
ВСУ нанесли очередной удар по нефтепроводу «Дружба», питающему российской нефтью Венгрию и Словакию. Это уже третья атака Украины на «Дружбу» за последние две недели и наиболее серьёзная. Будапешт сообщил, что на восстановление прокачки нефти уйдёт не менее пяти дней.
Председатель венгерского правительства Виктор Орбан на официальной странице в соцсетях написал: «Зеленский открыто угрожал Венгрии. Он признал, что они наносят удары по трубопроводу «Дружба», потому что мы не поддерживаем их вступление в Евросоюз. Это еще раз доказывает, что венгры приняли правильное решение».
В свою очередь, министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто заявил, что удары Киева по инфраструктуре нефтепровода «Дружба» равнозначны нападению на Венгрию и Словакию. «Эти атаки направлены против Венгрии и Словакии, они наносят ущерб Венгрии и Словакии, а не России», – подчеркнул министр.
МИД Венгрии отметил, что терактами и угрозами Киев не изменит позицию Будапешта о членстве Украины в ЕС и НАТО. Вступление Украины в эти объединения нанесут колоссальный ущерб всей Европе, полагают венгерские политики. Вступление в ЕС обрушит экономику многих европейских стран, Венгрии в том числе. Об этом же говорят, между прочим, политики в Словакии и Польше. Вступление Украины в НАТО может спровоцировать войну на территории Европы, поскольку и дураку ясно, что членство в альянсе нужно режиму Зеленского для превращения его страны в стратегически выгодный плацдарм для атаки на Россию, чтобы под прикрытием нового витка войны самому удержаться у власти.
В. Орбан уверен: наглые действия Зеленского против венгерской энергетики молчаливо одобрены Брюсселем, который мечтает наказать Венгрию за её независимую позицию в вопросах миграции и оказания военной помощи Киеву. Это означает ни много ни мало, что ЕС объявил венграм негласную войну и ведёт её руками Украины.
На происшедшее отреагировал и российский МИД. Его официальный представитель Мария Захарова назвала бандитизмом украинские удары по нефтепроводу «Дружба». «Любые удары по гражданской инфраструктуре, тем более энергетическим объектам, должны порицаться и вызывать исключительно негативные отклики и комментарии, сопровождающиеся призывами к прекращению подобной деятельности. <…> Это топливо, которое необходимо, которое люди ждут, ждут производства, на которое рассчитывают, под которое рассчитана и экономика, и бюджеты, и так далее. То есть это чистой воды бандитизм, который ведет к подрыву стратегических основ, стратегического планирования внутри государства», – отметила М. Захарова.
Нынешнее обострение украинско-венгерских отношений имеет более глубокие причины, чем просто попытка Киева лишить Венгрию российской нефти.
Венгерские спецслужбы располагают информацией о планах Брюсселя и Киева свергнуть Орбана силой, если это не удастся сделать другими средствами в ходе парламентских выборов в 2026 г. Эту информацию подтверждает Служба внешней разведки России (СВР). Основной претендент на пост Орбана – главарь венгерской оппозиции и лидер партии «Тиса» Петер Мадьяр. Если он станет премьером, то поддержит курс Киева в ЕС и НАТО и даст согласие на поставки венгерской военной техники украинской армии. Мадьяр уже выступил с обвинениями в адрес СВР о ведении пропагандистской кампании против него и его партии.
«Утверждение, что Европейский союз и его лидеры будут работать над тем, чтобы сделать меня следующим премьер-министром Венгрии, совершенно необоснованно. Я официально протестую против заявлений Службы внешней разведки Российской Федерации и их распространения по официальным и государственным каналам», – заявил Мадьяр.
У Орбана другое мнение. В одном из интервью он рассказал, что Мадьяра финансирует Германия. Неслучайно Зеленский попросил заставить Венгрию одобрить 18-й пакет антироссийских санкций не кого иного, как министра иностранных дел Германии Йохана Вадефуля.
Берлин стремится взять под контроль Центральную Европу, дабы с опорой на неё оказывать влияние на всю континентальную Европу. В таком стремлении нет ничего нового. В 1915 г. пангерманист Фридрих Науманн выдвинул концепцию «Срединной Европы» (Mitteleuropa). Её суть – добиться главенства Германии на пространстве между Балтикой, Адриатикой, Северным и Чёрным морями. В 2025-м у Берлина та же цель – установить контроль над внешней политикой Австрии, Венгрии, Люксембурга, Швейцарии, Бельгии, Голландии, Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории, Польши.
Венгрия нужна немцам как географическая опора для распространения своего влияния. Поэтому они всегда стремились либо заключить союз с венграми (образование Австро-Венгрии, дружба с Венгрией Третьего рейха), либо сокрушить их.
«Все знают эту историю: Венгрию уже дважды «убеждали» немцы, что привело к двум мировым войнам. Венгрия больше не позволит немцам влиять на неё», – резюмировал Орбан.
Режим Зеленского ловит удобный момент: отношения Будапешта с Брюсселем и Берлином охладели, даже Варшава отвернулась от венгров, хотя многовековая польско-венгерская дружба – то же самое, что многовековая дружба русских с сербами. В Киеве решили, что Венгрия находится не в лучшей стратегической ситуации и её можно безнаказанно бить.
Дополнительным раздражителем для Киева служит стремление Орбана отстоять культурные права венгерского меньшинства в Закарпатье (150 тыс.). За 30 лет самостийности украинским властям так и не удалось украинизировать закарпатских венгров, неприятие режима Зеленского среди украинских венгров нарастает.