По результатам прошедших в Молдове парламентских выборов правящая партия Майи Санду PAS набрала 50,2%, получив 55 мандатов из 101 в парламенте Молдовы, что является абсолютным большинством. Хотя этот результат заметно хуже предыдущей каденции, когда PAS имела 63 мандата, он позволяет формировать правительство без всяких коалиций с другими прошедшими в парламент политическими партиями. Получается, что в руководстве страной принципиально ничего не поменяется. Более того, в нынешний парламент прошли политические партии, которые вполне могут поучаствовать и в формировании конституционного большинства, чего не было в прошлом составе законодательного органа.
Складывающаяся в результате выборов политическая обстановка ставит вопрос о том, сохранится ли вообще в Молдове какая-либо реальная оппозиция, которая сможет отстаивать и проводить в жизнь политические идеи и принципы, отличные от тех, которые диктуют молдавскому обществу через действующую власть западные кураторы Санду и PAS?
Если сейчас оппозиция смирится, значит, ей придет политическая смерть. Такие, как М. Санду и И. Гросу (председатель парламента), власть уже никогда не отдадут. Очевидно, что сложившуюся диктатуру в Молдове нельзя победить электоральным путем. Это показали еще прошлогодние президентские выборы – Молдова воспринимается в Брюсселе и Бухаресте как рубеж, который нужно удержать во что бы то ни стало.
В то же время итоги голосования в Гагаузии, Приднестровье, Тараклии показывают, что там не согласны с евроинтеграцией и беспределом партии PAS. Внутри страны есть конфликт. Отстранение партии «Сердце Молдовы» от участия в выборах и снятие с выборов партии «Молдова Маре» непосредственно в день голосования демонстрируют, как Санду намерена последовательно ограничивать политические права граждан, несогласных с прозападной ориентацией правительства. По результатам выборов Молдову можно считать потерянным государством, которое остаётся полностью под управлением ЕС и готово выполнять любые команды из Брюсселя. И далеко не факт, что однажды там не прикажут Молдове вступить в открытую вооруженную конфронтацию с Россией, как это уже сделали с Украиной.
Парламентские выборы в Молдове стали серьезным политическим поражением тех политических партий, которые продолжают выступать за развитие сотрудничества между Молдовой и Россией. По сути, на сегодняшний день ни одной реальной серьезной политической силы, способной вести осмысленную и весомую игру, в Молдове не осталось. В первую очередь не оправдались надежды на Патриотический блок, в который при его формировании входили Партия коммунистов (ПКРМ), Партия социалистов (ПСРМ), а также партии «Будущее Молдовы» и «Сердце Молдовы». Если на прошлых парламентских выборах ПКРМ и ПСРМ также выступали единым блоком и получили 35 мандатов, то на этих уже не две, а четыре партии получили в общей сложности всего 26.
При этом весьма показательно, что, в отличие от прошлой каденции, блок развалился сразу же после выборов и его участники сформировали в парламенте самостоятельные фракции. Вместо консолидации усилий оппозиции налицо привычный сценарий: интриги и борьба за влияние между группами. А на выходе – катастрофа, которая коротко характеризуется следующим:
- политические проекты, связанные с именем Илана Шора, не выдержали массовых репрессий действующего режима и массированной кампании по дискредитации со стороны провластных СМИ. Все политические лидеры этого проекта вынуждены находиться за пределами Молдовы, либо, как Евгения Гуцул, осуждены и находятся в заключении. И. Шор, несмотря на медийную мощь и финансовые ресурсы, так и не смог создать устойчивую политическую структуру. Каждая волна его партийных проектов – от партии «Шор» до блока «Победа» – оказалась в чрезмерной зависимости от одного человека. Протесты 2023 года показали предел его влияния: тысячи людей на митингах протеста не трансформировались в жизнеспособную политическую силу;
- ПСРМ под руководством экс-президента Игоря Додона стремительно теряет популярность на фоне пассивности и акций протеста продолжительностью 15-20 минут. Партия, которая ещё недавно была крупнейшей в стране, за несколько лет превратилась в тень самой себя: не имеет чёткой программы и способна говорить с избирателем исключительно геополитическими лозунгами, а не на языке конкретики.
Две новые партии «Сердце Молдовы» и «Молдова Маре» были атакованы молдавской властью непосредственно «на взлёте» и сегодня вынуждены вести юридическую борьбу против ограничения их политической деятельности.
И самое главное – оппозиции так и не удалось предложить ни одной новой идеи, способной найти отклик в молдавском обществе. Лозунги про «дружбу с Россией» и «традиционные ценности» находят своих сторонников, но этого недостаточно в стране, где цены постоянно растут, а люди хотят конкретных решений их жизненных вопросов, а не геополитики.
Таким образом, пророссийский политический фланг Молдовы раздроблен и оказался неспособен даже выработать общую платформу. На фоне недовольства социально-экономическим положением и усталости общества от PAS спрос на альтернативу огромен, но вместо выработки понятной массам стратегии оппозиционные политики заняты лишь борьбой за внимание избирателей, личными амбициями и медийным шумом. Если в ближайший год ситуация не изменится, пророссийский лагерь начнет терять сторонников на фоне массированной проевропейской пропаганды и ужесточения режима в стране.
Возвращаясь к составу нового парламента, необходимо отметить и новые политические силы, которые получили депутатские мандаты по итогам выборов. Эти партии называют себя оппозиционными, но так ли это на самом деле?
«Наша партия» Ренато Усатого представляет собой самый надежный резерв PAS в парламенте, который поддержит необходимые законопроекты в критический момент. При этом показная фронда Усатого, как, например, отказ его фракции участвовать в выборах спикера парламента, на которых победил председатель PAS Гросу, не должна вводить в заблуждение. Будучи одним из самых известных политиков-демагогов в РМ, Усатый всегда найдет обоснование своей поддержки режима Санду и PAS.
Еще одна партия-новичок «Демократия дома» позиционирует себя проевропейской и оппозиционной, а ее лидер Василий Костюк неоднократно выступал с антироссийскими и русофобскими заявлениями. Несмотря на то что лично он имел проблемы с PAS в виде преследования со стороны полиции, поддержка этой фракции различных проевропейских и антироссийских законопроектов не вызывает сомнения.
Еще одна новая фракция в молдавском парламенте – политический блок «Альтернатива», получивший 8 депутатских мандатов. Учитывая состав этого блока, результат, полученный на выборах, следует оценить, как крайне неудачный. Главные фронтмены блока – экс-генпрокурор Александр Стояногло, который на последних президентских выборах победил Санду по голосованию внутри Молдовы, и мэр Кишинева Ион Чебан, который переизбрался с первого тура в столице, где проживает почти половина населения страны. Тем не менее блок «Альтернатива» с трудом преодолел избирательный барьер для политических блоков, превысив его менее чем на 1%. Объясняется это, скорее всего, размытостью и неопределенностью политической программы, стремлением угодить и понравиться всем сразу и позиционированием себя в качестве центристской политической силы, что в условиях глубокого раскола молдавского общества бесперспективно.
Подобное поведение блока «Альтернатива» проявилось уже и в ходе консультаций, назначенных Санду в связи с выдвижением кандидатуры главы правительства. Председатель фракции «Альтернативы» Вартанян заявил, что «в ходе диалога обменялись мнениями относительно деятельности будущего правительства и нового созыва парламента, приоритетах, задачах, вызовах. Подчеркнул важность диалога между властью и оппозицией, инклюзивности всего общества, а также всех оппозиционных сил в процесс законотворчества. Фракция блока «Альтернатива» примет решение о поддержке назначенного правительства после встречи с кандидатом на пост премьер-министра и после анализа программы и команды».
Очевидно, «что, объявляя себя оппозицией, политическая сила автоматически заявляет, что не будет поддерживать предлагаемое властью правительство и его программу. Хотя это не исключает возникновения ситуаций, когда оппозиционная партия проголосует за какой-то предложенный этим правительством законопроект, поскольку он явно будет иметь общенациональную пользу без возражений. Голосуя же за предлагаемую властью кандидатуру премьера, представленную им команду и программу, политическая партия выражает поддержку решению власти и согласие с основными направлениями действий будущего правительства. Тогда в чём её оппозиционность и как она будет вести себя потом?» - так прокомментировал поведение «оппозиционного» блока «Альтернатива» экс-вице-премьер Александр Муравский.
Что ж, оппозиция устраивается, как может, в новых условиях, которые будут существовать в ближайшие годы. Время для анализа и выбора стратегии есть, но пока непонятно, есть ли у оппозиции желание что-то менять. То, что произошло в Молдове – это новый неоколониализм, который вышел на следующий уровень, когда источник власти юридически вынесен за пределы государства, а люди, проживающие в стране, будут жить так, как хотят их иностранные соотечественники.
Замысел Запада прошёл отличную обкатку в Молдове. Теперь этот опыт будет явно тиражироваться на другие страны постсоветского пространства.





