
За первые пять месяцев 2025 года экспорт цветных металлов из России в Китай значительно увеличился. Наличие под её боком огромного и дружественно настроенного соседа даёт Российской Федерации великолепную возможность уклоняться от санкций, раз за разом накладываемых на нашу страну враждебным западным блоком. Это происходит и с энергоносителями, и с цветметаллами, и с продукцией иного рода – Китай с удовольствием покупает у РФ её богатства, внося огромный вклад в пополнение российского бюджета. Что, конечно, не должно быть для российских экспортёров поводом для самоуспокоения.
Поток устремился в другое русло
Добываемые в России цветные металлы являются сырьём стратегического назначения. Их наличие позволяет гарантировать работу, в частности, возобновляемой энергетики, транспорта, машиностроения и химической промышленности. Из этих же металлов изготавливают товары практически для каждой сферы жизни человека. Например, никель используют при выпуске аккумуляторов для автомобилей и электротехники, при производстве нержавеющей стали, а без рутения невозможно сделать ни один современный жидкокристаллический экран. Металлы платиновой группы применяются в качестве катализаторов для машин с двигателем внутреннего сгорания, для производства ключевых химикатов и удобрений. Медь благодаря превосходной электро‑ и теплопроводности применяется в электронике и бытовой технике, при изготовлении различных видов кабелей и проводов.
Учитывая такое их значение, становится понятно, что цветметаллы являются для нашей страны очень важной статьёй экспорта: на внутреннем российском рынке находят сбыт лишь 25-30% производимых никеля и меди. Как известно, после начала в 2022 году СВО ключевым торговым партнером России стал Китай: РФ начала перенаправлять поставки металлов на китайский рынок ещё в феврале 2022-го. По итогам прошлого года общий товарооборот между двумя странами достиг 240 млрд долларов, причём в числе востребованных в КНР российских товаров оказались и цветметаллы. Ведь Россия является одним из крупнейших производителей алюминия, меди и никеля – и даже сейчас, в условиях невиданного ранее санкционного давления, продолжает на них зарабатывать.
По данным специализированного источника Trade Data Monitor, только в январе-мае 2025-го поставки алюминия из РФ в КНР составили около 1 млн тонн (+56% к 2024 году), меди – 452 тыс. тонн (+66%), а никеля – 28 тыс. тонн (что более чем в два раза превышает показатели 2024 года). При этом Россия поставляет Китаю алюминий на 40-50 долларов за тонну ниже средних спотовых цен (дисконт около 2%). Объём поставок вырос после того, как Лондонская биржа металлов (LME) отказалась работать с российским алюминием, никелем и медью. После этого центр торговли российскими цветными металлами переместился на Восток. Ранее такая же тенденция была отмечена и в отношении российского золота.
Тут стоит особо напомнить, что невзирая на то, что два крупнейших отечественных производителя цветных металлов – ПАО «ГМК "Норильский никель"» и ПАО «Объединенная компания "Русал"» – не находятся под санкциями США и ЕС, новые поставки этой продукции с марта 2024-го не могут осуществляться через LME и Чикагскую товарную биржу (CME) и подпадают под некоторые торговые ограничения. Ранее Соединённые Штаты ввели 200-процентные пошлины на алюминиевую продукцию российского производства, в то время как Канада объявила о полном запрете на импорт российского алюминия и стали.
Кроме того, в феврале этого года ЕС одобрил частичный отказ от российского алюминия – там установили квоту на его импорт в размере 275 тыс. тонн, которая будет действовать до февраля 2026 года. При этом российский алюминий очень даже конкурентоспособен на мировом рынке – 1866 долларов за тонну против текущей спотовой цены на LME в 2598 долларов. Это позволяет предположить, что санкции Запада в большей степени связаны с преднамеренным манипулированием рынком, нежели с декларируемой им «поддержкой Украины». К слову, введённые запретительные меры спровоцировали резкий рост мировых цен на металлы, в частности на тот же алюминий.
Логичный подход
На фоне западных санкций рост российского экспорта в Китай выглядит логично, особенно учитывая постепенное восстановление прежних темпов роста экономики Поднебесной. В итоге КНР стала ключевым направлением сбыта: по словам источников, один только «Русал» может довести годовые поставки туда до 1,5 млн тонн. В свою очередь, «Норникель» начал наращивать экспорт в КНР во второй половине 2024 года и расширил своё партнёрство с Shandong Gold (государственная китайская золотодобывающая компания, действующая при правительстве провинции Шаньдун) для увеличения поставок катодной меди.
Также в специализированных источниках упоминаются поставки от Уральской горно-металлургической компании и Русской медной компании, часть которых могла идти через трейдеров, в том числе из третьих стран. То есть в условиях ограничений со стороны коллективного Запада Китай окончательно закрепил статус главного внешнеэкономического партнёра России как по энергоносителям, так и по металлам. Ведь вклад внутреннего потребления в продажи компаний, особенно «Норильского никеля», невысок, а поставки на некоторые другие рынки ограничены санкциями.
Нужно иметь в виду, что, несмотря на то что Китай контролирует значительную часть мирового рынка редкоземельных металлов и базовых материалов, некоторых ключевых ресурсов ему всё равно не хватает. При этом Китай – крупнейший мировой производитель рафинированной меди, он также обладает большими мощностями по производству глинозема и алюминия. Также и потребность КНР в никеле продолжает расти и его собственных запасов для удовлетворения этого спроса недостаточно. Соответственно, чем больше будет импорт российских металлов, особенно по сниженным ценам, тем проще Китаю будет выстоять в тарифной войне с США: например, компенсировать введённые американцами 100-процентные пошлины на китайские электромобили и 25-процентные сборы с аккумуляторов.
Особенно западников возмущает то, что, с их точки зрения, Москва и Пекин то и дело прибегают к «нечестной игре». Так в апреле 2024-го агентство Reuters опубликовало материал о том, что РФ и КНР нашли новый способ обойти западные санкции и налоги: на продажу из одной страны в другую идёт так называемая медная катанка, которую специально измельчают, чтобы замаскировать её под лом. Отличить эту катанку от лома тяжело, а экспортеры и импортеры извлекают выгоду из разницы в тарифах. Занимается измельчением посредник в Синьцзян-Уйгурском регионе Китая, который, как известно, практически закрыт для иностранцев. Так что юридически Китаю ничто не мешает покупать медь у российских компаний и тем самым фактически спасать их от санкций.
Ещё весной прошлого года член российской делегации в ЮНЕСКО, статс-секретарь Экологической палаты России Вадим Петров объяснил, что решение Великобритании и Соединенных Штатов запретить импорт цветных металлов, произведенных в РФ, является, по сути, их «выстрелом себе в ногу». Петров напомнил: «Алюминий, медь и никель являются неотъемлемой частью перехода к зелёной экономике и обеспечению устойчивого развития. Их свойства делают эти металлы незаменимыми в производстве транспортных средств нового поколения, систем хранения энергии, возобновляемых источников энергии, инфраструктуры для снижения выбросов парниковых газов и технологий для адаптации к изменению климата».
И все же нельзя удовольствоваться одним Китаем
В последние годы рост спроса и цены на эти металлы были обусловлены именно климатической ESG-повесткой (устойчивое развитие коммерческой деятельности, строящееся на принципах ответственного отношения к окружающей среде и социальной политике). Петров подчёркивает, что данные металлы критически необходимы для реализации этой программы и не должны быть предметом санкций. Введение последних, кстати, идёт вразрез с «планом достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех», принятым в 2015 году 193 странами – членами ООН. «Глобальная повестка зелёной экономики и вектор устойчивого развития требуют от подавляющего большинства зарубежных компаний и государств перехода к возобновляемым источникам энергии, повышения энергоэффективности и снижения выбросов парниковых газов. Алюминий, медь и никель играют фронтальную роль в достижении этих целей благодаря своим уникальным свойствам», – поясняет В. Петров.
В свою очередь, австрийское издание Exxpress ранее предупредило, что запрет на покупки у России первичного алюминия нанесёт ущерб Евросоюзу и усилит Китай. Опрошенные изданием эксперты стокгольмского аналитического центра «Свободная торговля в Европе» отметили, что подобные ограничения в обозримом будущем приведут к росту цен на этот металл в ЕС на 20-30%. Под ударом окажутся в первую очередь Германия, которая столкнётся с риском потери 20 тысяч рабочих мест, и Австрия, которая целиком зависит от мировых цен на алюминий. Китайским же импортерам российские поставщики с большой долей вероятности и далее будут предоставлять скидки, чтобы перенаправить в азиатскую страну выпавшие объёмы. В итоге главным проигравшим от ограничений может оказаться европейская промышленность.
Россияне не просто увеличили экспорт на китайский рынок – они также стали активнее включаться в китайские производственные цепочки. В конце 2023 года «Русал» приобрел за 267 млн долларов 30% акций китайской компании Hebei Wenfeng New Materials, благодаря чему интегрировал свои поставки в экономику Китая ещё больше. На такой шаг компанию подвигло то, что после февраля 2022 года «Русал» потерял около 40% своих традиционных поставок сырья.
Тем не менее специалисты закономерно обращают внимание на риски, связанные с такой концентрацией экспорта цветных металлов из РФ в Китай. Чрезмерная зависимость от одного крупного покупателя делает российских производителей уязвимыми к возможным колебаниям китайской экономики и усиливает переговорные позиции Пекина, что может влиять на цены. Уже имеется достаточно поучительный пример с поставками российской платины в КНР, которые в 2023-м резко выросли, а к началу 2025-го столь же резко рухнули.
Не стоит забывать, что российские поставки в Китай, пользующийся своим положением мажоритарного покупателя, осуществляются со значительными скидками, а возросшие логистические затраты дополнительно снижают общую рентабельность продаж. В сложившейся ситуации эксперты видят необходимость в диверсификации рынков сбыта. Перспективными направлениями для российского экспорта металлов могут стать страны Юго-Восточной Азии, Турция и Индия. Однако для выхода на эти рынки потребуется преодолеть конкуренцию со стороны других мировых поставщиков и адаптироваться к местным требованиям, что представляет собой достаточно сложную задачу для российских компаний.