
В последние месяцы участились публикации о том, что на территории Азербайджана может разместиться крупнейшая в регионе военная база Турции. «В ближайшем будущем необходимо принять решение о размещении крупнейшей турецкой военной базы в регионе, в Азербайджане. Для соседей, которые не понимают, части этой базы будет достаточно для обслуживания населения в 250 млн человек. Ее даже можно сдать в аренду нашему другому союзнику, пакистанским ВВС, которые обладают ядерным оружием», – заявил экс-руководитель администрации президента И. Алиева Эльдар Намазов. Под «соседями, которые не понимают», явно имелись в виду Россия и Иран.
Через несколько дней после этого между Турцией и Азербайджаном было подписано (на фото) «Соглашение о взаимном укреплении военной безопасности», а турецкая газета Yeni Şafak опубликовала статью, в которой азербайджанский журналист расписал опасность «оккупации Азербайджана российскими войсками». Тем самым в Турции начали уже открыто ставить вопрос о необходимости защиты Азербайджана от России.
В конце июня во время проходившего в Нидерландах саммита НАТО журналист задал турецкому президенту Р. Эрдогану вопрос о возможном присутствии армии Турции в постсоветской республике: «Когда в Азербайджан придет турецкая армия? Без нее всегда остается риск новой российской оккупации». Таким образом, через СМИ вновь и вновь поднимается тема, сводящаяся к тому, что Азербайджан не чувствует себя в полной безопасности и нуждается в турецком военном присутствии. Тем самым журналисты транслируют прямую связку: нет турецких солдат – есть риск прихода российских.
Если учесть, что Yeni Şafak является провластной газетой, напрямую связанной с окружением президента Турции, то подобные публикации создают антироссийский настрой в азербайджанском и турецком обществе, а Турцию рисуют как «защитника от российской агрессии».
Азербайджанское издание Caliber, указывая на якобы наличие неких угроз со стороны России, написало 21 июля следующее: «Баку не боится угроз и не намерен оправдываться… Тем не менее, если вербальная агрессия в соцсетях перерастет в прямую военную провокацию, последствия будут весьма серьезными. Эскалация – от инцидентов на границе до полномасштабного конфликта – рискует втянуть Турцию как союзника Баку и даже шире – глобальных игроков, учитывая энергетическую роль Азербайджана. Наша страна вправе рассмотреть радикальные меры сдерживания, включая размещение базы НАТО, например, в Хачмазском районе, близком к российским границам. Такой шаг, опираясь на давнее партнерство через Индивидуальный план действий (IPAP), стал бы очередной мерой в деле защиты нашей страны».
В связи с этим российские эксперты отмечают: провластные СМИ Азербайджана Minval и Caliber, а также турецкая газета Yeni Şafak практически синхронно опубликовали статьи, призывающие разместить в Азербайджане базы НАТО и турецкие войска для противодействия России. Причем Yeni Şafak также подчеркивает готовность Анкары вмешаться в ситуацию.
Синхронно с этим азербайджанские пропагандисты и блогеры-пантюркисты активно продвигают нарративы о том, что в последние месяцы российский сегмент соцсетей, в особенности Telegram-каналы, якобы стали «эпицентром все набирающей обороты кампании агрессивной риторики против Азербайджана», где обвинения в «антироссийском саботаже» и «подрыве стабильности» перерастают в откровенные призывы к военному вмешательству. По мнению пропагандистской обслуги пантюркистких проектов, «корни нынешней эскалации уходят к событиям конца 2024 года, когда трагедия с самолетом AZAL стала поворотным моментом в отношениях Баку и Москвы… Глубже лежит геополитика: успех Азербайджана в восстановлении территориальной целостности в результате Второй Карабахской войны 2020 года и контртеррористической операции осени 2023 года, его укрепляющиеся связи с Турцией, ЕС и НАТО воспринимаются Кремлем как эрозия влияния РФ на Южном Кавказе».
На самом деле все это, как и истерика официального Баку, больше связаны с реакцией на задержание членов азербайджанской ОПГ-диаспоры в Екатеринбурге – как раз после ударов израильтян дронами по Ирану с территории Азербайджана – и боязнью того, что их со дня на день могут вывести на чистую воду.
Дело в том, что 29 октября 2024 г. с территории Азербайджана (считается, что впервые) ВСУ нанесли удары дронами по территории России, атакуя цели в Чечне и Дагестане. Координируемые британцами атаки осуществлялись по схожей траектории, что и налёты на Иран – вдоль побережья Каспийского моря. Все это продолжалось следующие два месяца, пока вместе с очередной волной летящих на север БПЛА под работу ПВО не попал гражданский борт «Азербайджанских авиалиний», после чего «налёты ВСУ» на Чечню и Дагестан резко прекратились.
Стратегические партнёры Израиля из Баку выкрутили тумблер хуцпы на максимум и, следуя логике «лучшая защита – это нападение», уже на следующий день потребовали от Кремля извинений за сбитый самолёт, прежде чем тот запросил от Баку разъяснений о вовлечённости азербайджанских спецслужб в украинский конфликт.
Атаки на Северокавказский регион РФ (Чечню и Дагестан) – следствие масштабирования практики запуска ВСУ дронов с территории Казахстана по целям в Поволжье с марта 2024 г. По какой-то причине их не замечали или делали вид, что не замечают.
Сегодня ошалевшие от безнаказанности пропагандисты пантюркизма способствуют замалчиванию проблемы. По сути, они перекрывают ее своими воплями, срывающими последние покровы с азербайджанской ОПГ в РФ, и призывами к местной более чем полуторамиллионной азербайджанской диаспоре выходить на «антишовинистские» протесты, в то время как бакинская пропаганда уже ухитряется сравнивать разгром азербайджанской ОПГ с репрессиями 1937 года!
Один из примеров пропаганды в азербайджанском издании «Вести»: «Россия сегодня – это тюрьма народов, империя, которая поедает сама себя. Кавказ, южане, мигранты – все, кто не вписывается в стереотип «русского православного мужчины с иконой и автоматом», становятся мишенью. Но история показывает: шовинизм – это путь к разрушению. Империи, которые перестают уважать собственные народы, обречены на крах. И Россия, к сожалению, не станет исключением».
Уже ни для кого давно не секрет, что азербайджанский диаспоральный актив в РФ – это, прежде всего, турецко-пантюркистский актив. Азербайджанская этническая ОПГ – одна из самых влиятельных в России. Причём присутствует она не только в бизнесе, тесно завязанном на криминал, но и в госструктурах РФ, активно проповедуя самые дикие идеи, вплоть до сепаратизма. Пример: нашумевшее выступление депутата Думы Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) азербайджанца Таги-заде Халид Боюкага оглы, который в нарушение Конституции РФ объявил ХМАО «историческими землями Узбекистана»!
Не менее характерный в этом смысле штрих к антирусской информационной кампании, вызванной задержанием азербайджанских бандитов в России, добавился в конце июня. С критикой в адрес российских властей выступила председатель правления Фонда дружбы, сотрудничества и солидарности «Турция–Азербайджан» Айгюн Аттар, заявившая во всеуслышание: «В России начался государственный террор против нерусских народов. Кто отдал приказ убивать азербайджанских турков в России руками государства? Я призываю всех людей, особенно около трёх миллионов азербайджанцев, проживающих в России, выразить протест. Я решительно осуждаю Кремль, его русский шовинизм, сепаратистские настроения и исламофобский подход».
Как можно убедиться, «общественник» прямо и открыто призывает к массовым беспорядкам в России по диаспоральному признаку. Делается это под соусом борьбы с «исламофобией». То есть окно протестной дестабилизации расширяется для втягивания в него лиц с исламской идентичностью. Ну и напоследок: мадам-пантюркистка называет задержанных бандитов «азербайджанскими турками», чем даёт чёткий сигнал: разделять Азербайджан и Турцию в рамках внешней политики не следует – это якобы цивилизационно единая сущность.
При этом председатель правления Фонда дружбы, сотрудничества и солидарности Турция–Азербайджан Айгюн Аттар еще в 2021 году стала членом Совета безопасности Турции, и теперь эта «общественница», представляющая в т. ч. турецкие спецслужбы, шлет приведенный выше сигнал прямо из столицы «тюркской цивилизации».
Именно подобные деятели, а вовсе не сами русские рассматривают азербайджанский диаспоральный актив в РФ как турецкий/протурецкий актив. А где Турция, там маячат и британские спецслужбы вроде MI-6, главой которой недавно назначили Блейз Метревели – потомка коллаборанта и нациста с кавказско-украинскими корнями, специализирующегося на проблематике региона. Еще чуть раньше, в сентябре 2024 г., с лекцией в бакинском Университете ADA, на площадке которого делает важные заявления президент И. Алиев, выступил с программной лекцией тогдашний глава британской разведки MI-6 Ричард Мур, долгое время проработавший в Турции и известный своей дружбой с Р. Эрдоганом. Ранее на берега Каспия наведались высокопоставленные представители американской разведки, включая главу Европейско-евразийского центра разведывательного управления Пентагона (РУМО) Патрика Прайора, и это далеко не полный перечень подобного рода визитов.
В марте Великобритания впервые назначила своего военного атташе в Азербайджане. Им стал Гэвин Тарбард. Придурочный внешний вид этого назначенца не должен вводить в заблуждение – за ним стоит старейшая и самая интеллектуально продвинутая разведслужба планеты. В сообщении британской дипмиссии Британии в Баку отмечается: «Эта историческая веха отражает растущую силу партнерства Великобритании и Азербайджана. Это укрепит наше сотрудничество в области обороны и безопасности».
Что до обвинений в ксенофобии и шовинизме, то публике вроде Айгюн Айтар об этом не стоило бы даже заикаться. Азербайджан, как и Украина – это проекты не вымороченных «русских шовинистов», а предельно конкретных большевиков-интернационалистов, согнавших в искусственно созданные конгломерации несколько народов. В случае с УССР – русских Новороссии, венгров Ужгорода, румын, русинов и гуцул Буковины, молдаван Измаила и т. д. Всех их огородили границами УССР и стали насильственно украинизировать. В Азербайджане была реализована аналогичная модель. Этнических азербайджанцев нет, это политическая нация, слепленная из десятков народов, которые населяют республику. И это не домыслы шовинистов, а фактическое цитирование той самой председательши правления Фонда дружбы, сотрудничества и солидарности «Турция –Азербайджан» Айгюн Айтар, упоминающей «азербайджанских турок», а еще лезгин, русских, татов и, внимание, талышей.
В отличие от азербайджанских тюрок, государственность которым подарили Ленин и другие основатели СССР, у талышей в истории было свое национальное государство. Это Талышское ханство, которое 300 лет назад само и добровольно попросилось в состав Российской империи. В ней талыши спокойно жили, говоря на своем языке и называясь своим именем. После революции 1917 г. талыши по инерции жили еще десяток лет, говорили, писали и читали на родном языке – талышском, но уже в конце 1920-х годов большевики и деятели вроде Айгюн Айтар и ее предков стали их насильственно и массово азербайджанизировать.
Сначала запретили прессу, книгопечатание и школы на талышском языке. Затем талышскую интеллигенцию и элиту уничтожили в ГУЛАГе. В 1938 г. талышей массово депортировали в Казахстан, «освободив» землю для азербайджанских тюрок. Последние, когда выжившие талыши стали возвращаться, продолжили политику этноцида в Азербайджанской ССР при полном попустительстве коммунистических властей. Один из результатов – за первые полвека геноцида талышского народа доля азербайджанских тюрок выросла с 58 до 90%, а доля талышей опустилась с 20% при царе до... около нуля в 1960-х.
Но даже теперь, после более чем векового этноцида в Азербайджане еще живут около 600 тыс. человек, считающих себя талышами. То есть почти 10% от всего населения. И у этих людей нет в Азербайджане не то что автономии, но даже диаспоры. Это очень странно. Например, в России, хотя в ней доля азербайджанцев менее 1% от населения страны, есть даже «Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России».
Подытожим. Москве, не обращая внимания на медийно-пропагандистское и прочее помешательство на теме русофобии в Азербайджане (хотя не обращать внимания на это трудно), следует последовательно перекрывать кислород томатно-сырьевой теплице Британской империи на Южном Кавказе. Лишая её в том числе финансовых поступлений от наркотрафика ОПГ-диаспоры с территории РФ и бенефитов от посреднической функции в трансграничной торговле и т. п.
Эксперты уже высказывают идеи и о том, что казахская ветка коридора Север-Юг могла бы стать куда более предпочтительней азербайджанской. Уже хотя бы ввиду отсутствия заметных казахских ОПГ и криминала в российских городах и, что не менее важно, зависимости Лондона и Астаны от Москвы в вопросе функционирования трубопровода Тенгиз – Новороссийск.