
Евразийский экономический союз, отметивший в нынешнем году свое 10-летие, в настоящее время сталкивается с новыми вызовами, связанными с глобальной трансформацией международных отношений. Это в свою очередь накладывает серьезный отпечаток на политику, проводимую пятеркой стран-участниц объединения и их партнерами, они вынуждены быстро реагировать на происходящие в мире изменения и находить оптимальные пути решения возникающих перед ними вопросов.
Подтверждением этому является прошедшее 14–15 августа в киргизском Чолпон-Ате заседание Евразийского межправительственного совета (ЕМПС), итоги которого вполне могут стать определяющими для будущего ЕАЭС.
Как известно, заседания ЕМПС проходят на постоянной основе, и в них участвуют главы правительств стран-пятерки (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия), а также государств, имеющих статус наблюдателей (Молдавия, Иран, Узбекистан и Куба). Причем периодически на саммиты приглашаются представители иных стран, которые выражают стремление к сотрудничеству с объединением.
Нынешнее заседание еще до своего начала вызывало особый интерес у сторонних наблюдателей, так как оно должно было состояться в новых условиях международной повестки дня, которая во многом была обусловлена событиями в отношениях между США, с одной стороны, и Россией и Белоруссией – с другой. Особый символизм происходящему придавало и то, что 15 августа была запланирована встреча Владимира Путина и Дональда Трампа, значение которой для всей системы международных отношений трудно переоценить. Правда, именно это во многом способствовало тому, что в информационной повестке дня очередное заседание ЕМПС оказалось далеко не на первом плане, хотя от этого его важность меньше не стала.
В Чолпон-Ату прибыли председатель ЕМПС и премьер-министр Белоруссии Александр Турчин, глава кабмина Казахстана Олжас Бектенов, председатель кабинета министров – руководитель администрации президента Киргизии Адылбек Касымалиев, председатель правительства РФ Михаил Мишустин, а также первый вице-президент Ирана Мохаммад-Реза Ареф и премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов. Причем в очередной раз свое «особое» отношение к евразийской интеграции продемонстрировал премьер-министр Армении Никол Пашинян. Как сообщила его пресс-секретарь, он не смог прилететь в Киргизию из-за того, что находится отпуске с 12 по 15 августа включительно. Поэтому вместо себя Пашинян отправил на Иссык-Куль вице-премьера Мгера Григоряна.
Повестка дня заседания охватывала 20 ключевых тем, касающихся развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС. Среди них были вопросы таможенного регулирования, транспорта и биржевых торгов, цифровизации грузовых железнодорожных перевозок, формирования общих рынков лекарственных средств и медицинских изделий, а также охраны природы и регулирования климатической повестки.
Саммит проходил в двух форматах. Сначала 14 августа участники ЕМПС собрались на встречу в так называемом узком составе. Причем встреча в этот раз прошла за закрытыми для прессы дверями, и лишь по ее окончании стали известны некоторые подробности. В частности, заместитель премьер-министра Белоруссии Наталья Петкевич сообщила, что вынесенные на рассмотрение глав правительств вопросы были «серьезные и сложные». Среди прочего речь шла о таможенном и налоговом регулировании, реализации стратегии евразийской интеграции до 2025 года, а также защите прав граждан в рамках ЕАЭС и национальных производителей стран Союза. Причем Петкевич заявила, что «буквально за последние часы была достигнута договоренность и без обсуждения принят вопрос, который мы практически год не могли решить». Правда, о чем конкретно шла речь, она не уточнила, лишь отметив, что во время заседания в узком составе неоднократно отмечалось, что «в плане таможенного администрирования многие предложения белорусской стороны принимаются и рассматриваются».
Основные мероприятия в рамках ЕМПС прошли на следующий день. Причем, помимо заседания в расширенном составе, состоялся ряд важных встреч на полях саммита. В частности, главы делегаций провели переговоры с президентом Киргизии Садыром Жапаровым, в рамках которых обсудили дальнейшие шаги по углублению сотрудничества между государствами. Кроме того, премьер-министр России встретился с первым вице-президентом Ирана Резой Афером. Впоследствии Михаил Мишустин был вынужден досрочно покинуть Чолпон-Ату в связи с саммитом России и США на Аляске.
В ходе заседания ЕМПС 15 августа главы правительств стран ЕАЭС много говорили о достижениях объединения, отмечая необходимость дальнейшего укрепления экономического потенциала стран Союза, повышения уровня жизни населения, развития взаимной торговли и пр. При этом тональность всех выступлений была практически одинаковой, что свидетельствовало о единстве мнений относительно будущего Евразийского союза. Абсолютно все представители стран ЕАЭС высказались за необходимость снятия оставшихся барьеров в рамках объединения, а также за принятие совместных мер по наращиванию внешнеэкономических связей и обеспечению равноправного доступа поставщиков к госзакупкам.
Говорили на саммите также о создании и развитии альтернативных транспортных маршрутов, но с учетом интересов всех государств региона. При этом важным было признано расширение сотрудничества ЕАЭС с третьими странами и организациями для «обеспечения устойчивого роста и диверсификации торговых потоков».
Кроме того, премьер-министр Белоруссии предложил создать в ЕАЭС системные инструменты поддержки стабильности продовольственных рынков, а глава российского правительства отметил, что уже сегодня страны Союза работают над формированием общего транспортного пространства, в связи с чем призвал активнее внедрять электронный документооборот и продолжать цифровизацию грузовых железнодорожных перевозок.
При этом в качестве примера успешной работы в данном направлении на заседании привели завершение Россией, Белоруссией и Казахстаном перехода на цифровые транспортные документы. Как было отмечено, по итогам прошлого года объем грузовых перевозок по электронным документам между Россией и Белоруссией достиг 90%, а между РФ и Казахстаном – 79%.
Важными стали и выступления представителей стран-наблюдателей при ЕАЭС. Так, постоянный представитель Кубы при ЕЭК Хулио Антонио Гармендия Пенья поблагодарил государства-члены ЕАЭС за их позицию в поддержку отмены экономической, торговой и финансовой блокады его страны, установленной США. В свою очередь, первый вице-президент Ирана Мохаммад Реза Ареф заявил, что Тегеран «верит, что Евразийский экономический союз может стать авангардом создания регионального экономического управления». При этом он, как и кубинский представитель, отметил, что участники ЕАЭС должны объединиться против мер и ограничений, вводимых некоторыми странами в целях повлиять на политику других государств.
Таким образом, стало очевидно, что Куба и Иран планируют и дальше развивать свои отношения с ЕАЭС, причем не только на уровне экономики, но и в сфере политики, что свидетельствует о том, что статус Союза на международной арене сегодня стал гораздо выше, чем это было в первые годы его существования.
В ходе заседания 15 августа его участниками были заслушаны доклады касательно биржевого рынка товаров и формирования общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, а также рассмотрен ежегодный отчет ЕЭК о зачислении и распределении сумм ввозных таможенных пошлин между государствами ЕАЭС. В последнем случае важно то, что, согласно статистике, в 2024 году в бюджеты стран Союза поступило $15,2 млрд, или почти на 3% больше, чем годом ранее (показатель стал максимальным за все 10 лет существования Союза). Это еще раз подчеркивает тот факт, что ЕАЭС не стоит на месте, а продолжает развиваться и приносить значительную выгоду всем его участникам.
Итогом двухдневного саммита стало подписание целого пакета документов, направленных на расширение интеграционных процессов и повышение эффективности работы Союза, в том числе «гармонизацию экономической и транспортной политики стран ЕАЭС», а также развитие общего рынка товаров. В частности, были утверждены программы развития биржевых торгов на общем биржевом рынке товаров, Концепция развития общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий, а также годовой отчет ЕЭК о состоянии конкуренции на трансграничных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений общих правил конкуренции на них.
Кроме того, стороны согласовали изменения в «дорожной карте» по реализации согласованной транспортной политики на 2024–2026 годы, а также приняли решение о распределении сумм ввозных таможенных пошлин между бюджетами государств-членов за прошлый год. Одновременно были приняты решения о представление кандидатур новых членов Совета и Коллегии ЕЭК, а также определено время и место следующего заседания ЕМПС: 29–30 сентября текущего года в Минске.
В целом же, как показали выступления и принятые на саммите в Чолпон-Ате документы, заседание 43-го Евразийского межправительственного совета прошло более чем продуктивно. Мероприятие подтвердило тот факт, что страны-участники объединения и их партнеры не просто с одинаковых позиций смотрят на будущее ЕАЭС, но и готовы предпринять все необходимые меры для развития объединения, в том числе как одного из новых центров притяжения в формирующейся сегодня новой модели международных отношений.