
Белоруссия и Иран в последние несколько лет активно развивают двустороннее сотрудничество, что обусловлено геополитической ситуацией, которая сложилась вокруг этих государств. Для Минска отношения с Тегераном во многом носят стратегический характер, так как Ближний Восток рассматривается белорусскими властями как одно из самых важных направлений в рамках диверсификации своих экспортных потоков. В свою очередь, Иран открыто проявляет интерес к расширению взаимодействия с Белоруссией, особенно с учетом участия республики в различных интеграционных объединениях на евразийском пространстве и ее тесных связей с Россией.
Очередным подтверждением особых отношений между Минском и Тегераном стал визит в белорусскую столицу 19-20 августа президента Ирана Масуда Пезешкиана, который вполне может стать началом новой вехи сотрудничества двух стран.
Необходимо напомнить, что дипломатическим отношениям Белоруссии и Ирана уже исполнилось 33 года и сегодня они находятся в самой высшей точке своего развития. При этом Минск и Тегеран активно взаимодействуют как на двустороннем уровне, так и на международной арене, в том числе в рамках Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), в Движении неприсоединения, Евразийском экономическом союзе (с которым у Ирана с 15 мая 2025 года заработало Соглашение о свободной торговле) и Шанхайской организации сотрудничества. Важным является то, что оба государства выступают против любых незаконных ограничительных мер со стороны Запада и стремятся активно участвовать в построении новой многополярной системы международных отношений. Причем именно противостояние западным санкциям стало одной из основ сближения Минска и Тегерана, дав толчок для развития не только экономического, но и политического сотрудничества.
Сегодня Белоруссия и Иран торгуют различными товарами промышленного и сельскохозяйственного назначения. Минск поставляет на иранский рынок грузовые автомобили, калийные удобрения, синтетические волокна и сельхозтехнику, а обратно получает овощи, фрукты, ковры, полимеры и минеральные масла. Причем считается, что пик торговли двух стран пришелся на 2017 год, когда, по данным белорусской стороны, товарооборот достиг $154,2 млн.
Позже из-за пандемии коронавируса и введенных против Белоруссии западных санкций показатели двустороннего товарооборота снизились и начали восстанавливаться лишь в последние три года. Так, по данным белорусской статистики, в 2022 году страны наторговали на $100 млн. В 2023 году сообщалось, что товарооборот вырос «примерно на 40%», а в 2024 году еще «на четверть». В I квартале нынешнего года темпы ускорились на 42%, что, как считают экономисты, отражает эффект низкой базы и расширение номенклатуры поставок. При этом в Минске и Тегеране всегда заявляли, что не собираются останавливаться на достигнутом, а Иран и вовсе обещал помочь Белоруссии в преодолении введенных против нее санкций. Поэтому неудивительно, что страны в последние годы резко активизировали сотрудничество по самым различным направлениям, начиная от экономики и заканчивая военной сферой.
Изначально Масуд Пезешкиан должен был посетить Минск еще в конце июня, чтобы принять участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета. Однако из-за обострения конфликта с Израилем тогда визит президента Ирана был перенесен, а его выступление на саммите ЕАЭС прозвучало лишь в записи. Примечательно то, что в белорусской столице во время острой фазы ближневосточного кризиса официально поддержали Тегеран, но при этом решили не делать резких заявлений, что нашло понимание у иранской стороны.
Президент Ирана прилетел в Минск вечером 19 августа из Армении, где он находился с официальным визитом. Сразу же после прибытия Пезешкиан направился в центр Минска, где возложил венок к монументу Победы. На следующий день у иранского лидера и прибывшей с ним делегации была намечена крайне насыщенная повестка дня, в рамках которой предполагалась встреча президентов двух стран в узком и расширенном форматах, а также подписание пакета документов, направленных на расширение партнерства между двумя странами. Как показали итоги 20 августа, все намеченные сторонами планы были успешно реализованы.
В частности, на встрече Александр Лукашенко и Масуд Пезешкиан обсудили самый широкий спектр вопросов, уделив особое внимание развитию торговли и промышленной кооперации, инвестиционному сотрудничеству, реализации совместных инициатив в области науки, технологий и образования, а также взаимодействию государств на международной арене в рамках обеспечения региональной и международной безопасности. Причем Лукашенко изначально подчеркнул готовность Минска обсуждать любые темы с Тегераном, отметив отсутствие закрытых тем между двумя странами, в том числе и в сфере военно-технического сотрудничества. По его словам, «визит президента Ирана знаменует новый этап в развитии двусторонних отношений, укреплении партнерства двух стран с опорой на взаимное уважение и доверие».
Кроме того, белорусский лидер сообщил, что Минск и Тегеран сегодня уделяют особое внимание улучшению транспортной взаимосвязанности и развитию коридора «Север – Юг». В этой связи он сообщил, что Белоруссия заинтересована в перспективе выхода в Иран и Персидский залив через Армению, что было предложено республике иранскими властями. Белорусский лидер также отметил позитивный эффект от регулярных встреч смешанной белорусско-иранской комиссии по вопросам экономического сотрудничества, 17-е заседание которой прошло в феврале текущего года.
Лукашенко отметил и активную работу на межрегиональном уровне, подчеркнув заинтересованность Белоруссии в развитии действующих связей и расширении их географии. Причем он подчеркнул, что «наше сотрудничество – это фундамент для стратегического партнерства, вклад в стабильность в этом неспокойном мире», а Минск рассматривает Тегеран в качестве важного политического и экономического партнера не только в Азиатском регионе, но и на международной арене в целом. В этой связи белорусский лидер предложил Тегерану заключить договор о стратегическом сотрудничестве.
Более того, Лукашенко в очередной раз подчеркнул, что обе страны разделяют общие ценности и принципы взаимодействия суверенных государств, а Минск поддерживает легитимное право Ирана на развитие мирного атома, против чего активно выступает Запад. По мнению президента Белоруссии, подобная дискриминационная политика западных стран и является одной из главных причин нового витка военной эскалации между Израилем и Ираном, что привело к прямому вовлечению в конфликт США.
В свою очередь, Пезешкиан обратил внимание на договоренности, которые были достигнуты между странами в рамках ЕАЭС, БРИКС и ШОС, подчеркнув, что «наши общие взгляды должны воплощаться в жизнь в экономической, культурной сферах, в сфере развития туризма между нашими странами, а также, как вы отметили, в развитии военно-технического сотрудничества». Он также напомнил, что Иран и Белоруссия поддерживают друг друга на международной арене, что «очень ценно и важно». В этой связи Пезешкиан поблагодарил Лукашенко «за серьезные и крепкие позиции, которые вы принимали во время атак США и Израиля на иранскую землю».
Пезешкиан также заявил, что Иран, как и Белоруссия, хочет остаться независимым и считает возможным развивать дружбу и кооперацию между странами «в рамках независимых решений». При этом он отметил, что в Тегеране понимают, что нейтрализовать все нынешние незаконные санкции Запада «может развитие наших отношений и наши договоренности, которые будут реализованы на практике». По его мнению, пока уровень экономических взаимоотношений между странами не соответствует уровню доверия между Минском и Тегераном, а потому стороны «должны достигнуть того уровня, при котором сможем реализовать все договоренности».
По итогам переговоров лидеры двух стран приняли совместное заявление об углубленном развитии отношений между двумя странами, в котором отметили схожесть позиций сторон по самым различным вопросам, подтвердили курс на интенсификацию «дружественных и стратегических связей», а также «выразили удовлетворение динамичным и поступательным развитием белорусско-иранского взаимодействия». Кроме того, президенты заявили о решимости развивать двусторонние отношения в соответствии с подписанной в ходе визита Александра Лукашенко в Иран в марте 2023 года «Дорожной картой на 2023 – 2026 годы» и подчеркнули свое намерение выстраивать отношения государств «на основе принципов суверенного равенства, территориальной целостности, независимости, невмешательства во внутренние дела друг друга, добросовестного сотрудничества и взаимного уважения интересов».
Кроме того, в ходе прошедших в рамках визита Пезешкиана в Минск встреч делегации Ирана с белорусскими коллегами был подписан пакет из 12 документов в области политики, промышленности, медицины, экологии, СМИ и инвестиций, что не только продемонстрировало взаимную заинтересованность сторон в продолжении реализации намеченных ранее совместных проектов, но и вывело отношения двух стран на новый уровень. В частности, стороны приняли различные меморандумы о взаимопонимании между профильными ведомствами в области охраны окружающей среды, здравоохранения, сельского и лесного хозяйств, стандартизации, средств массовой информации и туризма.
По сути, эти документы устанавливают правовые основы двустороннего сотрудничества и определяют новые пути развития отношений между странами. Как отметил после встречи с президентом Ирана А. Лукашенко, в Минске стороны достигли «хороших результатов», которые позволят совершить позитивные сдвиги в двустороннем взаимодействии, а белорусская сторона «сделает все возможное для скорейшего воплощения в жизнь достигнутых договоренностей на всех уровнях и во всех областях».
В целом нынешний визит М. Пезешкиана в Минск можно считать одним из самых заметных событий последнего времени в процессе формирования новой модели международных отношений. В белорусской столице оба лидера открыто увязали углубление сотрудничества с задачей «нейтрализации» западных санкций, для чего и предполагается расширить отношения между странами абсолютно по всем направлениям, вплоть до военно-технического. При этом для Тегерана Минск сегодня представляется не просто экономическим партнером, но и еще своеобразным «узлом» логистики, а также дополнительной точкой доступа к рынку ЕАЭС.
В свою очередь, Иран готов предложить Белоруссии совместные проекты, выход на рынки Ближнего Востока и транзит белорусских грузов, в том числе по транспортному коридору «Север – Юг». И, конечно, оба государства теперь будут более уверенно идти по пути построения новой системы отношений на планете, которая рано или поздно придет на смену дискредитировавшей себя в последние годы западноцентричной модели.
_____________________________
Фото: https://president.gov.by