Расширение единой энергосистемы РФ и Беларуси: выгоды синхронны с проблемами - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 14.11.2024 |

Расширение единой энергосистемы РФ и Беларуси: выгоды синхронны с проблемами

Реализуемое объединение электроэнергетических систем РФ и Беларуси потенциально обеспечивает – по крайней мере географически – подключение других стран ЕАЭС и Ирана к союзной энергосистеме. Тем более что формируется электроэнергетический коридор Россия–Закавказье–Иран, состыкованный действующими электросетями через РФ и Иран со странами Центральной Азии.

Такая тенденция стратегически важна и потому, что программа развития атомной энергетики Ирана предусматривает уже к 2027 году существенный экспортный потенциал местной электроэнергетики, который дополнится активным развитием там газовой энергетики.

Однако сам процесс объединения энергосистем России и Беларуси идёт не рекордно быстрыми темпами. Сказывается, прежде всего, тот факт, что белорусская энергетика не прошла через «горнило» реформы РАО ЕЭС, проведённой в России. В результате организационные и эксплуатационные сегменты двух стран различаются. Это дополнительно усугубляется тем фактом, что в российской энергетике поныне присутствует большое количество так называемых «независимых» собственников и перепродавцов.

Не так давно Беларусь и Россия подписали долгожданный договор о единой энергосистеме. Но это не мешает, например, Минску предъявлять претензии к «Росатому» по поводу срывов сроков строительства АЭС под Островцом. Что в определенной мере связано, повторим, с упомянутым выше основным различием в системах управления и работы электросистем в обеих странах.

Между тем мощности этой АЭС хватит не только на обеспечение электроэнергией самой Беларуси, но и на поставки её в соседние регионы России. Плюс к тому в Минске предварительно планируют строить АЭС и в Гомельской области. Вдобавок с конца 2010-х запущен  на основе национальных инвестиций  проект строительства комплекса ветряных электростанций под Новогрудком (Гродненская область). Если упомянутые проекты будут реализованы, Беларусь станет второй в ЕАЭС после России по объемам экспорта электроэнергии в постсоветское зарубежье. В том числе повысится конкурентоспособность белорусских электропоставок в Калининградскую область.

 

Экспортно-импортные и транзитные ЛЭП Беларуси

В целом сами по себе планы энергетической интеграции не могут не впечатлять. Считается, что к 2025 году всё, образно говоря, пойдет ещё дальше – как раз вплоть до единого энергорынка ЕАЭС. В связи с этим вполне можно прогнозировать включение в этот рынок и Таджикистана, обладающего огромными, но пока малоосвоенными ресурсами гидроэлектроэнергии. Тем более с учетом растущего спроса всех соседей по Центральной Азии на электроэнергию.

Что же касается эксплуатационно-технологического сегмента, электросистемы России и Беларуси полностью работают в синхронном режиме.  Для других стран ЕАЭС единого синхронного стандарта пока нет. А с Таджикистаном и Ираном, разумеется, необходимы переговоры по означенным вопросам.

 В этой связи отметим, что соглашение о синхронном формате энергосистем между Россией и Беларусью было подписано ещё в 1999 году, но единую энергосистему создали только сейчас. Это стало возможным, прежде всего потому, что Москва и Минск смогли договориться о том, что их энергосистемы работают в едином режимном формате, но управляются диспетчерскими в каждой из стран. Скорее всего, в 2025 году все страны ЕАЭС придут к такому же управленческому формату, а единый орган управления создавать пока не будут.

Основные показатели электроэнергетики стран ЕАЭС, 2022 г.

Своего рода особняком выглядит стремление прибалтийских стран побыстрее – не позже 2025 года – окончательно выйти из объединенной энергосистемы БРЭЛЛ. По данным аналитиков из РАО ЕЭС и прибалтийских источников, закупки электроэнергии из других стран Евросоюза обойдутся трём странам Балтии более чем в 350 млрд евро в год. При своих маленьких бюджетах и хронической нехватке собственной выработки электричества они такую сумму  самостоятельно  просто не потянут.

Характерно в этой связи, что сроки отделения от БРЭЛЛ уже дважды переносились. При этом многие чиновники и эксперты тех же стран поныне заявляют и о технических сложностях, затрудняющих синхронный «скоростной» выход всех этих стран из БРЭЛЛ. Например, в Эстонии отмечают, что поспешное отключение от данной системы неизбежно повлечёт большие и долговременные риски для энергопотребителей. Схожее мнение высказывает министр энергетики Латвии Каспар Мелнис.

В этой связи географическая, эксплуатационная и ценовая привлекательность данной системы вполне может вынудить прибалтов найти некую золотую середину: между подключением к ЕС-энергосистеме и сохранением частичного участия в БРЭЛЛ – стало быть, в общем рынке электроэнергии ЕАЭС.

Если же говорить в более широком контексте, то замминистра энергетики Беларуси Денис Мороз подчеркивает: страны ЕАЭС «очень плотно работают над такой конструкцией энергетических рынков, которая не позволит создавать излишнюю волатильность в сфере ценообразования».

При этом чиновник делает акцент на одинаковых ценах на электричество для всех участников общего рынка: «Как только мы создадим условия, при которых цена на энергоресурсы для производителей в Беларуси будет равна цене на энергоресурсы в России, Казахстане, Кыргызстане и Армении, можно будет создавать более эффективные производства и повышать конкурентоспособность как отдельных стран-участниц Евразийского союза, так и объединения их на мировом рынке». Но пока нет официальной информации, будет ли именно этот ценовой принцип претворен в рамках единого рынка электроэнергии, а также каков будет механизм ценообразования для других стран, вовлекаемых в этот рынок.

Тем временем правительство Узбекистана с середины февраля 2022 г. «изучает перспективы присоединения страны к общему энергетическому рынку ЕАЭС». Главное направление этой работы – «минимизация негативных последствий присоединения Узбекистана к энергорынку Союза». Имеются в виду не только ценовые вопросы, но и такие варианты ассоциации Узбекистана с этим рынком (то есть смежные со статусом наблюдателя страны в ЕАЭС), которые обеспечат Ташкенту выгодные условия для экспорта-импорта-транзита электроэнергии.

Очевидно, что та же проблематика актуальна для всех других стран-потенциальных участниц данного рынка. 

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1100
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика