Единое энергокольцо Центральной Азии и Россия – настоящее и перспективы - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 25.07.2025 |

Единое энергокольцо Центральной Азии и Россия – настоящее и перспективы

 В современных условиях санкционного давления на Россию, одной из целей которого является нарушение экономических связей РФ и ее изоляция на международной арене, для Москвы особую важность приобретает сотрудничество со странами постсоветского пространства, в том числе государствами Центральной Азии. Важным направлением в данном случае является сфера энергетики, в рамках которой в последние годы наметился ряд перспективных направлений, способных кардинально изменить ситуацию во всем регионе. В первую очередь это вхождение России в объединенную энергосистему ЦА, итогом чего может стать ускорение процесса экономической интеграции на всем евразийском пространстве.

Стоит напомнить, что еще в 1960-х годах было разработано так называемое энергокольцо Центральной Азии, в рамках которого Киргизия и Таджикистан летом направляли воду в Узбекистан и Казахстан и поставляли соседям гидроэлектроэнергию, а зимой накапливали водные ресурсы, получая от других республик уголь и природный газ. После распада СССР система прекратила существование из-за отсутствия централизованного управления, различий в тарифах, налоговых политиках и межгосударственных разногласий, что стало серьезной проблемой для всех стран ЦА.

В итоге к концу прошлого столетия правительства центральноазиатских республик были вынуждены восстановить прежние связи, и в 1999 году между Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменистаном было подписано соглашение о параллельной работе энергетических систем, что сформировало Объединенную энергосистему Центральной Азии (ОЭС ЦА, или Центральноазиатское энергообъединение) с ее координационным диспетчерским центром «Энергия» в Ташкенте. Это вновь позволило странам региона компенсировать сезонные колебания спроса на электричество и потребности в воде при изменениях уровня горных рек. Одновременно конфигурация энергообъединения позволила значительно повысить надежность работы всех ее участников, обеспечив параллельную работу энергосистем, даже несмотря на отключение какого-либо звена этого кольца.

Однако нерешенные ранее проблемы привели к тому, что из общего энергокольца в 2003 году вышел Туркменистан, решив самостоятельно обеспечивать себя электричеством, а в 2009 году – и Таджикистан. Правда, стоит заметить, что в реальности ни одна страна так полностью и не отказалась от возможности использовать режим совместной параллельной работы энергосистем, что означало лишь формальную заморозку работы ОЭС ЦА, но не его распад.

В последующем проблемы в энергетике региона снова привели к тому, что в 2015 году Узбекистан выступил с инициативой восстановить полноценное энергокольцо, которую поддержали Казахстан и Киргизия, а позже в систему снова вернулся Таджикистан. В то же время вопрос с Туркменистаном остался открытым, в том числе и потому, что страна вне рамок ОЭС ЦА стала активно наращивать производство и экспорт электроэнергии, продавая ее в соседние страны, включая Афганистан, Иран, Узбекистан и Киргизию. Сегодня единое энергокольцо ЦА в полную силу работает только на юге Казахстана, в то время как север страны снабжается со стороны России. 

Вместе с тем процесс восстановления и развития объединенного энергетического кольца ЦА в последние годы демонстрирует определенный прогресс, и сегодня идет речь о расширении сотрудничества и привлечении к работе в ОЭС ЦА новых участников, в том числе России. Это должно решить большинство существующих в энергокольце проблем, которых за годы его существования накопилось достаточно много. В частности, это и высокий уровень износа электросетей и генерирующих мощностей (удельный вес мощностей возрастом свыше 30 лет составляет до 75%), и высокий уровень потерь электроэнергии (до 20% в некоторых странах), и разбалансированность производства и потребления электроэнергии, и нерациональное использование гидроэлектроэнергии и многое другое. Причем все это имеет последствия и для России, так как не позволяет эффективно использовать ОЭС ЦА для контроля перетоков в рамках своих внутренних энергосистем, поскольку они так или иначе связаны между собой со времен СССР.

Сложившаяся в последние годы ситуация свидетельствует о том, что вопрос повышения эффективности работы энергокольца ЦА и всего того, что с ним прямо или косвенно связано, назрел уже давно. Тем более что за последние 10 лет доля потребления электроэнергии только населением региона увеличилась с 25% до 29%, и эта цифра продолжает расти. Нехватка электричества чувствуется абсолютно во всех странах ЦА, что негативно влияет на развитие промышленности республик. И, по всей видимости, в государствах региона понимают, что решить нынешние проблемы самостоятельно в полной мере не удастся, а потому стали уделять особое внимание развитию сотрудничества с Россией.

Это привело к тому, что в 2024 году РФ и Министерство энергетики Узбекистана договорились о присоединении российского «Системного оператора» (осуществляет централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России) к ОЭС ЦА. В начале июля текущего года стало известно, что российское правительство уже ведет работу по присоединению страны к соглашению о параллельной работе центральноазиатских энергосистем и наделению «Системного оператора» статусом пятого участника Координационного электроэнергетического совета стран Центральной Азии. Причем процесс присоединения России к ОЭС ЦА будет иметь как коммерческую, так и геополитическую выгоду для всех участников процесса.

В частности, для стран ЦА присоединение к их единому энергокольцу России, имеющей избыток электроэнергии, позволит эффективнее контролировать перетоки электричества между странами и оперативно балансировать их энергосистемы в случае дефицита, природных факторов или высоких нагрузок. Это, в свою очередь, обеспечит энергетическую безопасность региона, а также даст возможность бесперебойного электроснабжения предприятий и населения.

Кроме того, странам региона можно будет рассчитывать на новые формы сотрудничества с РФ, в первую очередь в сфере инвестиций в их энергосистемы, так как вопрос модернизации и строительства новых элементов соответствующей инфраструктуры для них является жизненно важным. Одновременно будет происходить ускорение развития научно-технического взаимодействия, а с ним и повышение уровня подготовки местных кадров. Нельзя забывать и о вопросах экологии, так как с улучшением энергоснабжения стран региона снизиться нагрузка на и так небольшие водные ресурсы ЦА, крайне необходимые для сельского хозяйства и жизни людей.

Вместе с тем выгоды от более тесного энергетического сотрудничества со странами Центральной Азии очевидны и для России. Например, участие в подобных проектах обеспечит наращивание экспорта из РФ не только электроэнергии, но и соответствующего оборудования, что увеличит загрузку предприятий, а с этим даст толчок для развития компетенций в области энергетики. Кроме того, увеличение поставок электричества в страны ЦА позволит сократить нагрузку на водные ресурсы региона, что улучшит экологическую обстановку в южной части России.

Нельзя забывать и о том, что для РФ, как и для стран ЦА, крайне важно иметь возможность дополнительного регулирования внутренних энергопотоков, что напрямую связано с функционированием ОЭС ЦА. Например, для стабилизации перетоков электроэнергии между европейской секцией и объединенной энергосистемой (ОЭС) Сибири часто используются сети северного Казахстана. Важность этого наглядно продемонстрировала авария на Саяно-Шушенской ГЭС 17 августа 2009 года, когда транзит из объединенных энергосистем Урала и Средней Волги через казахстанскую территорию позволил избежать каскадного отключения ОЭС Сибири. При этом Казахстан даже сумел компенсировать собственными мощностями недовыработку остановленной ГЭС.

Обратный эффект можно было наблюдать в 2022 году, когда в результате аварии в ОЭС ЦА случилось масштабное отключение большей части Казахстана, Киргизии и Узбекистана. Тогда казахстанский оператор из-за избытка мощности резко увеличил экспорт электро­энергии в РФ, что позволило не допустить более серьёзных проблем в энергосистеме страны.

Кроме того, Россия крайне заинтересована в развитии многосторонних проектов на всем евразийском пространстве в том числе из-за геополитической ситуации на континенте, сложившейся после 2022 года и напрямую коснувшейся сферы энергетики. Например, произошло изменение объемов и направлений экспортно-­импортных потоков электро­энергии, когда страны Прибалтики и Финляндия отказались от закупки российского электричества. Поэтому в Москве стали уделять особое внимание восточному и южному направлениям, где стал прорабатываться вопрос участия страны в самых различных энергетических проектах.

Так, помимо вхождения России в ОЭС ЦА, сегодня речь идет о формировании Каспийского энергетического кольца (КЭК), которое объединит Россию, Иран, Азербайджан и страны Центральной Азии. Это в совокупности с планами по созданию общих рынков энергоресурсов в рамках Евразийского экономического союза вполне может усилить позиции РФ в регионе в целом. В перспективе же Россия через ЦАЭО, КЭК и пр. может быть вовлечена в многосторонние межрегиональные проекты с выходом на новые рынки стран Ближнего Востока и Южной Азии.

Таким образом, участие России в энергетических проектах в ЦА, в первую очередь присоединение к ОЭС ЦА, позволит странам региона решить множество существующих у них проблем, начиная с вопросов бесперебойного снабжения населения и промышленности электричеством и заканчивая экологией. В свою очередь, РФ получит в свои руки дополнительные инструменты стабилизации национальной энергосистемы, а также сумеет упрочить свое положение во всем Центрально-Азиатском регионе. В конечном счете это может поспособствовать усилению здесь процессов интеграции, которая из сферы экономики, возможно, постепенно перетечет и в область более тесного политического сотрудничества.   

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
4103
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика