Сохранение в РФ нынешней миграционной политики чревато открытыми конфликтами - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 18.05.2024 |

Сохранение в РФ нынешней миграционной политики чревато открытыми конфликтами

Резкое усиление внимания к миграционным проблемам со стороны общества, экспертов и властных структур после самого кровавого за последние 20 лет теракта в «Крокус Сити Холле» породило массу предложений о том, как следует изменить миграционную политику. Но прежде чем что-либо предлагать, необходимо осмыслить и проанализировать ту миграционную ситуацию, в которой сегодня оказалась Россия.

Нарастание миграционных проблем в России началось отнюдь не 22 марта 2024 г. Теракт в «Крокус Сити» стал лишь лакмусовой бумажкой, выявившей огромный и крайне сложный клубок скопившихся в этой сфере проблем. В перспективе эти проблемы, скорее всего, все равно привели бы к социальному взрыву, но, возможно, в еще более сложных условиях. Если бы этот взрыв произошел через 10-20 лет, запущенные массовой иммиграцией из азиатских стран СНГ демографические, социальные и этнические процессы вполне могли бы приобрести необратимый характер. Об этом наглядно свидетельствует опыт стран Западной Европы и США, где мигранты местами уже значительно превосходят по численности коренное население.

Современная нездоровая миграционная ситуация, сложившаяся в России, – результат тех процессов, которые происходили на протяжении последних десятилетий. В нулевые годы, когда трудовая миграция в Россию из стран СНГ возникла как массовое явление, ее этнический состав был достаточно сбалансирован. Общий объем трудовой миграции в РФ составлял тогда от 3 до 5 млн человек. Удельный вес стран Средней Азии в составе миграционных потоков был не слишком велик. Но очень скоро в связи с высоким естественным приростом населения в СА и постоянным притоком сотен тысяч новых рабочих рук на рынок труда быстро увеличивался. Если в середине нулевых доля среднеазиатских трудовых мигрантов в России составляла около трети, то к 2010 г. – уже более половины.

С середины 2010-х гг. миграционная ситуация начала меняться. В апреле 2014 г. в рамках программы «Восточное партнерство» возможность безвизового въезда в страны Шенгенской зоны на 90 дней в течение полугода получили граждане Молдавии, а в июне 2017 г. – Украины (при наличии биометрических паспортов). В сочетании с начавшимся весной 2014 г. военным конфликтом в Донбассе это привело к переориентации потоков трудовой миграции из Молдавии и Украины в Европу. Как результат, этнический и конфессиональный состав потоков трудовой иммиграции, направлявшихся в Россию, начал быстро меняться в пользу выходцев из Средней Азии, которые были представлены в основном молодыми поколениями, родившимися уже после распада СССР.

С 2017 по 2022 г. число случаев постановки граждан стран Средней Азии на миграционный учет в России, по данным МВД, выросло почти вдвое – с 6,7 до 12,7 млн. Наиболее высокими темпами в этот период увеличивался миграционный приток из Таджикистана, число регистраций граждан которого выросло в 2,4 раза (с 1,9 до 4,5 млн).

В количественном отношении большую часть поставленных на миграционный учет составляли граждане Узбекистана, приток которых увеличился в 1,9 раза (с 3,4 до 6,3 млн). Киргизия, которая единственная из этой миграционной тройки являлась членом ЕАЭС и по темпам увеличения иммиграции, и по ее объемам занимала последнее место. Регистрация ее граждан выросла всего в 1,4 раза, а их количество с 0,8 до 1,2 млн. В совокупности удельный вес выходцев из Средней Азии (включая Казахстан), поставленных на миграционный учет в России, за эти годы вырос с 46,6 до 75,2%, а граждан европейских стран СНГ сократился с 20 до 10,6%.

Как следствие, этнический состав миграционных потоков заметно изменился. Если в середине 2010-х гг. лишь каждый второй мигрант из стран СНГ был выходцем из Средней Азии, к началу 2020-х гг. – уже каждый 7-8-й. Вместе с этим изменилось и отношение населения России к трудовым мигрантам. По данным «Левада-центра» (признан иностранным агентом в РФ), проводящего многолетние исследования по этой теме, в 2002 г. за ограничение трудовой миграции выступало около 45% опрошенных, тогда как в 2020 г. – уже 73%. И, напротив, доля считающих, что правительство должно проводить политику, способствующую притоку трудовых мигрантов, за это время сократилась в четыре раза – с тех же 45% до 11%. Несмотря на колебания, долговременная тенденция очевидна – с увеличением объемов трудовой иммиграции отношение к ней становилось все хуже.

Причина этого заключается в высоком уровне этносоциальной дистанции с коренным населением России, по которой выходцы из государств Средней Азии стабильно занимают одно из первых мест. Эта дистанция замеряется по специальной шкале, показывающей, насколько близко участники опроса готовы принять мигрантов – от члена семьи до жителя России вообще.

Показательной в этом отношении является разница в отношении к украинцами и гражданам стран Средней Азии. В 2010 г., еще до начала военного конфликта в Донбассе, вариант ответа «не пускал бы их в Россию» в отношении украинцев выбрали 13% опрошенных, а жителей Средней Азии – 29%. В 2020 г., спустя шесть лет после начала военного противостояния, не пускали бы украинцев в страну уже 19%, а выходцев из Средней Азии – 26%. То есть, несмотря на военные действия, жесткий политический конфликт и обоюдные информационные войны, украинцы населению России были все равно гораздо ближе.

В отношении миграции из Таджикистана ситуацию усугубляла возможность упрощенного оформления российского паспорта, которая появилась после подписания двумя странами 7 сентября 1995 г. соглашения о двойном гражданстве. Благодаря ему получить российский паспорт можно, не отказываясь от таджикистанского. А участие в программе переселения соотечественников, для которого до 1 января 2024 г. даже не надо было подтверждать знание русского языка, позволяло оформить гражданство  еще быстрее.

Как результат, выдача российских паспортов гражданам Таджикистана стала расти в геометрической прогрессии. В 2017 г. гражданство РФ получили 29 тыс. выходцев из этой республики, в 2018 г. – 35,7 тыс., в 2019 г. – 44,7 тыс., в 2020 г. – 63,4 тыс., в 2021 г. – 103,7 тыс., а в 2022 г. – 173,6 тыс.  Ничего подобного ни по одной другой республике Средней Азии, включая Узбекистан и Киргизию, не наблюдалось. Всего за шесть с половиной лет (с 2017 по первое полугодие 2023 г.) гражданам РТ было выдано 537,1 тыс. паспортов, что сопоставимо с численностью населения среднего российского областного центра.

В последние годы массовый приток среднеазиатских мигрантов и их оседание в России привело к появлению этнических анклавов. Наиболее активно их формирование идет в Подмосковье, где цены на жилье заметно ниже, а контроль со стороны силовых структур заметно меньше. Формирование таких анклавов прослеживается как минимум в трех районах – Сосенском поселении Новой Москвы, Котельниках и Обнинске, расположенном на северо-востоке Калужской области.

О ситуации, которая складывается в таких местах, говорят участившиеся обращения их жителей к президенту. Так, 17 мая 2023 г. обращение «от лица немногочисленных оставшихся русских жителей» записали активисты в Котельниках, потребовавшие навести порядок в миграционной политике. На эту проблему не раз обращали внимание политики и общественные деятели. Только патриарх Кирилл в своих публичных выступлениях за последние полгода говорил о появлении этноанклавов не менее пяти раз.

Свой отпечаток на миграционную ситуацию накладывает и состав мигрантов. В Россию едут преимущественно жители сельской местности, которые не знают русского языка и имеют низкий уровень образования, которое может и вовсе отсутствовать. Об этом наглядно свидетельствует практика сдачи мигрантами экзаменов для получения патентов. В большинстве своем адаптироваться в России они не планируют, предпочитая следовать традиционным нормам поведения, принятым у них на родине, в том числе правилам шариата. В связи с огромными масштабами миграционных потоков, наличием языковых барьеров и замкнутостью мигрантских сообществ контролировать их силовым структурам крайне сложно. Заявление директора ФСБ А. Бортникова, сделанное им 27 марта после теракта в «Крокус Сити», о том, что «наши возможности тоже не беспредельны», свидетельствует как раз об этом.

На весь этот крайне сложный узел миграционных проблем накладываются отношения России со странами бывшего СССР, с большинством которых РФ связывает членство в СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, а также многочисленные двухсторонние соглашения. И решение проблем миграции требует решительных, но вместе с тем продуманных мер, способных нормализовать объемы и состав миграционных потоков с тем, чтобы не допустить перерастания ситуации в стадию открытого вооруженного конфликта.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2676
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика