
Скандал вокруг операции российских силовиков в Екатеринбурге, в результате которой была раскрыта преступная этническая группировка, состоящая из выходцев из Азербайджана, продолжает набирать обороты.
Послу АР в России Рахману Мустафаеву на Смоленской площади заявлен протест из-за недружественных действий Баку, ему вручили вербальную ноту с требованием немедленного освобождения задержанных российских журналистов.
Ранее стало известно, что азербайджанская полиция нагрянула в офис агентства «Спутник Азербайджан» и задержала семерых сотрудников агентства, среди которых руководитель азербайджанского филиала Игорь Картавых и шеф-редактор Евгений Белоусов. Позднее суд отправил их в СИЗО на 4 месяца по обвинению в «мошенничестве» и «незаконном предпринимательстве».
Как утверждают азербайджанские СМИ, поводом стало то, что аккредитация «Спутника» была приостановлена в феврале 2025 года, и МВД начало расследование того, что филиал якобы «продолжает свою деятельность на основе незаконного финансирования».
И это может оказаться не самым тяжким обвинением в адрес журналистов «Спутника», среди которых большинство граждане Азербайджана. Ранее местные СМИ распространили информацию, что двое из задержанных сотрудников якобы являлись сотрудниками ФСБ «под прикрытием».
Азербайджанская сторона явно нагнетает страсти, решив, очевидно, действовать «зеркально». Буквально на следующий день в Баку сообщили о ликвидации двух ОПГ с участием россиян, участников которой подозревают в транзите наркотиков из Ирана, онлайн-торговле запрещенными веществами и кибермошенничестве. Это звучит, пожалуй, еще более фантастически, учитывая, что в Иране за наркотики грозит смертная казнь или совершенно астрономические тюремные сроки.
Среди арестованных – люди разных профессий, есть даже турист. Задержание было демонстративно жестоким и в суд россиян доставили сильно избитыми.
В свою очередь, российский посол в Азербайджане Михаил Евдокимов был вызван в МИД республики. На встрече с замминистра иностранных дел Аразом Азимовым послу выразили протест в связи с «недружественными действиями и шагами российской стороны, наносящими ущерб отношениям между двумя странами».
В Баку заявили, что обеспокоены задержаниями в Екатеринбурге 27 июня группы этнических азербайджанцев, гибелью двух из них и тяжелыми телесными повреждениями других лиц. Азимов также указал на недовольство властей Азербайджана использованием в отношении соотечественников таких выражений, как «этническая преступная группа». Баку потребовал расследовать произошедшее, фактически указывая российским правоохранителям, как им поступать с российскими же гражданами (все фигуранты, пусть и выходцы из Азербайджана, но имеют гражданство РФ).
В целом вся эта ситуация уже напоминает банальный захват азербайджанской стороной заложников и формирование «обменного фонда». Официальные причины задержаний не выдерживают никакой критики.
Тут стоит отметить, что вздорные обвинения и откровенно хамский тон по отношению к Москве звучат из Баку не впервые. Достаточно вспомнить, как президент Ильхам Алиев бесцеремонно обвинил Россию в том, что по её вине потерпел катастрофу азербайджанский самолет в небе над Грозным в конце прошлого года, потребовав извинений и компенсаций, несмотря на то, что днем ранее ему позвонил российский президент и принес извинения за инцидент.
С того момента можно отследить целую цепочку событий, создававших почву для нынешнего обострения.
В феврале был закрыт «Русский дом» в Баку, а также была ограничена деятельность «Спутника» (ему разрешили иметь лишь одного аккредитованного корреспондента в республике). А в мае Ильхам Алиев под надуманным предлогом внезапно отказался приезжать на парад Победы в Москву, несмотря на то что его визит был заранее согласован и его ждали. Это выглядело как откровенный демарш, да и было таковым. В том же месяце в Баку баснословные сроки (13 и 14 лет) получили обвиненные в госизмене и шпионаже в пользу России азербайджанские евразийцы Ибрагим Гумбатов и Ибрагим Гасанов, которые активно выступали за сближение наших стран, часто ездили в Россию, участвовали в мероприятиях, пропагандирующих евразийскую интеграцию Азербайджана вместо турецкой.
Нет нужды также много говорить о том, что президент И. Алиев, а вслед за ним вся правящая верхушка страны подчеркнуто солидаризируются с Киевом, оказывая ему экономическую, а негласно – и военную помощь.
А теперь вот последовала совершенно неадекватная реакция азербайджанских властей на чисто криминальную историю в российской глубинке. Азербайджанские СМИ пишут о России, что она, мол, выбрала шовинизм в качестве инструмента политики по отношению к странам постсоветского пространства, её, а заодно и лично президента РФ обвиняют в исламофобии, ксенофобии и «имперских рефлексах». Причем если раньше подобное наблюдалось преимущественно в маргинальных ТГ и ютьюб-каналах, то сегодня это происходит уже на страницах государственных газет и на национальном телевидении.
Демонизация России давно стала трендом для средств массовой информации Азербайджана. Достаточно взять тематику СВО, которая с самого начала освещается в стране исключительно с украинских позиций, Россия рисуется «агрессором», а Украина – «жертвой». У стороннего человека при просмотре репортажей азербайджанского ТВ возникают сомнения, а это точно Азербайджан, стратегический партнер России, чей лидер приезжал в Москву сразу после признания Россией ДНР и ЛНР, чтобы подписать декларацию о союзническом взаимодействии? Или это одна из стран НАТО?
К слову, во всем Азербайджане нашелся лишь один журналист, который приехал на СВО освещать события с российской стороны и давал объективную информацию о происходящем – Назакет Мамедова. И она в позапрошлом году получила 13 лет за «госизмену и шпионаж». Совпадение?
Увы, если еще несколько месяцев назад могло показаться, что все происходящее – это какое-то недоразумение, то сегодня курс Баку на разрыв отношений между нашими странами и укоренение русофобии в головах азербайджанцев видны, что называется, невооруженным глазом. Нарастает поток фактов, которые не дают повода усомниться в намеренном антироссийском курсе Баку.
Казалось, Азербайджан все постсоветские годы оставался многонациональной и дружественной России страной, несмотря на «травму» «черного января 1990-го», которая, если верить многим азербайджанцам, разделила наши народы, подтолкнув Баку к принятию решения о независимости. Казалось, что после отстранения от власти националиста Эльчибея и прихода бывшего главы республиканского КГБ и члена Политбюро ЦК КПСС Гейдара Алиева ситуация меняется в лучшую сторону. Однако и тогда в Азербайджане продолжилась устойчивая тенденция к переписыванию историю, согласно которой Москва оккупировала «демократическую республику» в 1921-м, отдала армянам «исторически азербайджанский» Зангезур, подогрела конфликт в Карабахе. Подспудно развивалась и тенденция к интеграции с Турцией в противовес России. Но всего этого Москва долгие годы предпочитала не замечать.
В чем причина наблюдающегося в последние месяцы резкого обострения межгосударственных отношений и шагов Баку, намеренно нацеленных на эскалацию конфликта? Сегодня часто можно встретить версию о том, что мы наблюдаем некую операцию британских, турецких и, возможно, израильских спецслужб, направленную на ослабление влияния России и Ирана в регионе. В пользу этой версии говорит тот факт, что обострение с Азербайджаном совпало по срокам с очередным обострением отношений РФ с Арменией. Доведение обеих конфликтных ситуаций до точки кипения может привести не только к уходу России из региона, но и к возникновению там второго фронта, что крайне выгодно как Западу, так и Турции, для которой Россия является последним препятствием на пути к господству в Закавказье и её проникновению через Каспийское море в Среднюю Азию.
Впрочем, не исключено, что Баку при этом действует и по собственной инициативе, решив воспользоваться занятостью России на Украине и ослаблением в связи с этим ее влияния на постсоветском пространстве. Вполне возможно, Баку хочет пошантажировать Москву, выбить для себя какие-то уступки или просто посмотреть на реакцию, чтобы оценить перспективы нового наступления на Армению и установления своей полной военно-политической гегемонии в регионе.
В этом контексте объяснима и жесткая реакция Азербайджана на разгром екатеринбургской этнической ОПГ. Ведь диаспора – это инструмент влияния, серьезный инструмент, который зачастую используется иностранными разведками. Есть версия, что именно эти люди, из-за задержания которых начался виток напряженности, могут быть причастны к похищению в Свердловской области талышского активиста (и, между прочим, гражданина РФ) Захереддина Ибрагимова, который позднее «обнаружился» в бакинской тюрьме. То есть, разгромив эту «банду», Россия дала по рукам азербайджанским спецслужбам, а скорее всего, и их турецким и британским коллегам.
Сегодня российские силовики продолжили пресекать деятельность подобных группировок под «крышей» диаспор и в других регионах. Очевидно, что Баку задет за живое. Вопрос лишь в том, уяснит ли он подаваемый ему сигнал, что время безнаказанного использования России в своих интересах прошло? Или, наоборот, будет обострять дальше, будучи уверенным в том, что Анкара и Лондон во всем его поддержат?
Конечно, надо признать, что проблема запущена, решать ее надо было много раньше. К слову, это признают многие депутаты Госдумы РФ, где дискутируют по поводу инициативы об ограничении или даже полном запрете деятельности этнических диаспор в России. Наиболее жесткой позиции по этому вопросу придерживается «Справедливая Россия – За правду», которая, как сообщил ее лидер Сергей Миронов, добивается запрета «землячеств и диаспор, какие бы благообразные личины они на себя ни напяливали». «Хочется спросить наших политиков и чиновников, которые всячески опекают диаспоры, землячества и так называемые национально-культурные автономии. От кого они "автономны" – от государства, от российского общества, от наших законов?» – задал политик риторический вопрос.
Эти вопросы касаются выходцев не только из Азербайджана, но и со всего постсоветского пространства, включая страны, называющие себя союзниками России. Возможно, именно сейчас наступил тот самый момент истины, после которого России придется решительно пересмотреть саму основу отношений с бывшими союзными республиками.