
Удары Киева по инфраструктуре нефтепровода «Дружба» равнозначны нападению на Венгрию и Словакию, заявил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто. «Эти атаки направлены против Венгрии и Словакии, они наносят ущерб Венгрии и Словакии, а не России», – подчеркнул глава венгерской дипломатии.
По его словам, такими методами киевский режим пытается заставить Будапешт изменить позицию в отношении конфликта на Украине и ее вступления в Евросоюз, то есть принять позицию, которая полностью противоречит венгерским интересам, но соответствует украинским.
Сийярто также акцентировал внимание на молчании Брюсселя по поводу диверсий со стороны Киева. «Нет никаких сомнений в том, что украинский президент открыто угрожал Венгрии в грубой и бесстыдной манере» – так глава венгерского МИД прокомментировал недавние заявления В. Зеленского по поводу ударов по нефтепроводу. Тем самым, по мнению Сийярто, он дал понять, что удары по «Дружбе» будут продолжены.
Ранее просроченный «президент» Украины позволил себе дерзко пошутить об атаках ВСУ на «Дружбу». «Мы всегда поддерживали дружбу между Украиной и Венгрией, а теперь существование этой «Дружбы» зависит от Венгрии», – ответил он на вопрос, возросли ли шансы Киева на снятие вето со стороны премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, необходимое для вступления Украины в ЕС.
Еще более нагло и цинично высказался глава МИД Украины Андрей Сибига, заявивший, что Будапешт может «направлять свои жалобы и угрозы друзьям в Москве».
Что ж, в Москве давно привыкли как к хамским репликам со стороны представителей киевского режима, так и к террористическим действиям. Но у нас с этим режимом, если что, вооруженный конфликт, и «ответку» на эти действия дает Минобороны, а не глава МИД и прочие официальные спикеры.
А что Венгрия? После атаки на нефтепровод глава венгерского правительства пообещал, что угрозы Киева не останутся без последствий. А какие могут быть последствия, тем более что это была не первая атака. Только в течении августа текущего года это уже третья атака. Последствий до сих не было.
Более того, директор по коммуникациям венгерского правящего партийного альянса «Фидес – Христианско-демократическая народная партия» Тамаш Менцер уверен, что Украина готовится к новому удару по нефтепроводу, о чем, по его словам, свидетельствует риторика провластных украинских изданий.
«Зеленский готовит очередную атаку на нефтепровод «Дружба». Слова ручного журналиста Зеленского Сергея Сидоренко понятны: они готовятся к очередному «удару». Эти атаки наносят больший вред Венгрии и Словакии, чем России. Украинцы атакуют нас. Нашу энергетическую безопасность, наш суверенитет», – написал Менцер в соцсети, опубликовав фрагмент выступления украинского журналиста С. Сидоренко, заявившего, что, если «Дружба» будет восстановлена после очередной атаки ВСУ, Украина «захочет снова его остановить, для этого надо снова ударить».
Очевидно, что венгерские спикеры преувеличивают, говоря о том, что эти удары расценивают как нападение на страну, но вот то, что это покушение на энергетическую безопасность – это точно. Трубопровод, конечно, всякий раз восстанавливают, но Будапешт и Братислава в итоге неделями сидят без топлива из России, альтернативы которому нет.
Стоит отметить, что это далеко не единственная претензия к Киеву с венгерской стороны. Будапешт не первый год требует от Украины прекратить дискриминацию этнических венгров в Закарпатье: украинские власти не только лишили их права на пользование родным языком, приняв дискриминационные законы, направленные якобы против русских, но по факту ущемляющие права всех меньшинств в стране, но и преследуют активистов провенгерских движений, осуществляют насильственную мобилизацию венгров, что вызывает в Будапеште взрыв негодования.
Что в ответ делает Венгрия? Который год блокирует интеграционные стремления Киева в Евросоюз и НАТО. Отказывается от введения антироссийских санкций. Не поставляет Киеву оружие вопреки общей линии ЕС. А еще в конце августа Венгрия объявила персоной нон грата главного дроновода Украины Роберта Бровди (Мадяра), которого считает причастным к атакам на «Дружбу». Пока это всё.
Безусловно, в Киеве от этих действий не в восторге, но разве это можно назвать соразмерной «ответкой»? Кстати, если бы Будапешт действительно приравнивал атаки на нефтепровод к нападению на страну, то в этом случае стоило бы предпринять военный ответ и призвать к задействованию 5-й статьи НАТО. Да и без того преследования венгров в Закарпатье вполне могло бы стать поводом для проведения Венгрией своей СВО на западе Украины.
То же, в принципе, можно сказать о Словакии. Словаков Киев не трогает, их на территории Украины банально нет. Зато атаки на энергетическую инфраструктуру – чем не повод осадить пыл киевских политиков, решивших, что им можно покушаться на суверенитет стран ЕС и НАТО? Покушаться только потому, что лидеры Венгрии и Словакии в объединениях считаются «белыми воронами», и Брюссель последовательно отказывается вставать на их защиту – более того, склоняет к введению антироссийских санкций и отказу от российских энергоносителей, не предлагая никакой альтернативы.
Кстати, хочу напомнить, что главной пострадавшей от отказа Киева в начале этого года продлевать транзитный газовый контракт с Россией оказалась именно Словакия. А ведь это куда серьезнее, чем удары по трубе, которую в итоге все равно достаточно быстро восстановят, в отличии от возможности в долгосрочной перспективе получать дешевый российский газ.
При этом В. Орбан уверен, что действия Киева против венгерской энергетики молчаливо одобрены Брюсселем, который мечтает наказать Венгрию за её независимую позицию в вопросах миграции и оказания военной помощи Украине.
И что? После этого стране, обладающей реальным суверенитетом, следовало бы как минимум подвергнуть сомнению целесообразность дальнейшего пребывания в составе ЕС. Однако не нужно быть экспертом по европейским делам, чтобы понимать, что дотационные экономики Венгрии и Словакии зависят от финансирования из Брюсселя едва ли не полностью. А членство в НАТО дает ту самую стабильность, на которую Европа буквально молится после окончания Второй мировой и холодной войн.
Потому едва ли кого может удивить тот факт, что ни Орбан, ни премьер Словакии Роберт Фицо никогда даже не заикались на тему возможности пересмотра членства в НАТО и ЕС, в отличии от некоторых политиков в той же Франции и Германии. И даже не пытаются оказывать реального давления на Киев, ограничившись ничего не меняющими декларациями.
«Закройте поставки электроэнергии, и они сразу поймут, что есть какие-то пределы их поведения в области нарушения чужих интересов», – посоветовал на днях Фицо российский президент Владимир Путин, напомнив, что Украина получает значительный объем энергоресурсов через своих соседей в Восточной Европе. Это касается как электричества, так и поставок газа.
Надо понимать, что Венгрия и Словакия, не будучи ограниченными действиями контрактов с Украиной, теоретически могли бы последовать совету Москвы и давно бы это сделали, если бы не опасались вступить таким образом уже на новый нежелательный для них уровень конфронтации с Брюсселем. Тем более что, даже если бы они это сделали, Запад Украину не оставит и не бросит без газа и света, для этого есть альтернативные пути поставок. В отличии, кстати, от поставок нефти и газа в сами Венгрию и Словакию из России.
Между тем конфронтация ЕС и НАТО с нежелающими в полной мере проявлять солидарность Орбаном и Фицо и так вступает в новую стадию. По данным венгерских спецслужб, Брюссель готовит планы свержения венгерского лидера, что подтверждает Служба внешней разведки России. Сам Орбан, разумеется в курсе, он уже заявлял, что лидера оппозиции, которого хотят поставить на его место, Петера Мадьяра открыто финансирует Германия, которая стремится взять под контроль Центральную Европу.
«Все знают эту историю: Венгрию уже дважды «убеждали» немцы, что привело к двум мировым войнам. Венгрия больше не позволит немцам влиять на неё», – утверждает Орбан. Но насколько реально он готов противостоять этому, пока открытый вопрос.
Впрочем, в Берлине и в Брюсселе могут рассматривать вариант его свержения как запасной. В будущем году в Венгрии состоятся парламентские выборы, которые партия Орбана может и проиграть или же не получить достаточного количества голосов для формирования правительства.
«Надежды премьер-министра Венгрии Виктора Орбана на то, что сильная экономика приведет его партию «Фидес» к очередной победе на выборах в 2026 году, подрываются ростом инфляции, падением морального духа домохозяйств и даже снижением рождаемости, которую он так хочет повысить, – писал еще в начале года Reuters, очевидно, уже тогда прощупывая почву. Напомню, коалиция Фидес –ХДНП находится у власти с 2010 года, неизменно получая на выборах цифру, близкую или превышающую 50%. Но ничто не вечно под луной, а менять итоги выборов в подконтрольных себе странах, используя недовольство населения экономическими проблемами, Запад, как мы знаем, умеет.
Еще более шаткие позиции у Роберта Фицо, который вернулся к власти в позапрошлом году, получив на выборах только 22,94 % и лишь ненамного опередив соперников. Фицо, напомню, уже дважды лишался власти, потом возвращался, но далеко не всегда его партии удавалось побеждать с достаточным для формирования своего правительства результатом, приходилось вступать в коалиции с другими партиями, далеко не все из которых разделяют радикальную позицию нынешнего премьера как по отношению к Брюсселю, так и по отношению к Киеву.
Иными словами, мы видим, что у евробюрократии есть весьма неплохие шансы убрать неугодных лидеров в Восточной Европе, и те из опасений не решаются повышать градус конфронтации.
И все же посмотрим, как события будут развиваться дальше.