
Южная Осетия (РЮО) и Абхазия к настоящему времени сформировали общее таможенно-экономическое пространство с РФ-ЕАЭС. Это расширяет экономический ареал Союза в Закавказье, укрепляя там и внешнеполитические позиции. И, соответственно, способствует ускорению социально-экономического развития, стимулируя также рост внешнеэкономических связей Цхинвала и Сухума. Таковы основные выводы 1-го Международного экономического форума РЮО, состоявшегося в Цхинвале во второй декаде сентября.
Практические поэтапные шаги по включению Южной Осетии и Абхазии в таможенно-экономическое пространство ЕАЭС осуществляются, напомним, со второй половины 2010-х. Характерно в этой связи, что, хотя эти республики пока не имеют официального признания со стороны стран-партнеров РФ по ЕАЭС, эти страны не возражают против кооптации Цхинвала и Сухума в Евразийский союз. И, стало быть, в действующий в ЕАЭС режим свободной торговли.
По имеющимся оценкам, объемы торговли Абхазии и РЮО со странами-партнерами РФ по Союзу за 2023 г. – первое полугодие с. г. увеличились в целом более чем в полтора раза. Совокупная доля их экспорта превышает 30%. Это по большей части продукты виноделия, некоторые виды редкоземельных металлов, стройматериалы и природное лекарственное сырье, субтропические плодоовощи, сухофрукты, минводы, сыр, мёд, табак. Пока торговые взаимосвязи со странами ЕАЭС осуществляются в основном реэкспортом через РФ.
Главный же торговый партнер Южной Осетии, как и Абхазии, – Россия: её доля в совокупной торговле этих стран с ЕАЭС превышает 70%. К тому же за 17 лет с момента признания Россией независимости Южной Осетии (2008 г.) РФ направила на развитие республики до 113 млрд руб., и это почти исключительно безвозмездные средства. А за последние два года в инвестпроекты РЮО было привлечено почти 3 млрд руб., более 95% – это российские капвложения. Уже реализованные инвестпроекты начнут приносить с 2025 г. в госбюджет РЮО до 170 млн руб. в год. Что касается Абхазии, то совокупная финансово-экономическая помощь РФ оценивается профильными экспертами более чем в 35% её ВВП.
В ходе вышеупомянутого форума развернутую характеристику тенденций в ареале РФ-РЮО-ЕАЭС представил глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников. По его словам, межправкомиссия зафиксировала «полное выполнение дорожной карты по интеграции таможенного законодательства Южной Осетии с нормами ЕАЭС-России. Мы уже находимся в единой системе таможенных сборов и ставок; бизнес может работать по общим правилам; нет вопросов к транзиту, к поставляемой в РЮО и из РЮО продукции».
Отмечалось также, что результаты этой работы очевидны: поступления в республиканский бюджет от таможенных пошлин и сборов в 2024-м выросли на 100 млн руб., а экспорт в РФ в первом полугодии увеличился на четверть. Пока российский экспорт существенно больше поставок из РЮО (и из Абхазии).
Плюс к тому М. Решетников уточнил, что среди приоритетов – трансформация единого таможенно-экономического пространства РФ-РЮО-ЕАЭС «в общее инвестиционное пространство, что будет способствовать формированию общих взаимовыгодных цепочек добавленной стоимости». Тем более что таможенные органы Южной Осетии «не создают проблем для привлечения инвестиций». Схожие оценки высказали президент Южной Осетии Алан Гаглоев, министры экономического блока правительства РЮО.
Примечательно также, что торговыми связями и инвестпроектами Южной Осетией и Абхазией, как отмечалось на упомянутом форуме, интересуются потенциальные партнеры, например, из стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Притом «уже намечены совместные цели в этих сферах. Я не хочу пока об этом говорить, чтобы представить вам уже конкретные результаты», пояснил вице-премьер РЮО Дзамболат Тадтаев.
Кстати, в работе форума участвовали не только члены правительств, но и представители бизнеса РФ, Китая, Венесуэлы, Никарагуа, Абхазии, Приднестровской республики. По имеющейся информации, с бизнесом всех этих стран намечены совместные проекты более чем в 10 отраслях, включая транспортную и энергоинфраструктуру, геологоразведку, лесоразведение-лесопереработку, пищепром, фармацевтику, курортно-туристический сектор. Возможно создание электроэнергетического коридора (в обоих направлениях) Абхазия – Северный Кавказ (РФ) – Юго-Осетия.
К слову, в РЮО имеются крупные высококачественные ресурсы для многоотраслевой металлургии, но уровень их промышленной освоенности пока не превышает в целом 15%. Еще меньший уровень использования характерен для гидроэнергетического потенциала обеих республик.
Минеральные ресурсы РЮО
Знаковая рекомендация форума – строительство ж/д РЮО – Северная Осетия примерно в 160 км (Цхинвал – Алагир), о чем Москва и Цхинвал договорились еще в 2007-2008 гг. Проект задуман еще в начале 1950-х, но не был реализован ввиду противодействия властей Грузинской ССР. Это кратчайший выход РФ-ЕАЭС в Закавказье, значимый и для комплексного экономического развития РЮО, расширения ее внешнеэкономических связей. Как отметил на форуме замдиректора «Фонда евразийской интеграции» Михаил Чернов, артерия «приобретает сегодня критическое значение для расширения российского влияния в регионе». По мнению эксперта, она же укрепит позиции ЕАЭС в Закавказье, укрепив и взаимосвязи РЮО с ЕАЭС. И может стать звеном «новой международной транспортно-логистической системы».
Схожие оценки высказал управляющий директор направления инвестфинансирования блока «Бизнес. Партнерство. Развитие» ВЭБ.РФ Олег Демидов. Добавив, что «мы уже провели предварительные консультации с правительством Южной Осетии: необходимо детально проработать структуру проекта».
Проект продления ж/д от Алагира до Цхинвала
Тем временем Абхазия и Южная Осетия подписали значимые соглашения на полях состоявшегося форума. Это соглашение «О режиме торговли товарами», предусматривающее отмену пошлин, смежных ограничений (как и в торговле Абхазия-ЕАЭС/РФ) и посреднических услуг, и «Об осуществлении сотрудничества в области инвестиционной деятельности». Их подписали министр экономического развития РЮО Сармат Котаев и министр экономики Абхазии Таймураз Миквабия. Главы национальных банков Сослан Бекоев (РЮО) и Беслан Барателиа (Абхазия) заключили соглашение о межбанковском сотрудничестве.
Относительно торгового соглашения абхазский министр пояснил: товары из РЮО «ввозятся на территорию России, часть из них попадает в Абхазию, но они уже ввозятся с пометкой «из РФ». Отметки, что они произведены в Южной Осетии, часто не существует, так как нет соответствующей справки. То же в обратном направлении». Поэтому документ нацелен на то, чтобы «абхазские и югоосетинские производители и их торговые партнеры будут заинтересованы и смогут заключать прямые контракты. И осуществлять прямые перевозки».
В данном случае речь идет о перевозках через российский Северный Кавказ, поскольку трафик через Грузию невозможен по крайней мере в ближайшие годы.
Однако, как показала выставка Абхазии в Москве 21 сентября, сохраняется проблема доступности торговых сетей РФ для абхазских товаров. Абхазская сторона периодически сетует, что было и на означенной выставке, на дорогостоящий «входной билет» в эти сети, особенно в крупных городах и отдалённых регионах РФ. Сложности не распространяются разве что на мандарины и мимозу в соответствующие сезоны, вино и некоторые виды специй (приправ). Но добавлять цену этого «билета» в конечную цену своих товаров абхазские производители не склонны, ибо эти товары будут намного дороже и не найдут надлежащего спроса. Кстати, на то же жаловались автору представители Южной Осетии на выставке РЮО на ВДНХ еще в 2013-м. И с тех пор южноосетинских товаров на московских, по крайней мере, прилавках почти не прибавилось.
Иначе говоря, проблема требует неотложного решения.