
Парламент Кыргызстана принял 18 законопроектов, направленных на кардинальную реформу языковой политики в республике. За внесение изменений и дополнений в конституционный закон КР «О государственном языке» и ряд других законов проголосовало большинство депутатов Жогорку Кенеша.
В отличие от множества других законопроектов, тот, что касается вытеснения из системы общественно-политических взаимоотношений официального – русского – языка, был принят очень оперативно, если не сказать спешно. При этом логические доводы и аргументы, что торопливость в столь деликатном вопросе недопустима, озвученные отдельными депутатами и представителями общественности, были проигнорированы. Спикер Нурланбек Тургунбек уулу вообще настоятельно рекомендовал коллегам принять языковые инициативы Нацкомиссии по госязыку без обсуждений.
Можно предположить, что за этой спешкой стоят либо определенные лоббисты и финансовые перспективы отдельных политиков, либо популизм, либо и то и другое. К такому мнению пришли участники круглого стола «Штрафовать или развивать: законодательные механизмы сбалансированной языковой политики Кыргызстана», который прошел в Бишкеке на площадке ЦЭИ «Ой Ордо» по инициативе общественных организаций и представителей гражданского сектора.
* * *
«Языковой вопрос в Кыргызстане поднимается, как правило, либо накануне крупных политических событий – чтобы объединить какие-то массы, либо с целью отвлечь внимание. При этом не исключено, что данный процесс может модерироваться извне. Возможно это политика наших «друзей», направленная на то, чтобы ввести в заблуждение Россию и Казахстан – две страны, с которыми Кыргызстан имеет союзнические отношения, что предполагает определенные обязательства и ответственность друг перед другом. Поэтому я бы хотел подписаться под тем, что ни в коем случае нельзя ущемлять официальный язык, его необходимо поддерживать и развивать наравне с государственным», – отметил эксперт по международным отношениям Данияр Сыдыков.
Мысль о том, что языковые вопросы в Кыргызстане поднимаются с подачи внешних сил, поддержал советник министра обороны, экс-первый замминистра обороны КР кандидат философских наук Мурат Бейшенов.
«Сегодня вопрос сохранения кыргызского языка не стоит во главе угла, он однозначно политизированный, и мы знаем, откуда ветер дует. Это англосаксонская концепция, нацеленная на то, чтобы «отбить» Кыргызстан от России. Кыргызстан с Россией – союзники, и определенные силы заинтересованы внести раскол в эти отношения. Через раскачивание языкового и национального вопроса это проще всего сделать, – подчеркнул спикер. – Ничто не мешает развиваться кыргызскому языку, но процесс развития любого языка должен идти естественным путем, а не путем давления и угроз». При этом он добавил, что закон о государственном языке является конституционным, т. е. затрагивает права граждан, поэтому пересматривать его может народ путем референдума, но не Жогорку Кенеш.
По словам депутата ЖК КР Гули Кожокуловой, когда поднимаются вопросы языка, религии и национальности, это всегда приводит к конфликтам: «Может, этот вопрос и подняли сегодня, чтобы создать конфликтную ситуацию в нашем обществе? Но нам нужно как можно скорее понять, что не стоит дестабилизировать ситуацию на ровном месте. Тем более что «защита» госязыка – это не тот вопрос, который сегодня актуален. У нас в стране уровень владения кыргызским языком преимущественно бытовой. Но его развития невозможно добиться репрессивными политическими мерами».
Парламентарий также подчеркнула, что большинство вносимых в закон «изменений и дополнений» противоречат как Конституции и действующему конституционному закону о госязыке, так и многим другим правовым нормам. По ее словам, не многим депутатам хватило времени, терпения и сил прочитать все представленные на рассмотрение Нацкомиссией документы. Поэтому многие голосовали за лишь потому, чтобы никто не подумал, что они против государственного языка.
«Фактически же в рассматриваемых законопроектах заложено много мин, которые могут привести к серьезным проблемам, среди которых штрафы – это мелочь, – отметила Г. Кожокулова. – Законопроекты затрагивают деятельность банковской сферы и кредитных учреждений, где все документы должны будут оформляться на госязыке. То же самое касается делопроизводства нотариата, адвокатуры и судопроизводства, что полностью ломает административно-правовую и уголовно-процессуальную системы. Согласно действующему закону, выбор языка – это право сторон по гражданскому, и право обвиняемого по уголовному судопроизводству. Если поправки будут приняты, они коснутся и выборов. Сейчас материалы предвыборной агитации распространяются на двух языках, по новому законодательству они будут представлены только на кыргызском», –пояснила спикер.
Отметив, что любой закон должен работать, не ущемляя интересы населения, она подчеркнула, что принятие нормы о том, что все процессы в стране должны проходить исключительно на госязыке, не просто попирает нормы Конституции, но и нарушает конституционные права граждан: «Создаются предпосылки к тому, что граждане других национальностей окажутся фактически бесправными».
По ее словам, госслужащие должны знать государственный язык, но эта норма не должна вводиться теми методами, которые предлагает Нацкомиссия: «В действующем законе предусмотрены оптимальные условия для развития нашего государственного – кыргызского языка. Поэтому непонятно, зачем выдвигать новые инициативы. Такие законопроекты приведут нас к откату назад, в том числе за счет того, что произойдет значительный отток профессионалов», – добавила Г. Кожокулова.
Эту мысль поддержала и депутат Бишкекского горкенеша Рамина Идырова: «Дисбаланс в языковой политике может спровоцировать новую волну миграции – возможная языковая дискриминация в госструктурах, образовании, делопроизводстве и т. д. способна вызвать отчуждение и желание части граждан покинуть страну, что повлечет за собой и отток квалифицированных кадров».
Она подчеркнула, что Кыргызстан – многонациональное и многоязычное государство, где официальный – русский – язык выполняет миссию межнационального коммуникатора, что не мешает развитию государственного языка. Однако сегодня этот вопрос приобретает политический окрас: «Важно понимать, что лишь сбалансированный подход в языковой сфере приведет нашу страну к стабильности. Государственный язык – это символ суверенитета, культурной идентичности, тогда как официальный – инструмент межэтнического диалога, доступа к информации, активной и эффективной работе во внешней политике. И дисбаланс между ними может негативно отразиться на многих сферах».
Аналогичное мнение выразил советник ЖК КР Самат Каниметов, подчеркнув, что государственный язык должен развиваться и всесторонне поддерживаться, но не в ущерб официальному: «Мы должны создавать условия, чтобы каждый гражданин мог с интересом и уважением овладеть кыргызским языком. Это стратегическая задача, но ее реализация требует не давления и формализма, а грамотной терпеливой позитивной языковой политики. Русский язык официальный и связующий. Он играет важную роль, как средство межэтнического общения внутри страны и как инструмент международной и экономической интеграции. Поэтому языковая политика должна строиться не на исключении, а на интеграции. Только так мы обеспечим стабильность и доступ к образованию и укрепим нашу страну изнутри и вовне».
(Окончание следует)