Целесообразен ли в Евразии перекос в пользу зеленых проектов? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.10.2025 |

Целесообразен ли в Евразии перекос в пользу зеленых проектов?

Евразийский банк развития (ЕАБР) подготовил аналитический доклад «Инвестиции в будущее: проекты международных финансовых организаций (МФО) в Евразии». В нем отмечено сокращение реальных объемов несуверенного финансирования МФО в регионе на 17,4% за последние 17 лет. Доклад основан на анализе более 2 тыс. одобренных несуверенных проектов 16 МФО в 11 странах региона за 2008-2024 гг. При этом сохранятся проблемы с ростом промышленных капвложений ЕАБР в том же регионе – в отличие от зеленых проектов.

Поясним: несуверенное финансирование – это предоставление займов, инвестиций и гарантий для юридических лиц – и не только для государственных структур. Притом без каких-либо межгосударственных гарантий: например, государства не несут ответственности за возврат средств.

Согласно докладу, ЕАБР с 2018 года стал новым лидером несуверенного финансирования, обогнав Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие западные финансовые структуры. География же инвестиций практически всех МФО сместилась в Центральную Азию, получающую к настоящему времени 63% от общего объема финансирования. Страной-лидером по привлеченным средствам стал Казахстан.

Значительно изменились и отраслевые приоритеты: доля зеленых проектов выросла с 8% до 32%, а финансирование возобновляемых источников энергии увеличилось с 0% до 18%. Схожие пропорции/приоритеты инвестиций характерны и для МФО. Что, однако, привело к сокращению инвестиций в промышленность, АПК и цифровую инфраструктуру. Последнее связано в основном с длительной окупаемостью промышленных и в целом отраслевых инвестиций. В условиях нестабильности валютных курсов, обесценивающих национальные капвложения при снижении платежеспособности нацвалют к западным, тоже сдерживает приток инвестиций в упомянутые отрасли.

По данным доклада ЕАБР, отрицательная реальная динамика по МФО связана с рядом взаимосвязанных причин. Во-первых, это высокие темпы долларовой инфляции: в 1,5 раза с 2008 по 2024 г. С добавлением схожего темпа инфляции в 11 странах Евразии. Во-вторых, это слабая динамика в том же периоде зарубежного финансирования со стороны Международного банка реконструкции и развития (МБР) – центровой, наряду с Международным валютным фондом, инвестиционно-кредитной структуры Запада. Это негативно влияет на объемы инвестиций других МФО.

В-третьих, это особенности финансирования в отдельных странах Евразии. Скажем, в Казахстане за счет повышения инвестиционной привлекательности экономики реальные объемы финансирования выросли вдвое. А в Узбекистане на фоне низкой стартовой инвестбазы реальные объемы капвложений повысились более чем в 40 раз. Но в других странах континента, включая РФ, эти объемы значительно уменьшились из-за ухода международных институтов. Как следствие, в период 2022-24 гг. общий объем одобренных инвестопераций МФО в регионе составил 16,4 млрд долл.: доля ЕАБР – 40% (6,5 млрд долл.), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБР) – 23% (3,6 млрд.), МБР – 17% (2,8 млрд.).

В то же время в рамках всего ареала МФО основными по объемам финансирования зеленых проектов в регионе были ЕБРР (2,1 млрд долл.), аналогичный Азиатский банк развития и ЕАБР (по 0,8 млрд).

Но растущее примерно с 2021 г. и зарубежное финансирование зеленых и т. п. проектов в ЕАЭС-СНГ, включая возобновляемую энергетику, олицетворяет собой сугубо локальные проекты. Причем основная часть инвестирования направляется в основном на разработку самих проектов и, естественно, на оплату участия зарубежных экспертов в таких проектах. По имеющимся оценкам, доля означенного сектора в инвестициях по зеленому направлению в ареале СНГ уже который год превышает 60%. В основе же топливно-энергетического баланса означенных стран – по-прежнему традиционные энергоресурсы.

По сути, главное назначение таких инвествложений – это способ укрепления финансовых и общеэкономических позиций западных структур в указанных странах, как и укрепления позиций западных экспертов в научном сообществе тех же стран. Расставление этих акцентов облегчается и тем, что многочисленные экологические проблемы традиционны практически для всех постсоветских республик, притом что реальное госфинансирование экологических проектов в них едва достигает в лучшем случае 60% от потребности.

Инвестиции же в промышленные отрасли, особенно машиностроение, металлургию, комплексную переработку различного сырья, включая создание СП в этих отраслях в данных странах – повторим – отнюдь не гарантируют быстрой окупаемости. А во-вторых, косвенно, если не впрямую они способствуют сокращению импорта товаров этих отраслей, что, конечно, невыгодно западным производителям и поставщикам.

В контексте этих факторов характерны оценки совместного исследования 2022-24 гг. Астраханского технического госуниверситета, Российского технологического университета и НКО «Международная академия информационных технологий» «Исследование движения капитала в странах союза»: «На основе анализа динамики иностранных инвестиций в странах ЕАЭС сделан вывод, что данные государства иностранный капитал покидает, особенно сферу высокотехнологичных отраслей. Макроэкономические показатели союза, включая производственную инвестсферу, в основном обеспечиваются вкладом России, являющейся наиболее крупной экономикой региона ЕАЭС».

Что касается динамики зарубежных инвестиций, то в них «относительно стабильные компоненты с начала 2020-х выделить невозможно: прямые и портфельные инвестиции имеют большую волатильность». При этом фактический валовый отток капиталов из ЕАЭС-региона со второй половины 2010-х, особенно с начала 2020-х, преобладает над их валовым притоком.

Как отмечено, причиной таких трендов, наряду с упомянутыми внешнеэкономическими приоритетами Запада в постсоветском ареале, являются «также санкции и антисанкции, риски введения вторичных западных санкций». Требуются, прежде всего, «улучшение инвестиционного климата в странах ЕАЭС (имеется в виду для обхода инвестиционных санкций и притока капвложений из дружественных стран. - Ред.), более активное нормативное сближение и гармонизация их финансовых рынков».

Рекомендации же ЕАБР включают более активное наращивание инвестиций в промышленность и АПК, водную безопасность, экологически менее ущербную энергетику, транзитную инфраструктуру Евразии, а также повышение доли финансирования в нацвалютах стран евразийского ареала. Последнее целесообразно, разумеется, при стабильной платежно-покупательной способности этих валют и тем более при ее повышении в сравнении с западными валютами.

Словом, вполне можно согласиться с рекомендациями ЕАБР и упомянутого выше совместного исследования. Наблюдаемый перекос капвложений в сторону зеленых проектов едва ли способствует в полной мере комплексной реиндустриализации и кооперации национальных экономик.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
56
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика