
После подписания главами США, Армении и Азербайджана декларации о совместной работе над транспортным проектом «Дорога Трампа к международному миру и процветанию» – трассы через Зангезурский коридор, ставшей дополнением к мирному договору между Баку и Ереваном по итогам двух конфликтов за Карабах в 2020 и 2023 годах, прозападные политологи сильно возрадовались.
По их мнению, данный проект, связывающий Азербайджан с его эксклавом (Нахичеванской Автономной Республикой) через территорию Армении, имеет огромнейший потенциал, поскольку способен напрочь перекроить геополитический и экономический ландшафт не только Южного Кавказа, но и Центральной Азии, дабы полностью оттеснить Россию от этих регионов.
Отметим, что столь громкая затея предполагает участие американской компании, которая может получить этот 42-километровый участок почти на целый век (99 лет) в аренду. А то, что коридор будет находиться под жёстким контролем США вместо Пограничной федеральной службы безопасности России, объявляется наилучшим благом, в том числе для Казахстана.
По мнению приспешников коллективного Запада, указанные обстоятельства открывают для Астаны (между прочим, члена ОДКБ) большие возможности, так как гарантом безопасности маршрутов из стран Центральной Азии на Запад теперь выступает не кто-нибудь, а крупнейшая держава в мире США (между прочим, страна НАТО).
Между тем так думают далеко не все. Заместитель по политическим вопросам Корпуса стражей исламской революции генерал Ядолла Джавани посчитал решение «троицы» в составе Трампа, Пашиняна и Алиева полным пренебрежением здравым смыслом: «Это типичная авантюра... Затащить США и НАТО в Кавказский регион». Он также сравнил действия Баку и Еревана, пошедших на стратегические уступки Вашингтона и НАТО, с решениями президента «незалежной» Зеленского, что, по его оценке, нанесло непоправимый ущерб Украине и поставило будущее страны, включая ее территориальную целостность и национальный суверенитет, под вопрос.
Естественно, этот факт нисколько не смущает недальновидных прозападных аналитиков, живущих сегодняшним днем, особо не утруждающих себя глубоким анализом и влобовую отражающих исключительную пользу от всей этой ситуации.
Как пишут всё те же прикормленные политологи, подобный маршрут крайне важен для Казахстана, поскольку, помимо так называемой защиты Вашингтона, он создает связанность Астаны с тюркским миром, с ЕС и другими макрорегионами, а также стимулирует взаимодействие между странами ОТГ.
В свою очередь, для Турции коридор тоже необходим не только с геополитической, но и с экономической точки зрения, так как он открывает ей полный доступ к Центральной Азии.
Собственно, поэтому после американо-азербайджанско-армянского соглашения Анкара поспешила взять в оборот Астану, «ненавязчиво» подталкивая ее к подготовке морского соглашения между Министерством транспорта Казахстана и Министерством транспорта и инфраструктуры Турции.
Исходя из скупой официальной информации, проект данного документа предполагает регулирование широкого спектра вопросов – от портового доступа и судостроения до подготовки кадров и экологической безопасности. Его ключевыми целями являются: укрепление взаимодействия в морской сфере, повышение безопасности судоходства, взаимное признание дипломов моряков, развитие портовой и судостроительной отрасли, в том числе планируется сотрудничество в строительстве и модернизации портов и судов, развитии мультимодальных перевозок.
Напомним, что ещё в конце 2023 года турецкое издание defenceturk.net радостно поведало о том, что Анкара в ближайшие годы построит для Казахстана современный военный флот на Каспийском море. В этих целях казахстанская госкомпания «Уральский завод "Зенит"» заключила соглашение с турецкими государственными подрядчиками ASFAT и YDA Group, аффилированными с Минобороны Турции, о совместном создании военной морской техники, которое включает в себя проектирование и строительство морских транспортных средств, коммерческих судов и основных боевых кораблей для казахстанского флота».
Таким образом, Анкара любезно пожелала обеспечить Астану на Каспии современным крупнотоннажным грузовым гражданским флотом, корабли которого должны быть задействованы в первую очередь при перевозках по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (Срединному коридору) в обход России и в интересах Турции и коллективного Запада.
В данном контексте, пожалуй, стоит прислушаться к мнению авторитетных аналитиков. Так, Ермек Ниязов чётко выделяет три вида рисков для Казахстана от реализации Зангезурского коридора – геоэкономический, геополитический и военно-стратегический.
Позволим себе процитировать автора дословно.
I. Геоэкономические риски.
1. Маршрутное перераспределение транзита
Сегодня часть казахстанского экспорта на Ближний Восток и в Турцию идет через Каспий (Актау – Баку) и далее по азербайджанской инфраструктуре. При открытии Зангезурского коридора и закреплении турецкого влияния может возникнуть монополизация транзита в руках тандема Турция – Азербайджан. Казахстан окажется в положении «заложника маршрута», когда тарифы, приоритеты и доступ будут определяться не в Астане.
2. Ослабление альтернативных маршрутов.
Развитие Зангезура объективно уменьшает стимулы для инвестиций в иранское направление (Казахстан – Туркменистан – Иран) и Транскаспийский маршрут через Грузию. Это снижает стратегическую диверсификацию Казахстана.
3. Риск тарифного давления
Турция и Азербайджан смогут координировать тарифную политику, извлекая сверхдоходы из транзита казахстанских грузов при ограниченных возможностях для Казахстана повлиять на условия.
II. Геополитические риски
1. Рост турецкого политического влияния в Центральной Азии.
Через коридор Анкара получает дополнительный рычаг для интеграции региона в формат «Тюркского пояса» под своим доминированием. Казахстан, позиционирующий себя как многовекторная держава, рискует потерять баланс между тюркским и евразийским векторами.
2. Ослабление позиций России и Ирана.
Укрепление Зангезурского маршрута обходными путями снижает значимость иранского и российского транзита. Казахстан будет вынужден лавировать между давлением Анкары и сохраняющимися обязательствами перед Москвой и Тегераном.
3. Смещение центра тяжести тюркской интеграции.
При доминировании Турции Казахстан может перейти из статуса одного из центров тюркского мира в статус периферии турецкого проекта.
III. Военно-стратегические риски.
1. Милитаризация транспортного узла.
Если в Зангезуре будет закреплено военное присутствие Турции и Азербайджана под предлогом «охраны коридора», этот фактор автоматически становится частью безопасности всей транзитной цепочки, включая казахстанские грузы.
2. Зависимость от стабильности Южного Кавказа.
Любая эскалация в Армении–Азербайджане, либо вовлечение Ирана моментально обрывает этот маршрут, что делает казахстанскую экспортную политику уязвимой.
3. Косвенное вовлечение в конфликты.
При усилении турецкого военного влияния Казахстан может оказаться под давлением оказывать политическую или логистическую поддержку операциям Анкары, что будет конфликтовать с его обязательствами перед другими партнерами, в том числе в ОДКБ и ШОС.
Эксперт также абсолютно прав, когда делает вывод о том, что Зангезурский коридор создает для Казахстана асимметричную взаимозависимость: Астана получает новые возможности транзита, но контроль над ключевым участком находится у внешнего актора с собственными приоритетами. Это формирует структурную уязвимость, когда политическое или тарифное давление может быть использовано как инструмент влияния.
Однако подчеркнём, что и с Турцией не все так однозначно, как это кажется на первый взгляд. В частности, некоторые турецкие СМИ пишут о геополитической революции с реальным появлением ещё одного внешнего игрока в лице США, который будет довлеть над Анкарой.
В свою очередь, председатель Турецкой патриотической партии Догу Перинчек заявил, что «Зангезурский коридор – это американо–израильский проект, который угрожает безопасности стран региона, таких как Турция и Иран». В связи с этим турецкий политический деятель призывает такие страны, как Иран, Турция, Казахстан, Россия, Азербайджан, Армения, Грузия объединиться, чтобы найти решение самостоятельно ради сохранения своей безопасности, пока не поздно.
Сдаётся, что на данном этапе подобные действия кажутся утопичными. Впрочем, время покажет...