Запад навязывает ЦА «зеленую» тематику, чтобы контролировать её ресурсы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 15.09.2025 |

Запад навязывает ЦА «зеленую» тематику, чтобы контролировать её ресурсы

Часть I

Схожие проблемы есть и у других стран ЦА. Например, в Узбекистане крупные иностранные предприятия представлены в различных секторах, включая международный ретейл и промышленность, а зарубежные инвестиции, в том числе из Китая, активно привлекаются в металлургию и горнодобычу, что ведет к увеличению экологических проблем в стране. Ежегодно Государственная инспекция экологического надзора республики вносит тысячи предписаний и штрафов различным компаниям за нарушение законодательства в сфере охраны окружающей среды. По официальной статистке, только за первое полугодие 2025 года предприятия Узбекистана причинили окружающей среде ущерб на более чем $24 млн, а из-за проблем с загрязнением воздуха в конце июля в свободной экономической зоне «Навои» были остановлены 23 предприятия, среди которых особенно отличились Sogda Kimyo Zavod, Ferrosplav и Zarafshon Industrial Technology.

Таджикистан также страдает от проблем с экологией, что во многом связано с деятельностью промышленных предприятий, значительная часть из которых работают в связке с иностранным капиталом, в том числе из Китая. Самыми опасными отраслями с точки зрения вреда окружающей среде здесь являются добывающая и обрабатывающая промышленность, на которые приходится порядка 80% заводов и фабрик республики (322 и около 3000 соответственно из почти 3 500 от общего числа промпредприятий). Крупными иностранными компаниями, работающими в Таджикистане, являются итальянская компания Salini Impregilo, занимающаяся строительством Рогунской ГЭС, и китайская CNPC, участвующая в разведке и добыче углеводородов. Также в нефтегазовом секторе представлена французская Total.

Помимо того, крупные иностранные компании, влияющие на окружающую среду в Таджикистане, работают и в горнодобывающем секторе, в первую очередь в добыче золота. Например, совместное таджикско-китайское предприятие «Зарафшон» является одним из крупнейших золотодобытчиков страны (около 70% всего золота, добываемого в Таджикистане). И все они так или иначе вносят свой вклад в разрушение экологии республики. Поэтому неслучайно только за первые шесть месяцев текущего года в стране было выявлено свыше 9 тыс. нарушений экологического законодательства.

Информация о ситуации с экологией в Туркменистане крайне скупа из-за специфики политического устройства страны. Однако с учетом особенностей экономики данной республики, сосредоточенной на нефтегазовом секторе, нельзя сомневаться в том, что и здесь проблемы с окружающей средой также имеются и связаны не только с деятельностью государственных компаний, но и иностранных инвесторов, которые в последние годы все чаще стали появляться на туркменской земле. Например, в 2024 году власти страны отчитались, что на 110% выполнили план по привлечению иностранных инвестиций, освоив $11 млрд за счет всех источников финансирования. Это говорит о том, что интерес зарубежных компаний к Туркменистану только растет, а с этим в республике будет нарастать и экологическая нагрузка.

Стоит заметить, что формально Запад и контролируемое им международное сообщество на протяжении последних десятилетий заботится о том, чтобы сохранить и даже улучшить экологию в Центральной Азии. Для этого разрабатываются самые различные программы, создаются организации контроля, придумываются новые экологические стандарты, которые, правда, не исполняются западными корпорациями в развивающихся странах, и пр. Однако при ближайшем рассмотрении США, Великобритания, ЕС и их партнеры всегда использовали природоохранную тематику для того, чтобы навязывать другим государствам условия внешнего финансирования, через которое стремились получить контроль над их природными ресурсами.

Например, из развивающихся стран, в том числе ЦА, постепенно вытеснялись национальные предприятия из добывающих и перерабатывающих проектов под предлогом наличия у западных корпораций «уникальных зеленых технологий». При этом компании стран ЕС, США или Великобритании, как правило, предпочитают создавать высокотехнологичные предприятия у себя на территории, а все «грязное» производство оставлять в других регионах. Дополнительно ко всему различные международные экологические организации, проекты, стандарты и пр. уже давно превратились в удобный инструмент, через который Запад умело влияет на гражданское общество в развивающихся странах, продвигая нужную себе политическую повестку дня, а в ряде случаев и организовывая протестное движение.

Можно, например, вспомнить о том, как еще в 2001 году появился Региональный экологический центр Центральной Азии (РЭЦЦА) со штаб-квартирой в Алматы. Данная организация создавалась при непосредственном участии и финансировании печально известного Агентства США по международному развитию (USAID*), которое за годы своего существования было причастно ко многим государственным переворотам и «цветным революциям». Причем за все время работы РЭЦЦА особого практического эффекта в сфере защиты окружающей среды достигнуто не было, а новый всплеск интереса Вашингтона к данной структуре в 2019 году «неожиданно» совпал с принятием Белым домом новой стратегии в Центрально-Азиатском регионе, где говорилось, что «тесные отношения и сотрудничество с пятью странами будут способствовать продвижению американских ценностей и служить противовесом влиянию региональных соседей».

После начала специальной военной операции на Украине и ускорившихся изменений в политической и экономической обстановке в Евразии США только активизировали свою деятельность в регионе. Например, в 2024 году при формальном участии ООН американские власти стали главными помощниками странам ЦА в управлении водными ресурсами за счет внедрения своих цифровых технологий. Так, при содействии все того же USAID в Туркменистане на Каракумском канале была установлена первая система водоучета для измерения расхода воды, а в Киргизии на каналах Нарынской и Баткенской областей разместили ультразвуковые датчики.

Активизировались в регионе в последние годы и британцы, которые всегда считали Центральную Азию одним из инструментов давления на Россию. Так, в июле текущего года Великобритания создала Международный фонд по вопросам изменения климата в ЦА с целью «оказать поддержку пяти государствам региона в борьбе с негативными последствиями изменения климата», а также укрепления сотрудничества с местными организациями, такими как Международный фонд спасения Арала. Причем ранее британцев вопросы экологии в Центральной Азии практически не интересовали, а сегодня эта тема внезапно стала одной из важнейших в политической деятельности Лондона в регионе.

Необходимо отметить, что такая чрезмерная активность стран Запада и их компаний в последние несколько лет в ЦА имеет вполне объяснимые причины. С одной стороны, ЕС после 2022 года и начала санкционной войны против России оказался зависим от энергетических поставок из этого региона, контроль за которым стал просто необходим. С другой – в последние годы в мире резко вырос спрос на редкоземельные металлы, которым богата Центральная Азия (примерно 15-18% всех мировых запасов).

Например, в Таджикистане и Киргизии есть богатые залежи сурьмы, которые крайне необходимы США (более 60% американского импорта этого минерала шло ранее из Китая, который уже ограничил поставки). В начале 2025 года Казахстан объявил об открытии крупного месторождения редкоземельных металлов Куйректыколь в Карагандинской области, запасы которого изначально оценивались более чем в 935 тыс. тонн, а в сентябре стало известно, что оно может содержать до 28,2 млн тонн. Работы по выявлению новых залежей ведутся и в Таджикистане с Узбекистаном. Поэтому интерес Запада, оказавшегося отрезанным от редкоземельных металлов России и в ситуации постепенного сокращения поставок из Китая, к ресурсной базе стран ЦА на сегодня более чем очевиден.

В 2024 году исследовательская организация RAND Corporation, которая тесно связна с властями США, рекомендовала руководству западных стран содействовать «наращиванию добычи минеральных ресурсов и расширению производственных мощностей» во всех пяти странах Центральной Азии. Поэтому неудивительно, что еще в 2023 году в Нью-Йорке прошел саммит С5+1 (пять стран региона плюс США), в итоговой декларации которого была зафиксирована необходимость в диалоге по критически важным минералам, который начался в феврале 2024 года с целью «интеграции региона в глобальные цепочки поставок». Кроме того, в прошлом году в сфере добычи редкоземельных металлов Казахстан подписал меморандумы о взаимопонимании и соответствующие дорожные карты с Великобританией и ЕС, Узбекистан – с Евросоюзом и Соединенными Штатами, а Таджикистан заключил меморандум о сотрудничестве в горнодобывающей отрасли с датской компанией FLSmidth.

Это только подтверждает тот факт, что страны Запада намерены усилить свое присутствие в регионе в сфере добычи природных ресурсов. Однако в этой связи возникает закономерный вопрос – приведет ли деятельность западных инвесторов к устойчивому экономическому росту стран ЦА или еще больше усугубит их проблемы, в том числе в сфере экологии?

В настоящее время существуют серьезные опасения относительно того, что масштабные разработки месторождений критически важных минералов, за которыми ведут охоту на Западе, могут увеличить сырьевую зависимость государств ЦА, обострить проблему неравенства в регионе, а также серьезным образом ухудшить здесь экологическую ситуацию. Многие аналитики указывают на то, что западные страны не стремятся вкладывать средства в высокотехнологичные производства, а концертируют свое внимание только на добыче ресурсов, что наносит серьезный урон окружающей среде.

При этом проблемы самого региона ЕС, США и прочих «доброхотов» в реальности не волнуют, так как Центральная Азия и связанные с ней вопросы находятся от них далеко. В случае же, если власти центральноазиатской пятерки будут и дальше закрывать глаза на такой подход своих западных партнеров, регион рискует так остаться сырьевым придатком более развитых государств, а представившийся ему в последние несколько лет исторический шанс будет бездарно упущен.

Остается надеется, что в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане это понимают и не поведутся на красивые и громкие слова о «счастливом будущем» под чутким руководством США, Великобритании и ЕС, а выберут свой путь, подчиненный собственным интересам.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
76
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика