлением на межконтинентальных расстояниях. Excalibur, созданный компанией MSubs, имеет длину в 12 метров, диаметр – 2,2 метра, массу – до 25 тонн с полной испытательной полезной нагрузкой. Он построен по модульной схеме с открытой архитектурой, что позволяет быстро перенастраивать нагрузку в зависимости от поставленных боевых задач. Аппарат оснащён набором современных акустических датчиков, батиметрическими картографическими инструментами и защищенными каналами связи. Этот беспилотник способен наблюдать за морским дном, обеспечивать мониторинг подводных коммуникаций, вести патрулирование и разведку и, разумеется, наносить удары. Его бесшумная электрическая силовая установка и низкая акустическая заметность делают его идеальной платформой для боевых действий.
В настоящее время создание аппаратов, подобных «Экскалибуру», осуществляется также в США, Китае, России, Франции, Японии, Индии и Германии. И уже совсем скоро привычные эскадры из авианосцев, крейсеров и эсминцев могут уйти в прошлое.





