
Начиная с февраля этого года, в западной прессе громко сообщается о закрытии запрещённого в России Агентства США по международному развитию (USAID)* и упразднении его зарубежных филиалов.
В очередной раз 11 июня издание The Guardian известило о решении администрации Д. Трампа ликвидировать все зарубежные представительства USAID к 30 сентября в рамках радикальной реструктуризации программ США по оказанию иностранной помощи с передачей бразд правления такими программами Госдепартаменту. Эта директива должна затронуть сотни сотрудников, подрядчиков и местный персонал более чем в 100 странах.
И хотя вездесущий миллиардер и предприниматель в сфере технологий Илон Маск весело потирает руки па фоне этих кадровых сокращений, радостно хвастаясь тем, что «скормил USAID дровосеку», не стоит наивно обольщаться столь кардинальными трансформациями американской администрации.
Как стало известно, взамен Госдепартаментом под неустанным жестким контролем его руководителя Марко Рубио будет создан фонд AIOF с бюджетом в 2,9 млрд долларов, который сможет «быстро реагировать на кризисы и поддерживать работу с ключевыми партнерами». Более того, на подмогу под прикрытием того же неусыпного Госдепа призван Евросоюз, который, как говорится в статье The Guardian, «сосредоточится на проектах по продвижению демократии в странах третьего мира, замещая деятельность USAID».
Короче говоря, не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что на самом деле анонсированная ликвидация Агентства США по международному развитию является не чем иным, как банальной перезагрузкой организации, изрядно запятнавшей себя множеством коррупционных делишек с включением в эти схемы ряда довольно известных американских и местных чиновников. Тем более что и повестка угнетенных ЛГБТ-сообществ, и прочих извращённых структур, на которых, собственно, и делался этот незаконный гешефт, исчерпывает себя.
Взять хотя бы Казахстан, общественным фондам которого USAID щедро раздавала гранты. Так, в октябре 2021 года оно выделило общественному объединению «Кадір-қасиет» 460 тыс. долларов на 2,5 года на защиту прав человека (понятно каких). Однако в прошлом году финансирование с бюджетом в 750 тыс. долларов США резко прекратили по причине выявленных во время камеральной проверки нарушений политики финансового менеджмента со стороны руководителя Анары Ибраевой и отсутствия результатов проекта.
В ноябре 2022 года другое НПО в Казахстане фонд защиты свободы слова Әділ сөз получил по «Программе развития СМИ» более 114 тыс. долларов для правовой поддержки прозападных журналистов. В сентябре 2023 года по этой же программе, но уже на поддержку оппозиционных блогеров, всячески разлагающих местную молодежь, выделили 100 тыс. долларов.
В сентябре 2024 года общественный фонд Paper Lab любезно принял около 50 тыс. долларов в рамках «Программы малых грантов посольства США» на второй Азиатский форум аналитических центров для содействия региональному сотрудничеству.
Также известно о финансировании USAID НПО «Десента», занимающейся социологическими и маркетинговыми исследованиями, консалтингом, тренингами, поддержкой гражданских инициатив, учредителями которой являются Сергей Гуляев и Константин Ковтунец. Финансирование, надо полагать, солидное, если одних налогов только в прошлом году уплачено на 17 млн тенге.
Отметим, что финансирование успели получить не только неправительственные организации, но и пресса: в сентябре 2023 года по «Программе развития СМИ» издание «Власть» выиграло грант на повышение профессионального мастерства региональных журналистов. Более того, оказалось, что это издание слилось в едином коррупционном экстазе с нежелательным в России Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), с которым они и получали нехилые деньги от Госдепартамента через USAID. То есть американское правительство напрямую вмешивалось в громкие политические расследования внутри Казахстана, и странно, что власти республики смотрели на это сквозь пальцы. В частности, OCCRP в соавторстве с казахстанским изданием «Власть» и кыргызстанским Kloop опубликовали в январе 2022 года дискредитирующую экс-президента Назарбаева статью.
В свою очередь, Internews, запрещённая в России некоммерческая организация (руководитель Марат Бигалиев), поддерживающая прозападные СМИ и обучающая беспринципных журналистов, также получала деньги от структур USAID (налоги представительства Internews Network в Казахстане с 2015 года составили 153,3 млн тенге, из них 26,9 млн тенге - в 2024 году).
За это НПО запустило аж до 2028 года новый проект «Поддержка сбалансированной и достоверной информации в Центральной Азии (САПА)», направленный на так называемое укрепление целостности информационного пространства в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане и способствующий «повышению устойчивости обществ этих стран к дезинформации».
USAID также являлся одним из спонсоров «Правового медиацентра» и международного центра журналистики MediaNet, который занимается развитием медиийного образования.
Кроме этого, в 2024 году донорами USAID в Казахстане стали представительство «Фэмили Хэле Интернэшнл», ОФ Answer, ОФ «Ты не один», ОФ «Твой мир», ОФ «ТАУАН», ОФ «ЭФЬЮ Казахстан», ОО «Костанайская областная ассоциация библиотекарей», Общественный фонд «Центр социально-психологической реабилитации и адаптации для женщин и детей «Родник», ОФ «Дамыту», ОФ «Кайсар», ОО «Общество женщин малых предпринимателей», ОФ ESD Central Asia, ОФ FemAgora, СКФ «ЗУБР», ОФ «КАМЕДА», ОЮЛ «Ассоциация развития социальных технологий», Американская ассоциация адвокатов», Winrock International, EURASIA FOUNDATION.
Ну и, конечно, не стоит забывать об излюбленной до недавнего времени ЛГБТ-проблематике, на которую USAID особенно щедро тратился на территории Казахстана. Его получателями являлись известные лидеры движения Feminita Жанар Секербаева и Тульзада Сержан, которые умудрились заполучить 160 млн тенге через такие структуры, как «Норвежский Хельсинский комитет», ILGA-Europe, «Фонд Евразия Центральная Азия», СОС Nederland, нежелательные в России иноагенты NED и NDI. При этом параллельно обсуждалось создание закрытого стратегического проекта ILGA-Europe по расширению защиты ЛГБТ- инициатив в Центральной Азии.
Таким образом, объём выплат USAID для Казахстана в 2024 году составил 9,5 млн долларов США, что на 28,9% больше, чем в 2023 году. Почти половина этой суммы была направлена на базовое здравоохранение (4,8 млн долл. США). Существенные средства также были выделены на поддержку государственного управления и гражданского общества (2 млн долл.), в том числе на защиту прав человека (510 тыс. долл.) и развитие СМИ и свободного распространения информации (340 тыс. долл.).
В целом за последние десять лет Казахстан получил от USAID 151,8 млн долл., которые, как показала практика, были освоены, мягко говоря, не по их целевому назначению, хотя часть из них все-таки временами перепадала на «медиаподдержку», «правозащиту» и повышение толерантности, маскирующих политические цели Вашингтона по организации цветной революции в Казахстане.
За всеми этими, казалось бы, разрозненными местными НПО стоял, а по сути их «крышевал» один небезызвестный дипломат и по совместительству русофоб – посол США в Казахстане Даниел Розенблюм, которому все-таки пришлось в начале года спешно завершить 28-летнюю дипломатическую карьеру в Госдепе и ретироваться из Астаны.
Как заявляют «злые языки», именно он был основным фигурантом во всех коррупционных схемах, при этом вмешиваясь во внутренние дела Казахстана. Поговаривают, что Розенблюм контролировал потоки денег, которые переводились через агентов в такие международные фонды, как Фонд Евразия Центральной Азии, ЮНИСЕФ, ВОЗ, Internews, Winrock International и другие организации, впоследствии направлявшие их в различные местные неправительственные организации.
Новому американскому послу, ещё не прибывшему в Казахстан, предстоит непростая задача – полная перелицовка USAID под совершенно другие цели Д. Трампа. Очевидно, что теперь в отношении Астаны западные «доброхоты» будут концентрироваться не на укреплении демократии с пропагандой запрещённой в России ЛГБТ-культуры, а на экономической компоненте, направляя финансовые ресурсы в те местные НПО, которые будут заниматься вопросами строгого следования казахстанской стороной всем антироссийским санкциям, пусть и подрывая экономику собственной страны.
Так что очевидно, что весь этот информационный шум «о скоропостижной смерти USAID», активно раздуваемый Вашингтоном, не более чем новый пиар-проект Трампа, прежде всего бизнесмена по своей сути. Его основной целью является экономическая экспансия в ЦА-регион, включая Казахстан, с целью полностью отодвинуть от его плотного торгово-экономического сотрудничества с Москвой, да и Пекином.
Остается надеяться на здравомыслие руководства Казахстана, которое не может не осознавать, что США – это очень уж далеко, а рядом есть такая эффективная организация, как ЕАЭС, способствующая привлечению инвестиций, дальнейшему наращиванию объемов внешней торговли, реализации совместных промышленных проектов, развитию действующих и созданию новых транспортно-логистических цепочек. И все это положительно влияет на модернизацию национальной экономики, на ход строительства того «Нового Казахстана», о котором в 2022 г. объявил президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана.