Затягивание аудита газового долга – заранее продуманная Кишинёвом комбинация - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 10.05.2024 |

Затягивание аудита газового долга – заранее продуманная Кишинёвом комбинация

За три года, прошедших с момента избрания Майи Санду президентом Республики Молдова, эта своенравная дамочка вместе с коллегами по партии PAS успела наворотить в своей стране очень много такого, что придется разгребать еще многие и многие годы. Тем не менее даже в Молдове не так уж много направлений, которые потерпели такой значительный урон и так деградировали, как это произошло со сферой обеспечения главным энергетическим ресурсом – природным газом.

То, что последовательно осуществляла действующая сегодня власть, нельзя назвать никак иначе, как прямым вредительством, проводимым по указанию западных кураторов. Шаги, предпринятые молдавским руководством, являлись не каким-то волюнтаризмом безграмотных экс-энпэошников, дорвавшихся до власти, а выполнением четкого плана, направленного на вытеснение российской корпорации «Газпром» с молдавского рынка. И пусть этот рынок является мизерным и абсолютно незначительным для российского газового гиганта, но в контексте общей стратегии Запада по замене в Европе российского трубопроводного газа на американский СПГ и на общее вытеснение Российской Федерации из европейского пространства Молдове тоже была отведена своя роль, исполнение которой и было возложено на Санду.

И надо признать, что она выполнила возложенную на нее миссию настолько хорошо, что заслужила одобрение своих кураторов. Однако последний акт этой пьесы еще не сыгран, а в его драматургию изменения могут быть внесены в любой момент.

Начало этой пьесы было положено два года назад, в ноябре 2021 года, когда молдавские власти до последнего момента, буквально до «ленточки», затягивали начало переговоров по заключению нового контракта на поставку российского газа. И лишь когда вероятность отключения Молдовы от поставок основного энергоносителя начала расти день ото дня, в Москву для переговоров был направлен вице-премьер правительства и по совместительству министр энергетики и инфраструктуры Андрей Спыну. В ходе его переговоров с главой «Газпрома» Алексеем Миллером был заключен новый контракт, по которому цена на поставляемый газ определялась по новой формуле, предложенной молдавской стороной.

Формула эта, как ни странно, была менее выгодна для РМ, чем предыдущая, но российская сторона не стала настаивать на другом варианте, а только выдвинула условие по проведению аудита исторического долга АО «Молдовагаз» перед «Газпромом», который оценивался в размере приблизительно 700 миллионов долларов и по размерам которого у сторон наблюдалось расхождение во мнениях.

Казалось, что обе стороны были одинаково заинтересованы в прояснении вопроса о размерах исторического долга, но это только казалось. На самом деле молдавская сторона с самого начала решила «продинамить» российскую и откровенно саботировала проведение такого аудита. Для полной ясности необходимо упомянуть, что первые полгода после подписания контракта на поставку природного газа молдавская сторона не предприняла вообще никаких действий для организации аудита, несмотря на то что многие аудиторские компании, узнав о вышеупомянутом условии контракта, были готовы подать заявки на участие в тендере по определению аудитора. Но такой тендер правительством Молдовы просто не объявлялся. «Почему же?» – может удивиться кто-то.

Этот шаг был также заблаговременно продуман молдавскими властями. Практически сразу после заключения контракта на прямые поставки российского газа в стране началась пропагандистская кампания по достижению «энергетической независимости от России». В ход пошли обвинения Москвы в высокой цене, по которой Молдове якобы пришлось заключать контракт, и при этом никто уже не вспоминал хвастливые утверждения министра Спыну о том, что он «доминировал» в ходе переговоров с А. Миллером. Россию обвиняли в «выжимании последних соков» из населения Молдовы и заодно вспомнили как о благе о Третьем энергетическом пакете, хотя тот и был навязан Европейским союзом. Последнее обстоятельство применили исключительно против АО «Молдовагаз», дочерней компании «Газпрома», в которой российской стороне принадлежит 50%+1 акция.

Молдавские власти сознательно оттеснили АО «Молдовагаз» от закупок, оставив компании только функцию распределения газа внутри страны. Закупками же газа, но уже не у «Газпрома», а на европейских биржах занялась государственная компания «Энергоком», во главе которой были поставлены верные действующей власти люди. Подобная структура закупки газа обеспечила широкое поле для функционирования различных «серых схем» для обогащения причастных к ним государственных чиновников.

Понятно, что в связи с таким обилием организационных моментов тем, кто ими непосредственно занимался, было не до организации каких-то там тендеров по проведению аудита. Хотя, например, Счетная палата РМ решила заняться этим вопросом. Так, в сообщении этого контрольного органа, опубликованном 21 ноября 2022 г., спустя год после подписания контракта, по итогам проведенного аудита Счетная палата оценила долг перед «Газпромом» в 590,8 млн долларов.

Под влиянием подобных публикаций молдавским властям все-таки пришлось совершать хотя бы какие-то телодвижения. Однако совершались они абсолютно в деструктивном направлении. Вместо организации полноценного и справедливого тендера, аудиторы были определены абсолютно нетранспарентно путем «прямых переговоров». Ими стали две компании – Wikborg Rein Advokatfirma AS (Норвегия) и Forensic Risk Alliance & Co (Великобритания), которым было выплачено за их работу 800 тыс. долларов.

Итоги аудита, которых ожидали так долго, были объявлены министром энергетики Виктором Парликовым, который заявил, что «на конец марта 2023 года остаток долга правобережной Молдовы составил 709 миллионов долларов». При этом почему-то министр добавил, что молдавская сторона предлагает путем разного рода толкований и взаимозачётов выплатить лишь 8,6 млн и на этом «закрыть вопрос с историческим долгом». Подобное смелое и неожиданное заявление Парликов обосновал тем, что по значительной части долга нет документальных подтверждений, а по оплате еще одной крупной части долга, дескать, истек срок востребования задолженности. 

Вполне естественно, что подобный подход, мягко говоря, не нашел понимания в «Газпроме». Более того, глава АО «Молдовагаз» Вадим Чебан также был удивлен подобными результатами аудита. Также неудивительно, что и наблюдательный совет АО «Молдовагаз» не утвердил аудиторский отчет по долгам перед «Газпромом». Из 6 членов наблюдательного совета четверо, представляющих ПАО «Газпром», проголосовали против предложенного проекта постановления.

Однако на представителей молдавских властей это не произвело впечатления. «Меня не удивило решение Совета, потому что большинство в нем принадлежит «Газпрому». Я была бы удивлена, если бы они признали результаты. Теперь нас не волнует, примут они или нет. У нас есть доказательства, у нас есть доказательства аудита на уровне международных стандартов, которые говорят, что долг Республики Молдова составляет не более 700 миллионов долларов, а 9 миллионов. Здесь у нас еще есть вопросы, поскольку "Газпром" является акционером "Молдовагаз" и несет ответственность за долги», – заявила М. Санду. Ну а министр энергетики В. Парликов повторил, что снова предложит рассмотреть формулу решения долговой проблемы, представленную правительством, или будет ждать альтернативных предложений от «Газпрома».

Пожалуй, уже всем ясно, что перспективы урегулирования сложившихся разногласий во внесудебном порядке становятся все более призрачными и дело идет к передаче дела в органы международного арбитража. Пожалуй, в другой международной обстановке можно было бы утверждать, что у российской стороны есть очевидные шансы на победу при корректном и неангажированном рассмотрении дела. Однако сегодня рассчитывать на это со стопроцентной вероятностью не приходится, и, возможно, расчеты молдавских властей построены как раз на этом.

Таким образом, становится очевидным, что проволочки с проведением аудита, которое продемонстрировала молдавская сторона в последние два года, вполне могут являться осуществлением заранее просчитанного плана. Точно так же очевидно, что если предыдущее предположение верно, то этот план был подготовлен явно не молдавским руководством – слишком продуманным он является. И рассматривать его нужно опять же в контексте западной политики вытеснения «Газпрома» с европейского рынка.

* * *

И вишенка на торте. Как заявил вчера замглавы МИД России Михаил Галузин, Молдова не выполнила ни одной договорённости с «Газпромом» из достигнутых в 2021 году.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1860
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика