О чем говорят первые итоги экзаменов детей мигрантов при их приеме в школу - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.05.2025 |

О чем говорят первые итоги экзаменов детей мигрантов при их приеме в школу

Председатель Госдумы РФ В. Володин в своем телеграм-канале 14 мая прокомментировал первые итоги обязательного тестирования детей мигрантов на знание русского языка при приеме в школу. Обязательным оно стало в России с 1 апреля этого года. По данным Рособрнадзора, всего было подано 1762 заявления. Большинству заявителей было отказано еще на стадии проверки документов. Основных причин отказа три: неполный пакет документов, отсутствие свободных мест в школах и недостоверные сведения, указанные в документах. Допущены к экзаменам были только 335 чел., или 19% от числа заявителей. 44 из них тесты уже написали, но справились с ними чуть более половины – всего 27 потенциальных учеников (61,4%).

Такие результаты заставляют задуматься как о легальности нахождения в России родителей этих детей, так и об уровне владения самими родителями русским языком.

Помимо обязательного языкового тестирования, закон о запрете принимать в школы детей иностранных граждан без оценки знания ими русского языка предусматривает проверку законности нахождения их родителей в России. Для этого они могут предъявить три вида документов: разрешение на работу или патент на право работы в РФ, разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство. Разрешение на работу необходимо для тех иностранцев, которые прибыли из стран дальнего зарубежья с визовым режимом въезда. А гражданам стран СНГ, с которыми у России существует безвизовый режим, не имеющих РВП или вида на жительство, необходимо предъявить патент. В Средней Азии это требование распространяется на Таджикистан и Узбекистан, которые не входят в ЕАЭС, и не распространяется на Киргизию, гражданам которой достаточно трудового договора с работодателем.

Тестовые задания для проверки уровня владения русским языком, размещенные на сайте Федерального института педагогических измерений, разработаны для поступающих во все классы школы – с первого по одиннадцатый. Тестирование для первого класса включает четыре задания, предназначенные для проверки умения участвовать в диалоге, создавать монологическое высказывание с опорой на задаваемые вопросы, проверки понимания прослушанного текста, а также владения лексикой и грамматикой.

В демонстрационной версии материалов первое из этих заданий включает два вопроса: «Сколько тебе лет?» и «Где ты живешь? Назови свой адрес». Во втором задании дети должны рассмотреть фотографию и ответить на вопросы: кого они на ней видят, что изображенные на фото делают и какое у них настроение. На каждое такое задание детям необходимо дать устный вопрос на русском языке.

Для пятого класса тесты несколько усложняются, хотя особых проблем для владеющих русским языком не представляют. Они включают 13 заданий, которые делятся на устную и письменную части. В устной проверяется умение участвовать в диалоге, создавать монологическое высказывание, читать вслух и отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Так, в первом задании детям задаются три вопроса: «Что ты обычно делаешь после уроков?», «Какие фильмы ты смотришь в свободное время и почему?», «Какие виды спорта тебе нравятся и почему?» В третьем задании надо прочитать текст из 69 слов. В письменной части девять заданий, на выполнение которых отводится 45 минут. Дети должны прослушать текст из 80 слов и письменно ответить на вопросы по нему, вставить в предложении пропущенный глагол, составить предложение из четырех слов и переписать текст, включающий 85 слов. Для успешного прохождения тестового задания необходимо набрать всего 3 балла из 20 возможных.

Первые результаты тестирования говорят, скорее всего, о том, что родители-мигранты либо не сумели правильно оформить документы, либо не смогли подтвердить законность своего пребывания в РФ. В первом случае возникают вопросы об уровне знания ими русского языка (а для получения патента надо сдавать экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства), а во втором – о причинах отсутствия легального статуса. Вариант с дефицитом мест в школах главной причиной отказа является вряд ли. В этом случае родителей, скорее всего, направят в другое учебное заведение, где учеников не так много. Если же мигрант работает на территории России нелегально, его пребывание приносит выгоды лишь ему самому и его работодателю. Государство в этом случае никаких налогов и сборов не получает, зато несет большие социальные затраты на обучение и лечение его детей.

Причины, по которым у детей мигрантов возникают проблемы со сдачей тестов, лежат на поверхности. После распада СССР уровень распространения русского языка в азиатских странах СНГ заметно упал, и население стало владеть им гораздо хуже. Причем чем более молодым оно является, тем более низким, как правило, является уровень владения русским языком. Сказался общий кризис системы образования, переход на государственные (национальные) языки и отток русскоязычных преподавателей. Те школы, в которых преподавание еще ведется на русском языке, принять всех детей, которые стремятся учиться в них, не могут. В высшей школе, которая должна готовить педагогические кадры для средней, все более заметной ставиться ориентация на зарубежные образовательные стандарты и английский язык, что также отнюдь не лучшим образом сказывается на преподавании русского.

Положение с распространением русского языка наглядно демонстрирует пример Таджикистана, который занимает второе после Узбекистана место по количеству трудовых мигрантов в России. Причем Душанбе в отличие от Ташкента регулярно проводит переписи населения, позволяющие оценить уровень владения населением русским языком. Правда, как раз данные последней, состоявшейся в 2020 г. переписи по национальному составу населения и владению языками статистическое ведомство Таджикистана почему-то не публикует, хотя все прочие тома уже находятся в свободном доступе. Поэтому ориентироваться приходится на данные предыдущей переписи, состоявшейся в 2010 г. Но поскольку существенных изменений с преподаванием русского языка в Таджикистане с тех по не произошло, можно предположить, что и языковая ситуация осталась в прежних рамках.

По итогам переписи 2010 г. из двух наиболее многочисленных коренных народов Таджикистана – таджиков и узбеков русским языком владеют соответственно 26 и 19,3%. То есть на нем может говорить каждый четвертый-пятый представитель коренного населения республики. Поскольку абсолютное большинство населения республики составляют таджики (84,3%), которые и доминируют среди мигрантов, целесообразно рассматривать именно их. Во владении русским языком довольно заметны гендерные различия: мужчины (34,6%) владеют на порядок лучше, чем женщины (17,2%), что вполне понятно – именно мужчины преобладают среди мигрантов, которым необходимо лучше знать язык принимающей страны. Кроме того, горожане-таджики (39,8%) владеют русским языком заметно лучше сельских жителей (24%), среди которых его знает лишь каждый четвертый. В сельской местности русский знает каждый третий мужчина (35,1%) и каждая восьмая (12,7%) женщина.

При этом три четверти населения Таджикистана проживает в сельской местности, где уровень жизни заметно ниже, и именно из нее направляется в Россию основной поток трудовых мигрантов. Мигранты-мужчины, которые лучше владеют русским языком, большую часть времени дома отсутствуют, а женщины русским языком сами почти не владеют и научить ему своих детей не могут. Школы с русским языком обучения решить эту проблему не в состоянии, поскольку в большинстве своем расположены в городах. В 2022 г. за счет российского бюджета в республике было построено и открыто пять школ, в которых преподавание ведется на русском языке и по российским стандартам. Но все они расположены в городах – Душанбе, Худжанде, Бохтаре, Кулябе и Турсунзаде, где трудовая миграция распространена меньше.

За счет России решить проблему с уровнем владения мигрантами русским языком также не получится. Население РТ быстро растет и к 2025 г. приблизилось к 11 млн чел., а численность школьников на начало прошлого учебного года достигла 2,3 млн. Обучить их всех или хотя бы большую часть русскому языку за счет российского бюджета просто нереально. Поэтому проблемы со сдачей тестов при поступлении в российские школы у детей мигрантов будут возникать и далее.

В этих условиях ни в коем случае нельзя снижать уровень требований к тестовым экзаменам, при том что давление со стороны диаспор и алчных предпринимателей будет явно иметь место.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2561
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика