В светском Киргизстане разгорелись страсти по парандже - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 09.05.2024 |

В светском Киргизстане разгорелись страсти по парандже

Депутат киргизского парламента Шарапаткан Мажитова предложила внести изменения в Кодекс о правонарушениях и запретить ношение в общественных местах паранджи – одного из самых консервативных элементов женской мусульманской (?) одежды. По мнению автора законопроекта, подобного рода наряды, скрывающие не только тело, но и лицо, цифровое графическое изображение которого наряду с графическим строением папиллярных узоров пальцев обеих рук и собственноручной подписью является самым надежным биометрическим признаком, препятствует идентификации личности и может быть использовано в преступных целях, например, при осуществлении террористических актов.

Выйти с такой инициативой нардепа сподвигнул случай, произошедший с его знакомыми.  В кафе, где те трапезничали, вошли женщины в парандже, одна из которых оказалась… мужчиной, о чем свидетельствовали выглядывавшие из-под одеяния мужские ботинки. Ситуация могла бы показаться комичной, если бы не несла потенциальную опасность. К примеру, в июне 2011 года в городе Кундузе на севере Афганистана был арестован лидер Исламского движения Узбекистана (ИДУ), переодетый в женскую одежду – паранджу.

С углублением кризиса на Большом Ближнем Востоке, спровоцировавшего рост религиозного экстремизма, паранджа и схожие с ней афганская бурка, арабский никаб и иранская чадра в сознании многих стали отождествляться с терроризмом, ну или как минимум с пещерным невежеством. Прошло более 20 лет, но еще свежи в памяти сюжеты одного из самых страшных в истории России терактов – захвата 30 мужчинами и 20 женщинами в никабах театрального центра на Дубровке в Москве.

В то же время в Центральной Азии, население которой уже более четверти века пребывает в поисках собственной идентичности, стремительно растет число полностью «покрытых», отдавших предпочтение экспортированным в регион крайне консервативным исламским течениям. В отдельных районах Киргизстана паранджу сегодня носит каждая вторая. И это в стране, где благодаря поверхностному усвоению свободолюбивыми кочевниками основ ислама, женщины никогда не прятали лиц.

«Ни у одного мусульманского народа женщины не пользуются той свободой, как у киргизов, – писал в 1906 году российский путешественник В.И. Липский. – Поэтому при посещении киргиз нет тех угнетающих стеснений, которые приходится испытывать при посещении сартов, бухарцев и т. д., – когда при появлении гостя все в доме идет вверх дном, хозяйки улепетывают с криком, стараясь прежде всего, закрыть столь зазорную часть тела, как лицо».

Законопроект, вынесенный на общественное обсуждение, вызвал серьезный резонанс. Согласно опросу, проведенному информационным агентством 24.kg, инициативу нардепа поддержали лишь 17% респондентов, считающих, что в светском государстве подобная форма одежды недопустима. Еще 5% высказали мысль о том, что предложенная мера, действительно, оправдывается интересами безопасности. Чуть менее четверти голосовавших – 20% – считают выбор одежды личным делом каждого. Категорически против проголосовали 47%, назвавшие запрет ношения в общественных местах паранджи ущемлением свободы вероисповедания.

«Кыргызстан, как и многие другие страны, стремится к развитию и укреплению светского государства, – прокомментировал позицию большинства независимый правовой эксперт Таттубубу Эргешбаева. – Это подразумевает, что государственные органы должны отделить сферу религии от политики и государственных дел. Но стремление не должно противоречить свободе вероисповедания и уважению религиозных убеждений каждого гражданина».

К большинству примкнул Совет улемов Духовного управления мусульман Киргизстана. Выразив обеспокоенность предложением депутата и распространив сообщение о том, что проблему следует решать не путем ограничений, а методом просвещения и разъяснения, муфтий страны Замир Ракиев, в свою очередь, в качестве ремарки отметил, что в отличие от хиджаба – накидки, скрывающей голову, ношение никаба или паранджи является «правом каждого верующего, но не обязанностью».

А все потому, что паранджа, представляющая собой накинутый на голову длинный, широкий халат с широким воротником и узкими, длинными ложными рукавами, откинутыми на спину и скрепленными сзади тесемками, к исламу не имеет никакого отношения. Коран лишь предписывает мусульманкам «лучше укутываться в свои одеяния. Так легче будет отличить их [от служанок и рабынь], и тогда не подвергнутся они унижениям каким-либо» (33; 59). Согласно 31 аяту 24 Суры, последовательницам пророка Мухаммеда полагалось «не выставлять напоказ прикрас своих за исключением тех, что обычно остаются неприкрытыми (т. е. лица, ладоней и стоп)», «закрывать покрывалами [головными] вырез на груди и не показывать [мужчинам] красы своей, кроме мужей своих, или отцов своих, или свекров своих, или сыновей своих, или сыновей мужей своих, или братьев своих, или племянников своих, или слуг из мужчин, у кого нет вожделения, или детей, которые не ведают о наготе женской; пусть не выставляют ноги свои так, чтобы стали видны красоты скрываемые».

Появившись в гардеробе народов Средней Азии лишь в XVI–XVII веках, паранджа стала продуктом религиозного фанатизма, особенно усилившегося после смерти просвещенного правителя тюркской державы Тимуридов Улугбека (XV век), а также постепенного углубления в последующие века влияния в Средней Азии, особенно в среде оседлого населения, ортодоксального ислама и засилья схоластического богословия.

С присоединением региона к Российской империи ношение паранджи стало обязательным в среде местной аристократии, пытавшейся скрыть свои «сокровища» от взглядов чужеземцев. К этому же периоду исследователи относят появление обычая ношения чачвана – сетки, сплетенной из черного конского волоса, прикрывающей лицо мусульманки при ношении ею паранджи.

Также ни в Коране, ни в Сунне не упоминаются ни афганская бурка, представляющая собой покрываемую с головы до пят накидку из плотной ткани со вшитой на уровне глаз сеткой, ни арабский никаб – закрывающий лицо головной убор с узкой прорезью для глаз. Засвидетельствованные еще с доисламских времен, они имели исключительно практическое предназначение – закрыть лицо от секущего ветра с песком и палящего солнца.

Не имея ничего общего с традиционным исламом, паранджа в XXI веке стала атрибутом политического ислама. Провозглашая своей целью свержение светских режимов и восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама, его лидеры стремятся полностью реализовать принципы шариата времен Пророка, игнорируя факторы времени, места или сложившиеся международные и внутриполитические нормы.  Ярчайший пример – погрузившийся в пучину средневекового мракобесия Афганистан, единственная в мире страна, где сокрытие женщиной лица является обязательным. Неслучайно Узбекистан, где идеи «Талибана» среди населения вызывают наибольшие симпатии, стал первым и пока единственным в Центральной Азии государством, на законодательном уровне запретившим ношение паранджи, сказав «нет» исламизму, но не исламу.

Выступив в поддержку официального курса, председатель Управления мусульман муфтий Узбекистана Нуриддин Холикназаров отметил, что в исламе нет жестких правил относительно одежды и внешнего вида. «Поистине, Аллах не смотрит ни на ваше обличье, ни на имущество ваше», – процитировал он пророка Мухаммеда.

В Киргизстане, гордо несущем последние 30 лет звание островка демократии в Центральной Азии, предпочитают не вдаваться в теологические подробности, апеллируя по большей части к демократическим ценностям – равенству и свободе, забывая о том, что безопасность превыше всего.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
488
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика