
В первом полугодии 2025 г. в Казахстане заметно сократилась эмиграция населения. Одновременно продолжается приток этнических казахов, которые переезжают в страну по программе репатриации представителей титульного этноса.
В первом полугодии в Казахстане, по данным Бюро национальной статистики, наблюдается заметное сокращение миграционного оттока населения. Количество людей, покинувших страну, по сравнению с тем же периодом 2024 г. сократилось почти вдвое – с 7 до 3,5 тыс. чел. Одновременно с 14,3 до 11,3 тыс. (примерно на 1/5) уменьшилось и число прибывших в Казахстан. В результате сальдо миграции (прибывшие за минусом выбывших) составило 7,7 тыс. чел., обеспечив чистый миграционный прирост населения.
Для Казахстана, который большую часть постсоветского периода терял население в результате его оттока в Россию, другие страны СНГ и ЕС, прежде всего – Германию, такая ситуация во многом является новой. И связана она с заметным сокращением миграционного оттока казахстанских русских в Россию, обусловленным началом в феврале 2022 г. военного конфликта на Украине.
На протяжении большей части периода независимости население из Казахстана уезжало. В первой половине 1990-х гг. миграционный отток измерялся сотнями тысяч человек в год. Впоследствии он заметно сократился, чему способствовало смягчение национальной и языковой политики. Тем не менее сальдо миграции было отрицательным вплоть до 2003 г. В 2004-2011 гг. миграционный отток сменился притоком, что во многом стало следствием иммиграции зарубежных казахов по программе репатриации.
Тем не менее отток населения в Россию сохранялся. Чистый миграционный прирост населения Казахстана за этот период составил 98,7 тыс. чел. Одновременно в миграционном обмене с Россией Казахстан за эти годы потерял 180,1 тыс. чел., с Германией – 32,5 тыс., с Канадой – 1,4 тыс. Миграционная убыль наблюдалась также в обмене населением с Украиной, Белоруссией, Грецией, США, Израилем и Польшей. В то же время из Узбекистана, где проживает многочисленное казахское население, чистая иммиграция за этот период составила 211,2 тыс. чел.
Существенного увеличения миграционного оттока в Россию, которая является главным направлением эмиграции из Казахстана, в 2012-2021 гг. не произошло. Среднегодовые объемы эмиграции в РФ на протяжении этого периода по сравнению с 2004-2011 гг. почти не изменились. А вот обратный приток населения из России в Казахстан заметно снизился. Если в 2004-2011 гг. в среднем он составлял 11,6 тыс. чел. в год, то в 2012-2021 гг. втрое меньше (3,9 тыс.). В результате среднегодовое отрицательное сальдо миграционного обмена Казахстана с Россией увеличилось с 22,5 тыс. в 2004-2011 гг. до 25 тыс. в 2012-2021 гг.
Но главным фактором, который привел к тому, что сальдо внешней миграции населения республики в течение последнего из этих периодов оказалось отрицательным, стало резкое падение притока этнических казахов из Узбекистана. Если в 2004-2011 гг. чистый миграционный приток из этой республики в Казахстан составлял 26,4 тыс. чел. в год, то в 2012-2021 гг. он сократился в четыре раза (до 6,7 тыс.). Причиной стали массовые беспорядки в Жанаозене в декабре 2011 г., активное участие в которых принимали прибывшие из Узбекистана по программе репатриации соотечественников этнические казахи.
С началом СВО миграционная ситуация в Казахстане заметно изменилась. Если в последнем «довоенном» 2021 г. объем эмиграции составлял 32,3 тыс. чел., то в 2022 г. он сократился в полтора раза до 24,1 тыс., в 2023 г. – до 16,1 тыс., а в 2024 г. – до 12,7 тыс. Таким образом, в 2024 г. численность убывших из страны по сравнению с 2021 г. сократилась втрое. Причем произошло это главным образом за счет сокращения эмиграции в Россию, которая после начала СВО былую привлекательность в глазах местного населения потеряла.
Любопытно, что сразу после начала военного конфликта заметного сокращения эмиграции в РФ не произошло, что, по-видимому, было связано с переселением тех, кто ранее успел получить документы по программе переселения соотечественников. Если в 2021 г. из Казахстана в РФ убыло 26,7 тыс., то в 2022 г. – 19,4 тыс. (-27,5%). Однако уже в следующем 2023 г. объем эмиграции в Россию по сравнению с 2021 г. упал более чем вдвое, а по итогам 2024 г. – втрое.
На протяжении 2022 г. из Казахстана продолжался миграционный отток как русского, так и другого некоренного, прежде всего европейского, населения – русских, украинцев, белорусов, немцев, поляков и т. п., а также приток казахов и других народов Средней Азии. Чистый миграционный отток русских по итогам этого года составил 11,7 тыс., немцев – 2,1 тыс., украинцев – 1,2 тыс., поляков – 0,3 тыс., белорусов – 0,2 тыс. В то же время чистый миграционный приток казахов за 2022 год составил 5,8 тыс., каракалпаков – 0,9 тыс., узбеков – 0,8 тыс., таджиков – 0,5 тыс. Как следствие, общее сальдо миграционного обмена за 2022 г. было для Казахстана отрицательным (-6,7 тыс.), и главным образом за счет продолжавшейся, несмотря на начало в феврале 2022 г. военного конфликта на Украине, эмиграции русских.
В следующем 2023 г. миграционная ситуация изменилась, и, прежде всего, из-за сокращения миграционного оттока русского населения. Если в 2022 г. из Казахстана, по данным официальной статистики, эмигрировало 16 тыс. русских, то в 2023 г. – только 10,1 тыс., то есть в полтора раза меньше. Количество въехавших в страну русских при этом, напротив, увеличилось вдвое – с 4,4 до 8,1 тыс. За счет выравнивания объемов входящих и исходящих миграционных потоков они стали более симметричными. В результате отрицательное для Казахстана сальдо внешней миграции русского населения по итогам 2023 г. сократилось почти в шесть раз (с 11,6 до 2 тыс.), достигнув минимального значения с момента распада СССР, а скорее всего – за гораздо более длительный период (чистый миграционный отток русского населения с территории Казахской ССР начал фиксироваться с конца 1960-х гг.).
В 2024 г. миграционная ситуация в Казахстане складывалась по аналогии с предыдущим 2023 г. Сальдо внешней миграции казахского населения продолжало оставаться положительным (14 тыс.), а русского – отрицательным (-2,1 тыс.). Чистый миграционный отток русских несколько увеличился, но не очень значительно. При этом сократилось как число прибывших в республику русских (с 8,1 до 5,8 тыс.), так и выбывших из нее (с 10,5 до 7,9 тыс.). Вызвано этом тем, что миграционный отток населения из России в связи с опасениями по поводу военного конфликта в прошлом году сократился. При этом опасения относительно переселения в РФ у казахстанских русских сохранялись, что и обусловило сокращение их миграционного оттока. Тем не менее сальдо внешней миграции русского населения осталось отрицательным, что свидетельствовало об определенной стабилизации ситуации в этой сфере.
Миграционный отток русского населения наблюдался главным образом из северных регионов, где и сконцентрирована большая его часть. В эти же регионы власти стараются направить и основной поток кандасов («соотечественников») – этнических казахов, которые переселяются в республику из-за рубежа. За прошлый год в Казахстан переселилось 18 тыс. казахов, получивших статус кандасов. Именно они и обеспечили положительное сальдо внешней миграции казахов, которое иначе стало бы отрицательным.
Абсолютное большинство из них переселилось из двух стран – Китая (45,4%) и Узбекистана (38,9%). Кроме того, переселялись казахи из Монголии, Туркмении, России и других стран. Приоритетными для расселения кандасов являются шесть северных областей со значительной долей русского населения – Акмолинская, Абайская, Костанайская, Павлодарская, Восточно- и Северо-Казахстанская, где они получают субсидии на переезд, жилье и ЖКХ в течение года. Однако переселились в эти регионы лишь 2961 чел., или 16,4% от общего числа кандасов, прибывших в 2024 г.
В целом же СВО привела к резкому сокращению миграционных потерь как населения Казахстана в целом, так и его русского населения в частности. Следствием этого стало существенное замедление темпов демографической убыли русских. По данным переписи 2021 г., их численность составляла 2 млн 981,9 тыс. чел., а на начало 2025 г. - 2 млн 963,9 тыс., что, учитывая естественную убыль, позволяет говорить об относительной стабилизации. Дальнейшего усиления эмиграции русского населения из Казахстана можно ожидать только после окончания СВО, что вернет миграционные процессы к уже «привычной» для республики после распада СССР модели.