
Общество лемков Польши выразило официальный протест против попытки местной украинской диаспоры оспорить их право считаться отдельным народом. Их возмутило заявление президента Украинского общества и члена Ассоциации украинцев Подляшья, сотрудника университета им. Марии Кюри-Склодовской в Люблине Григория Куприановича, что название деревни Ждыня в Малопольском воеводстве происходит от лемковского диалекта.
В ответ Общество лемков отметило, что Куприанович утратил доверие и впредь не может представлять интересов польских лемков. Он «подрывает ценность... культурного наследия» лемков, что «является проявлением дискриминационного отношения» к лемковскому меньшинству, поскольку такая формулировка «отрицает законодательные основы политики в отношении меньшинств и языковую ситуацию в Польше... унижает этнический статус лемковского национального меньшинства и его язык».
Лемки проживают на стыке границ Польши, Словакии и Украины. В царской России их справедливо считали субэтносом малороссов, которых, в свою очередь, справедливо считали субэтносом великороссов. В советское время малороссов выделили в отдельную украинскую национальность, приписав туда же и лемков. Теперь лемки считались субэтносом украинцев, а украинцы субэтносом русских уже не считались.
Такое положение противоречит исторической правде. Лемков в прошлые века называли русинами, руснаками и тем же именем называли западных украинцев. Во Львове, например, есть кафе «Русин», что весьма красноречиво. Нынешняя украинская пропаганда лжёт, будто русины, руснаки не имеют отношения к русским, а схожесть этих слов всего лишь случайное совпадение. Но трудно представить существование народов, в названиях которых был бы одинаковый корень, например «пол» или «срб», и чтобы эти народы не были поляками или сербами. И только на Украине гуляет версия о том, что корень «рус» в названии народов вовсе не указывает на общее происхождение с русскими в России.
По польским законам лемки – отдельный от украинцев народ, их язык не диалект украинского, как утверждает Куприанович, а самостоятельное явление. Польские авторы настаивают, что лемки – этнические родственники карпаторусинов Закарпатья. Термин «карпаторусины» (они же карпаторусы) указывает на исконное название Закарпатья – Карпатская Русь. В СССР Карпатскую Русь переименовали в Закарпатье в рамках строительства Украины и украинцев, существование русинского народа отрицалось. В постсоветской Украине карпаторусов (русинов) тоже отрицают, называя их украинцами-русинами. Однако до ХХ в. такого термина история не знала, это искусственный ярлык, изобретённый в политических целях.
Варшава поддерживает укрепление самосознания лемков потому, что они неоднократно заявляли, что не хотят иметь ничего общего с украинским культом ОУН-УПА*, дивизии СС «Галичина», Бандеры и Шухевича.
«УПА была для лемков внешней силой, вторгшейся в 1944 г. на территорию Лемковщины, навязывая покорность и принуждая к принятию украинской идентификации точно так же, как в период немецкой оккупации делала ОУН и другие украинские организации, сотрудничавшие с немцами» – такова официальная позиция Общества лемков касательно украинского национализма.
Куприанович входит в совместную правительственную комиссию по делам национальных и этнических меньшинств Польши. Пользуясь должностным положением, ведёт антилемковскую пропаганду. В состав комиссии он попал в 2014 г. вопреки протестам ряда лемковских организаций, в том числе общества «Руска бурса» (тоже красноречивое указание на общерусское происхождение лемков).
То, что сегодня происходит между польскими лемками и польскими украинцами – это отзвуки карпато-русского (оно же западнорусское) мировоззрения, носителями которого некогда были предки современных лемков. Лемковский историк священник Иоанн Полянский (1888-1972 гг.) писал: «Лемкы национально належат до великой родины славянско-русской. Название "Русь" было для них завсегда святым, а идея славянска лежала всегда глубоко в их сердци. Сами называют себе Русинами, Русскыми, Руснаками, Лемками».
Будучи самым западным осколком Русского мира, лемки после Первой мировой войны пытались войти в состав России. В 1918-1920 гг. существовала самопровозглашённая Русская народная республика лемков. Её главой был известный русофил Ярослав Качмарик (1885-1944 гг.). Республика отказалась отправлять своих мужчин в состав польской армии для войны против Советской России и за это была уничтожена поляками.
Не все лемки были носителями русского самосознания в его современном виде. Их русскость не была идентична русскости тогдашнего жителя Вологды, Красноярска или Читы, но это всё равно была русскость. Карпаторусизм (он же западнорусизм) означает осознание русинами наряду со всеми русскими, т. е. великороссами, малороссами, белорусами, своей принадлежности к Русскому миру.
Для самостийной Украины карпаторусизм – лекарство от неонацизма. Чем больше на Украине украинского, тем больше в ней нацистского. Чем больше в ней русского, тем больше в ней антинацистского. Факты не врут: национальным эталоном украинства в самостийной Украине считается её западная часть (Львов, Тернополь, Ивано-Франковск и т. д.), т. е. регион с самыми сильными пронацистскими симпатиями. Отсюда родом ОУН-УПА и дивизия СС «Галичина». Украинство и нацизм совпадают.
Преувеличением будет полагать, будто сегодняшние карпаторусы (лемки в их числе) мыслят себя действительно карпаторусами. Из-за проукраинской пропаганды в советское время и особенно сейчас очень многие прочно ассоциируют себя исключительно с Украиной и украинцами или отдельным народом (лемки). Это не значит, что карпаторусская идея не востребована. Наоборот, её нужно возрождать и популяризировать для блага самой же Украины, погрузившейся в коричневый омут неонацистской пропаганды. «Когда украинец умнеет, он становится русским» (историк и философ Лев Гумилёв).
Евреи смогли возродить иврит после многих веков забвения. При поддержке государства Российского карпаторусизм как гармоничная часть Русского мира тоже способен сказать своё слово.