
В начале сентября поисковики из российской «Разведывательно-водолазной команды» сообщили, что они в рамках экспедиции «Корабли Великой Победы. Бессмертный дивизион» идентифицировали на дне Финского залива у берегов Эстонии советскую подводную лодку С-12, погибшую в 1943 году. После семидесяти пяти лет забвения корабль и его экипаж символически возвращаются к нам – живущим.
«Урожайный» год
Этот год для «Разведывательно-водолазной команды» стал очень «урожайным». В конце августа руководитель экспедиции Константин Богданов сообщил об обнаружении неподалёку от мыса Юминд в Финском заливе останков погибшего 28 августа 1941 года во время печально памятного Таллинского перехода эсминца «Калинин» – он пошёл ко дну после подрыва на мине. Первоначальное наименование корабля было «Прямислав», он принадлежал к серии знаменитых «новиков». А в июне поисковики обнаружили и самого родоначальника серии – славный эсминец «Яков Свердлов» («Новик»), погибший в ходе того же самого перехода из Таллина в Кронштадт.
Однако основная специализация команды – пропавшие во время войны подлодки. В силу особенностей подводной войны многие из советских субмарин погибли безвестным образом: просто с какого-то момента с находящегося в море корабля переставали поступать радиограммы, все сроки автономного плавания превышались – и подлодку заносили в списки погибших. Ни родственники, ни друзья исчезнувших моряков в течение долгих десятилетий так и не могли узнать, как, при каких обстоятельствах покинули этот мир близкие им люди. Однако поисковики из «Разведывательно-водолазной команды» возвращают из забвения павших подводников. Благодаря финансовой поддержке Фонда президентских грантов, они в буквальном смысле слова возвращают нам живую Историю.
Так, например, в этом году команда обнаружила Щ-317. Погибшая в июле 42-го «триста семнадцатая» в своём последнем боевом походе пустила ко дну, по разным данным, от трёх до пяти вражеских транспортов, но, возвращаясь на базу, подорвалась на мине между островами Гогланд и Большой Тютерс. Кроме того, поисковики доставили мемориальную доску к останкам обнаруженной двумя годами ранее подлодки Щ-408 – знаменитого «подводного "Варяга"», погибшего в неравном бою с вражескими кораблями.
Автор этих строк пообщался с одним из участников подводной экспедиции – экономом московского Свято-Данилова монастыря игуменом Иннокентием (Ольховым). «Лично для меня, – делится отец Иннокентий, – первой субмариной, которую я посетил под водой, оказалась погибшая в октябре 42-го Щ-320. Мы нашли её на глубине 49 метров у острова Большой Тютерс в координатах минного поля "Зееигель" ("Морской еж"), послужившего причиной её гибели. Кстати, буквально в пятистах метрах от неё находится корпус другой советской подлодки Щ-406, погибшей на этом же минном поле в июне 43-го».
Также «Разведывательно-водолазная команда» не так давно сообщила об обнаружении другой подводной лодки. Щ-405, командир – капитан 3-го ранга Иван Грачёв. Обнаружена 29 апреля у острова Сескар в Финском заливе. «Подорвалась на мине, следуя в надводном положении из Кронштадта на остров Лавенсари», – проинформировал Константин Богданов. По его словам, из 39 членов экипажа затонувшей 13 июня 1942 года Щ-405 не спасся ни один, а тело командира Грачёва и ещё двух моряков несколькими днями позже обнаружили в воде неподалеку от острова Сескар. «Носовая часть лодки в момент взрыва оторвалась и затонула в двадцати трёх метрах от остального корпуса, – дополняет отец Иннокентий. – Мы много раз ныряли на "четыреста пятую", поскольку вода на этом участке опять же оказалась очень мутной. Потребовалось много усилий для того, чтобы произвести качественную видеосъемку».
Отец Иннокентий подтвердил, что у экипажей подлодок почти не было шансов на спасение: «Если даже субмарина в момент гибели находилась на поверхности, тех, кто был наверху, смывало волной, а оставшиеся внутри корпуса могли погибнуть от мощного гидроудара. Если подлодка ложилась на дно на небольшой глубине, то теоретически оставалась возможность выбраться через торпедный аппарат или аварийный люк, но это удавалось считаным единицам. В мае, когда у нас начинается сезон, температура воды в Финском заливе составляет два-три градуса. Летом вода прогревается самое большее до 14-15 градусов. Без специального снаряжения ты продержишься в такой воде максимум час с небольшим. Поскольку выбравшихся на поверхность подводников спасать в большинстве случаев было некому, то они умирали от переохлаждения. Потом иногда тела прибивало к берегу…»
Самый длительный поход
И вот теперь наступила очередь С-12. «Обнаружена и идентифицирована подлодка С-12, погибшая в 1943 году. Таким образом, теперь точно установлена судьба всех советских подводных лодок, погибших в "чёрном" 1943 году: Щ-408, Щ-406, С-12, C-9, Щ-323. Ещё немного, и найдём оставшихся», – сообщили поисковики.
История свежей находки заслуживает подробного рассказа. Субмарина принадлежала к распространённому в советском флоте классу «С» («Средняя»), отличавшемуся от предыдущего типа Щ («Щука») большим водоизмещением и усиленным вооружением. «Двенадцатая» была заложена 20 октября 1937 года в Горьком на заводе № 112 под стапельным номером 246. На воду её спустили 20 апреля 1940 года. Начало войны С-12 встретила в Кронштадте в составе учебной бригады подводных лодок – тогда ею командовал капитан-лейтенант Василий Андрианович Тураев.
На момент начала войны корабль ещё только готовился к ходовым испытаниям, степень технической готовности составляла 90% – и в 41-м поучаствовать в боевых походах ему так и не довелось. Впервые на боевое патрулирование С-12 отправилась 19 сентября 1942 года. Переход через Финский залив прошёл неудачно. Когда к вечеру 20 сентября «двенадцатая» всплыла для зарядки аккумуляторов в семи милях от острова Гогланд, она подверглась атаке финского самолета. Бомбардировщик был замечен слишком поздно, и две глубинные бомбы, разорвавшиеся рядом с рубкой, вывели из строя аккумуляторную батарею. Прибывшие на место столкновения катера противника обнаружили на поверхности воды масляный след и посчитали, что подлодка потоплена.
Однако, «двенадцатая» уцелела. Экипаж не подозревал, что корабль в силу полученного повреждения оставляет демаскирующий след, и из-за него подлодка пережила ещё несколько атак вражеских кораблей и самолетов. 28 сентября С-12 прибыла в назначенный для патрулирования район у маяка Ужава (близ Вентспилса). Тураев несколько раз наблюдал в перископ конвои противника, но применить торпеды не получалось – из-за тумана и конвойных миноносцев. Особенно досадной стала встреча с немецким броненосцем «Шлезиен», торпедировать который не вышло из-за того, что в решающий момент не открылись крышки кормовых аппаратов, заклиненных при бомбежке. Неудачной оказалась и атака 5 октября северо-западнее Мемеля шедшего в составе конвоя немецкого транспорта – торпеды прошли мимо цели.
Командир подлодки Василий Тураев
Утром 6 октября «двенадцатая» безуспешно выпустила четыре торпеды по германскому рыболовному траулеру «Викинг». Всплыв, субмарина попыталась расстрелять цель из орудия, но этот замысел сорвал подоспевший сторожевик противника. Пришлось срочно погружаться и уходить. Точно так же сорвалась атака на одиночный транспорт 8 октября у маяка Ужава: боцман не сумел удержать корабль на перископной глубине и момент для торпедного залпа был утерян. Трудно описать словами всю степень той досады, что испытывали моряки – сколько можно, неудача за неудачей!
Полосу невезения удалось преодолеть лишь 21 октября, когда С-12 атаковала очередной немецкий конвой. Две торпеды настигли транспорт «Сабине Ховальд», перевозивший немецких военных отпускников из Финляндии в Германию – но судно, хоть и получило тяжкие повреждения, ко дну не пошло. Со своей стороны, «двенадцатая» сумела оторваться от сторожевиков и тральщиков противника, тут же начавших бомбометание.
27 октября С-12 вновь атаковала конвой и попала торпедой в корму транспорта «Мальгаш», также перевозившего немецких отпускников из Финляндии. Немцы пытались буксировать поврежденный пароход, но он сел на грунт в 2,5 мили от Либавы (Лиепая). И вновь лодка успешно оторвалось от охранения конвоя. К вечеру 18 ноября 1942 года «двенадцатая» благополучно ошвартовалась в Кронштадте, завершив самый продолжительный из совершенных советскими подлодками за всю войну поход – 62 дня!
Координаты установлены
В 1943-м Тураев был снят с должности командира С-12 и назначен с понижением на Северный флот. Официально в качестве причины были названы «недостаточные знания», «самоустранение от командования», хищения продовольствия, якобы совершавшиеся членами экипажа. Но фактической причиной отстранения Тураева историки называют его конфликт с командиром бригады подводных лодок Сергеем Верховским, которого командир «двенадцатой» неоднократно критиковал за безграмотные действия. Позже Тураев сделал на Северном флоте успешную боевую карьеру. Умер он в Ленинграде в 1966 году.
Его преемником на С-12 стал капитан 3-го ранга Александр Аркадьевич Бащенко. В ночь на 29 июля 1943 года он вывел С-12 с острова Лавенсари в её последний поход. Подлодке предстояло действовать в устье Финского залива и Аландском море. Связь с субмариной поддерживалась до 1 августа. Поисковики из «Разведывательно-водолазной команды» выяснили, что С-12 погибла 3 августа 1943 года после прорыва через противолодочную сеть Нарген-Порккала-Уддского рубежа, которой немцы перегородили Финский залив. Субмарина дала несколько радиограмм, свидетельствующих о том, что она успешно прорвалась через минный рубеж у острова Гогланд. Далее она зарядила аккумуляторные батареи у острова Кэри и приступила к выполнению боевого задания. После этого лодка исчезла, судьба её осталась неизвестной. Вместе с субмариной погибли 46 членов экипажа.
В мае 2016 года в рамках совместного проекта финской команды Divers of the Dark и участников экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» в восьми милях от острова Найссаар с помощью локатора был обнаружен корпус подводной лодки, разорванной на две части. Останки корабля лежат на глубине 87 метров. Было высказано предположение, что это – советская лодка типа «С», но оставались сомнения. Окончательно корабль идентифицировали в процессе нескольких погружений в начале сентября нынешнего года. «Разведывательно-водолазная команда» вместе с Divers of the Dark провела съёмку корпуса для последующего построения 3D модели и помещения её в виртуальный музей «Бессмертный дивизион».
«Погода нам благоприятствовала, – рассказывает отец Иннокентий Ольховой. – Мы находились на месте гибели С-12 два дня, совершили ряд удачных погружений. Видимость средняя – не самая плохая, но далекая от идеальной. Подлодка довольно большая, она и сейчас выглядит весьма впечатляюще. Я отвечал за съёмку, но забарахлила камера – видео сделать не удалось, осталось довольствоваться фотоснимками. Снять подлодку красивым общим планом, к чему мы всегда стремимся, на сей раз не получилось – и пришлось обойтись средними и крупными планами. В результате обследования выяснилось, что С-12 погибла от мины, защищавшей подходы к противолодочной сети. Вероятнее всего, после подрыва мины произошла детонация водорода, скопившегося во втором отсеке, где находились аккумуляторные батареи, что усилило силу взрыва и не оставило лодке никаких шансов».
По словам отца Иннокентия, взрыв сильно покалечил «двенадцатую». «Носовая часть корпуса оторвана, – рассказывает участник экспедиции, – примерно посередине второго отсека. Она лежит на грунте на ровном киле с небольшим дифферентом на правый борт, метрах в пятнадцати от остального корпуса – параллельно ему. Мы попытались детально заснять место разлома, благо оно не ушло в ил – но не совсем удачно. Кстати, носовая часть до сих пор связана с другой частью корпуса толстой антенной: пальца в три толщиной. Отсняли открытый нараспашку люк в носу, который, видимо, выбило при взрыве. Внутри всё в иле... Кормовая часть под углом вошла в грунт по переднюю стенку ходовой рубки, винты и рули висят на расстоянии метра от дна. Носовое 100-миллиметровое орудие отсутствует – видимо, его отбросило взрывом вместе с куском палубы. Мой товарищ Миша Иванов заснял характерную для лодок типа "С" рубку с раздвижными створками, она осталась практически цела».
Отец Иннокентий отмечает, что, хотя свои первичные задачи экспедиция выполнила, в будущем предстоит совершить ещё ряд погружений на С-12 – чтобы завершить съемки, необходимые для виртуального музея…
_________________________
Фото https://vk.com/club163987722