Вывод российских миротворцев из Карабаха: уходим с высоко поднятой головой - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 13.05.2024 |

Вывод российских миротворцев из Карабаха: уходим с высоко поднятой головой

Россия начала вывод миротворческих подразделений с территории бывшей Нагорно-Карабахской республики. Сообщения об этом азербайджанских СМИ подтвердили в Москве. «Да, это действительно так», – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. В тот же день Минобороны РФ показало кадры вывода военных.

Глава комитета Совета Федерации по международным делам Григорий Карасин отметил, что вывод российских миротворцев из Нагорного Карабаха является логичным следствием признания этой территории частью Азербайджана со стороны премьера Армении. «После того как Никол Пашинян публично признал, что Нагорный Карабах является частью Азербайджана, организованный вывод российских миротворцев из этого региона был ожидаем. Дальше все вопросы к Еревану и Баку. Все, что нашим ребятам было предписано, они все сделали и выполнили. Так что российские миротворцы с достоинством уходят домой», – добавил сенатор.

Напомним: миротворцы присутствовали в регионе, согласно трехсторонним соглашениям Баку, Еревана и Москвы от 10 ноября 2020 года. Миссия располагалась вдоль линии соприкосновения и Лачинского коридора, соединявшего регион с Арменией. Всего в Нагорный Карабах направили 1960 военнослужащих со стрелковым оружием, 90 бронетранспортеров и 380 единиц автомобильной и специальной техники. Согласно тексту соглашений, миссия должна была продлиться до 2025 года с возможностью продления по согласованию сторон.

Однако ее выводят более чем на год раньше. И решением двух сторон, а не трех!

Конечно, это решение абсолютно закономерно и логично: по сравнению с осенью 2020 года кардинально изменилась ситуация в зоне ответственности контингента. Ведь миротворцы вводились в зону боевых действий для разведения сторон и предотвращения новых вспышек конфликта, а также для обеспечения безопасности населения Карабаха.

Однако в сентябре прошлого года Баку, после того как Армения признала Карабах принадлежащим Азербайджану, провел военную операцию, результатом которой стала ликвидация Нагорно-Карабахской республики и исход практически всего населения региона в Армению. Таким образом, де-факто исчезла линия соприкосновения между враждующими сторонами и сами эти стороны. А также исчезла надобность кого-либо защищать, поскольку армянское население полностью покинуло регион, а прибывшему азербайджанскому ничего не угрожает (кроме мин и неразорвавшихся снарядов, но это уже забота Баку).

Вместе с линией соприкосновения (точнее, еще раньше) исчез Лачинский коридор – таким образом, ликвидирована вся зона ответственности РМК, как и основания для его дальнейшей деятельности.

Что касается того, что решение о выводе РМК было принято двумя сторонами, несмотря на то что регламентирующее его пребывание соглашение было трехсторонним, то армянская сторона фактически самоустранилась от участия в процессе. Во-первых, самоустранилась де-юре, признав Карабах устами Н. Пашиняна частью Азербайджана, т. е. получилось, что миротворцы находятся не на спорной территории, а на территории Азербайджана. Во-вторых, Ереван самоустранился де-факто: когда Баку провел спецоперацию прошлой осенью, Ереван не отреагировал никак, кроме того, он не предпринял никаких усилий для обеспечения безопасного выхода населения Карабаха, свалив все на российских миротворцев.

С убытием гражданского населения и окончательной ликвидацией НКР (официально это произошло 1 января 2024 года) миссию РМК можно считать де-факто завершенной. Тем более что в тексте трехсторонних соглашений не указывается, когда именно и при каких условиях миссию РМК можно считать выполненной. Была даже теоретическая возможность ее продления, но не по достижению (или не достижению) какого-то конкретного результата, а исключительно по желанию сторон, которого те предсказуемо не проявили.

Логичный вопрос: нужна ли эта миссия России в условиях, когда ей там совершенно нечего делать? Это ведь недешевое удовольствие, тем более что ресурсы сейчас нужны в интересах СВО.

Ответ на этот вопрос все же неоднозначен. Сворачивание миссии РМК в Нагорном Карабахе внешне выглядит как уход России из региона. Так ли это – покажет время. Вообще-то уход России оттуда де-факто начался с распадом СССР, и до 2020-го Россия практически никак не влияла на идущие там процессы.

Да, мы остановили войну в 2020-м. Но с точки зрения истории мы только отсрочили процесс, который был уже неизбежным (имеется в виду ликвидация НКР). Остановить или повернуть вспять этот процесс мы не могли. Тем более что, как оказалось, армянская сторона вовсе не была в этом заинтересована. А значит, любые попытки фиксации тогдашнего статус-кво только ухудшили бы наши отношения с Баку, но никак не улучшили бы отношения с Ереваном. НКР была обречена исторически из-за действий армянской стороны (точнее, отсутствия каких-либо адекватных действий по решению проблемы легитимизации и защиты республики) и желания Азербайджана отыграться за историческое поражение.

Влияния на Баку Россия, по сути, не имела никогда, год за годом лишь наблюдая за превращением соседней страны в протекторат Турции (и это, на мой взгляд, большая историческая ошибка, последствия которой еще не раз аукнутся). Что касается Армении, то наличие там нашей базы, членство страны в ОДКБ и ЕАЭС долгие годы создавало впечатление того, что российское присутствие непоколебимо. Увы, это была иллюзия, что год от года проявлялось все более явственно с приходом к власти прозападных сил в лице Пашиняна в 2018 году.

Собственно, сдача Нагорного Карабаха, наличие которого не позволяло переформатировать Южный Кавказ (т. е. окончательно отдать Азербайджан в зону влияния Турции, а Армению – в зону влияния Запада), была изначально запрограммирована пашиняновским режимом как важнейшее условие смены внешнеполитического вектора.

По сути, то, что миротворцев не вывели еще раньше, можно считать неким «джентльменским соглашением» между Москвой и Баку, позволяющим обеим сторонам «сохранить лицо», не конфликтуя друг с другом.

Изменит ли вывод РМК отношения Москвы с Баку? Нет. Изменил бы худшую сторону, если бы Москва попыталась давить, чтобы миротворцев оставить.

А какие последствия вызовет вывод РМК для отношений РФ с Арменией? Конечно, можно предположить, что Пашинян сейчас скажет, что вывод миротворцев без согласования с Ереваном и пожеланиями жителей Карабаха – это очередное «предательство». Но это будет лишь очередное заявление в «копилку» мнимых обид пашиняновского режима. В последнее время Ереван сделал очень много заявлений, явно направленных против России и ОДКБ. В одном из последних Пашинян и вовсе обвинил ОДКБ в том, что организация собиралась развернуть на территории Армении миротворческую миссию, что привело бы к созданию «марионеточного правительства» в республике. Полный абсурд! Дальше уже, кажется, некуда.

Хотя почему некуда? Дальше может логично последовать выход страны из ОДКБ и требование вывода российской базы из Гюмри. Не случайно сегодня официальный представитель МИД России Мария Захарова, напомнив о состоявшейся 5 апреля в Брюсселе встрече Н. Пашиняна с председателем Еврокомиссии У. фон дер Ляйен, госсекретарем США Э. Блинкеном и верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррелем, заявила о том, что Россия ожидает от Армении четкой реакции после появления в СМИ сведений о «военно-политических договоренностях» с США и Евросоюзом.

В самом деле, состоять с Россией в одном оборонительном союзе – ОДКБ и при этом договариваться с её противником – это уже слишком! Москва с такой линией «союзника» уж точно не примирится.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1580
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика