Визит президента Ирана в Белоруссию – отношения выходят на новый уровень - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 28.08.2025 |

Визит президента Ирана в Белоруссию – отношения выходят на новый уровень

Белоруссия и Иран в последние несколько лет активно развивают двустороннее сотрудничество, что обусловлено геополитической ситуацией, которая сложилась вокруг этих государств. Для Минска отношения с Тегераном во многом носят стратегический характер, так как Ближний Восток рассматривается белорусскими властями как одно из самых важных направлений в рамках диверсификации своих экспортных потоков. В свою очередь, Иран открыто проявляет интерес к расширению взаимодействия с Белоруссией, особенно с учетом участия республики в различных интеграционных объединениях на евразийском пространстве и ее тесных связей с Россией.

Очередным подтверждением особых отношений между Минском и Тегераном стал визит в белорусскую столицу 19-20 августа президента Ирана Масуда Пезешкиана, который вполне может стать началом новой вехи сотрудничества двух стран.

Необходимо напомнить, что дипломатическим отношениям Белоруссии и Ирана уже исполнилось 33 года и сегодня они находятся в самой высшей точке своего развития. При этом Минск и Тегеран активно взаимодействуют как на двустороннем уровне, так и на международной арене, в том числе в рамках Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в Движении неприсоединения, Евразийском экономическом союзе (с которым у Ирана с 15 мая 2025 года заработало Соглашение о свободной торговле) и Шанхайской организации сотрудничества. Важным является то, что оба государства выступают против любых незаконных ограничительных мер со стороны Запада и стремятся активно участвовать в построении новой многополярной системы международных отношений. Причем именно противостояние западным санкциям стало одной из основ сближения Минска и Тегерана, дав толчок для развития не только экономического, но и политического сотрудничества.

Сегодня Белоруссия и Иран торгуют различными товарами промышленного и сельскохозяйственного назначения. Минск поставляет на иранский рынок грузовые автомобили, калийные удобрения, синтетические волокна и сельхозтехнику, а обратно получает овощи, фрукты, ковры, полимеры и минеральные масла. Причем считается, что пик торговли двух стран пришелся на 2017 год, когда, по данным белорусской стороны, товарооборот достиг $154,2 млн.

Позже из-за пандемии коронавируса и введенных против Белоруссии западных санкций показатели двустороннего товарооборота снизились и начали восстанавливаться лишь в последние три года. Так, по данным белорусской статистики, в 2022 году страны наторговали на $100 млн. В 2023 году сообщалось, что товарооборот вырос «примерно на 40%», а в 2024 году еще «на четверть». В I квартале нынешнего года темпы ускорились на 42%, что, как считают экономисты, отражает эффект низкой базы и расширение номенклатуры поставок. При этом в Минске и Тегеране всегда заявляли, что не собираются останавливаться на достигнутом, а Иран и вовсе обещал помочь Белоруссии в преодолении введенных против нее санкций. Поэтому неудивительно, что страны в последние годы резко активизировали сотрудничество по самым различным направлениям, начиная от экономики и заканчивая военной сферой.

Изначально Масуд Пезешкиан должен был посетить Минск еще в конце июня, чтобы принять участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета. Однако из-за обострения конфликта с Израилем тогда визит президента Ирана был перенесен, а его выступление на саммите ЕАЭС прозвучало лишь в записи. Примечательно то, что в белорусской столице во время острой фазы ближневосточного кризиса официально поддержали Тегеран, но при этом решили не делать резких заявлений, что нашло понимание у иранской стороны.

Президент Ирана прилетел в Минск вечером 19 августа из Армении, где он находился с официальным визитом. Сразу же после прибытия Пезешкиан направился в центр Минска, где возложил венок к монументу Победы. На следующий день у иранского лидера и прибывшей с ним делегации была намечена крайне насыщенная повестка дня, в рамках которой предполагалась встреча президентов двух стран в узком и расширенном форматах, а также подписание пакета документов, направленных на расширение партнерства между двумя странами. Как показали итоги 20 августа, все намеченные сторонами планы были успешно реализованы.

В частности, на встрече Александр Лукашенко и Масуд Пезешкиан обсудили самый широкий спектр вопросов, уделив особое внимание развитию торговли и промышленной кооперации, инвестиционному сотрудничеству, реализации совместных инициатив в области науки, технологий и образования, а также взаимодействию государств на международной арене в рамках обеспечения региональной и международной безопасности. Причем Лукашенко изначально подчеркнул готовность Минска обсуждать любые темы с Тегераном, отметив отсутствие закрытых тем между двумя странами, в том числе и в сфере военно-технического сотрудничества. По его словам, «визит президента Ирана знаменует новый этап в развитии двусторонних отношений, укреплении партнерства двух стран с опорой на взаимное уважение и доверие».

Кроме того, белорусский лидер сообщил, что Минск и Тегеран сегодня уделяют особое внимание улучшению транспортной взаимосвязанности и развитию коридора «Север – Юг». В этой связи он сообщил, что Белоруссия заинтересована в перспективе выхода в Иран и Персидский залив через Армению, что было предложено республике иранскими властями. Белорусский лидер также отметил позитивный эффект от регулярных встреч смешанной белорусско-иранской комиссии по вопросам экономического сотрудничества, 17-е заседание которой прошло в феврале текущего года.

Лукашенко отметил и активную работу на межрегиональном уровне, подчеркнув заинтересованность Белоруссии в развитии действующих связей и расширении их географии. Причем он подчеркнул, что «наше сотрудничество – это фундамент для стратегического партнерства, вклад в стабильность в этом неспокойном мире», а Минск рассматривает Тегеран в качестве важного политического и экономического партнера не только в Азиатском регионе, но и на международной арене в целом. В этой связи белорусский лидер предложил Тегерану заключить договор о стратегическом сотрудничестве.

Более того, Лукашенко в очередной раз подчеркнул, что обе страны разделяют общие ценности и принципы взаимодействия суверенных государств, а Минск поддерживает легитимное право Ирана на развитие мирного атома, против чего активно выступает Запад. По мнению президента Белоруссии, подобная дискриминационная политика западных стран и является одной из главных причин нового витка военной эскалации между Израилем и Ираном, что привело к прямому вовлечению в конфликт США.

В свою очередь, Пезешкиан обратил внимание на договоренности, которые были достигнуты между странами в рамках ЕАЭС, БРИКС и ШОС, подчеркнув, что «наши общие взгляды должны воплощаться в жизнь в экономической, культурной сферах, в сфере развития туризма между нашими странами, а также, как вы отметили, в развитии военно-технического сотрудничества». Он также напомнил, что Иран и Белоруссия поддерживают друг друга на международной арене, что «очень ценно и важно». В этой связи Пезешкиан поблагодарил Лукашенко «за серьезные и крепкие позиции, которые вы принимали во время атак США и Израиля на иранскую землю».

 Пезешкиан также заявил, что Иран, как и Белоруссия, хочет остаться независимым и считает возможным развивать дружбу и кооперацию между странами «в рамках независимых решений». При этом он отметил, что в Тегеране понимают, что нейтрализовать все нынешние незаконные санкции Запада «может развитие наших отношений и наши договоренности, которые будут реализованы на практике». По его мнению, пока уровень экономических взаимоотношений между странами не соответствует уровню доверия между Минском и Тегераном, а потому стороны «должны достигнуть того уровня, при котором сможем реализовать все договоренности».

По итогам переговоров лидеры двух стран приняли совместное заявление об углубленном развитии отношений между двумя странами, в котором отметили схожесть позиций сторон по самым различным вопросам, подтвердили курс на интенсификацию «дружественных и стратегических связей», а также «выразили удовлетворение динамичным и поступательным развитием белорусско-иранского взаимодействия». Кроме того, президенты заявили о решимости развивать двусторонние отношения в соответствии с подписанной в ходе визита Александра Лукашенко в Иран в марте 2023 года «Дорожной картой на 2023 – 2026 годы» и подчеркнули свое намерение выстраивать отношения государств «на основе принципов суверенного равенства, территориальной целостности, независимости, невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного сотрудничества и взаимного уважения интересов».

Кроме того, в ходе прошедших в рамках визита Пезешкиана в Минск встреч делегации Ирана с белорусскими коллегами был подписан пакет из 12 документов в области политики, промышленности, медицины, экологии, СМИ и инвестиций, что не только продемонстрировало взаимную заинтересованность сторон в продолжении реализации намеченных ранее совместных проектов, но и вывело отношения двух стран на новый уровень. В частности, стороны приняли различные меморандумы о взаимопонимании между профильными ведомствами в области охраны окружающей среды, здравоохранения, сельского и лесного хозяйств, стандартизации, средств массовой информации и туризма.

По сути, эти документы устанавливают правовые основы двустороннего сотрудничества и определяют новые пути развития отношений между странами. Как отметил после встречи с президентом Ирана А. Лукашенко, в Минске стороны достигли «хороших результатов», которые позволят совершить позитивные сдвиги в двустороннем взаимодействии, а белорусская сторона «сделает все возможное для скорейшего воплощения в жизнь достигнутых договоренностей на всех уровнях и во всех областях».

В целом нынешний визит М. Пезешкиана в Минск можно считать одним из самых заметных событий последнего времени в процессе формирования новой модели международных отношений. В белорусской столице оба лидера открыто увязали углубление сотрудничества с задачей «нейтрализации» западных санкций, для чего и предполагается расширить отношения между странами абсолютно по всем направлениям, вплоть до военно-технического. При этом для Тегерана Минск сегодня представляется не просто экономическим партнером, но и еще своеобразным «узлом» логистики, а также дополнительной точкой доступа к рынку ЕАЭС.

В свою очередь, Иран готов предложить Белоруссии совместные проекты, выход на рынки Ближнего Востока и транзит белорусских грузов, в том числе по транспортному коридору «Север – Юг». И, конечно, оба государства теперь будут более уверенно идти по пути построения новой системы отношений на планете, которая рано или поздно придет на смену дискредитировавшей себя в последние годы западноцентричной модели.

_____________________________

Фото: https://president.gov.by

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
233
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика