
Выход из тюрьмы белорусского оппозиционера Сергея Тихановского в июне с. г. после пяти лет отсидки (вместо положенных восемнадцати) огорчил окопавшихся в Литве беглых змагаров. За время пятилетнего отсутствия Тихановского внутри белорусской оппозиции окончательно распределились финансовые потоки, закрепились функции, оформились контакты с европейскими кураторами. А тут, судя по всему, кое-что придется менять.
По надутому лицу супруги Тихановского Светланы, удачно занявшей место лидера во время его отсидки, было видно, что Серёже здесь не рады. Умственный уровень Тихановского не соответствует роли, на которую он претендует. А претендует он ни много ни мало на звание главного лидера белорусской оппозиции за рубежом.
Чрезмерно эпатажное поведение сего персонажа всё больше озадачивает его спонсоров. Последней каплей стало предложение Тихановского создать в Литве белорусскую автономию, причём не этнического, а политического характера, которая объединит белорусов, находящихся в оппозиции к официальному Минску. Это будет не одна территория, а несколько «белорусских островов», разбросанных по всей Литве, вещал Светин муж.
«Я начну создавать такие островки. В России была немецкая автономия, была и еврейская. Мы тоже можем развиваться таким образом. Ведь страна – это люди», – сказал Тихановский. И нарвался на жёсткий ответ литовского президента Гитанаса Науседы. Тот заявил, что не допустит никаких национальных автономий в республике.
Вслед за президентом высказался председатель комитета литовского сейма по иностранным делам Ремигиюс Мотузас: «Если мы начнём создавать такие острова, то тем самым можем дать понять, что не рассчитываем на скорые перемены в Белоруссии или не видим у неё будущего».
Открестился от слов прожектера и советник его жены Денис Кучинский: «Мы никогда не ставили и не будем ставить под вопрос суверенитет и территориальную целостность Литвы. Никто никогда не создаст никаких островов в Литве. Это просто абсурд».
То, что это абсурд, поняли все, кроме Тихановского. Увидев, что Вильнюс делает ставку не на него, а на его жену, Тихановскому ничего не оставалось, как признать её лидером оппозиции. Тихановский пошёл на это, чтобы остаться в игре. Но сам факт, что он позволяет себе делать громкие единоличные заявления о белорусской автономии, свидетельствует о его попытках стать серым кардиналом белорусской оппозиции. Светлана Тихановская в таком случае исполняла бы исключительно медийно-представительские полномочия.
Принципиальное несогласие Вильнюса с идеей белорусских анклавов вызвано опасениями идеологии литвинизма – версии белорусского национализма, отрицающей славянское происхождение белорусов. Белорусы для литвинизма – это народ балтийского происхождения, они не имеют ничего общего со славянами-русскими.
Литвинизм ведёт родословную белорусов от Великого княжества Литовского (ВКЛ). В их понимании ВКЛ было государственным образованием европейского народа литвинов, которое было разрушено Москвой, а литвинский народ насильно переименован в белорусов. В этнониме «литвин» нет второго корня – рус. Этим он и нравится белорусским националистам. Зато есть намёк на литовцев, хотя самих литовцев новоиспечённые литвины предлагают именовать жмудью.
Таким образом, литвинизм присваивает себе право называть свою землю Литвой, её жителей – литвинами, а нынешней Литве и литовцам предлагает добровольно переименоваться в Жмудь и жмудь. Литовские спецслужбы считают литвинизм угрозой национальной безопасности и делают вид, будто его сочинили кремлёвские политтехнологи. Иначе пришлось бы признать, что пригретые ими белорусские оппозиционеры являются фактором дестабилизации внутриполитической ситуации в Литве, пропагандируя идеологию, отрицающую право литовцев на имя «Литва».
На этом фоне вскукареки Тихановского о белорусской автономии убедили Вильнюс, что его надо отодвигать от власти.
«В 2020 г. Тихановский пытался застолбить нишу «народного лидера», но его хамоватый стиль отпугивал многих уже тогда. Очевидно, максимум, на что годился Тихановский в тех условиях – это раскачка уличного протеста, чтобы расчистить дорогу во власть более «респектабельным» лидерам. Однако в условиях политэмиграции эти «компетенции» Тихановского явно не востребованы. Политэмиграция практически всегда становится кладбищем политических лидеров. Потеря связи со страной исхода, скудное финансирование, отсутствие широкой арены для политической деятельности – все это приводит к неизбежному вырождению», – комментирует ситуацию старший научный сотрудник Центра белорусских исследований Института Европы РАН Всеволод Шимов.
При всем при том политэмигранты не собираются ограничиваться посиделками на многочисленных «форумах» и «конференциях». Вот уже который год вынашиваются планы смены правящей в Белоруссии власти вооруженным путем. Боевым крылом белорусской оппозиции является т. н. полк им. Калиновского (командир Павел Шурмей). Численности полка он не имеет, тем не менее его готовят для захвата приграничных с Литвой районов Белоруссии с последующим вводом «миротворческого» контингента стран НАТО.
За этой возней внимательно присматривают компетентные органы. «Не прекращается вербовка радикально настроенных белорусских граждан, а также их обучение, в том числе путем получения боевого опыта в зоне проведения специальной военной операции. Наряду с этим продолжается активное техническое оснащение данного подразделения, в том числе беспилотными летательными аппаратами», – пояснил заместитель начальника Генерального штаба ВС Белоруссии Владимир Куприянюк.
____________________
Рис.: А. Горбаруков