Единая транзитно-таможенная система ЕАЭС сориентирована на Большую Евразию - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 24.07.2024 |

Единая транзитно-таможенная система ЕАЭС сориентирована на Большую Евразию

Соглашение о единой системе таможенного транзита Евразийского экономического союза (ЕСТТ ЕАЭС) «станет доступным для присоединения третьих заинтересованных сторон, включая Азербайджан, Таджикистан и Узбекистан». Об этом на днях заявил врио главы Федеральной таможенной службы РФ Руслан Давыдов на совете глав таможенных служб стран СНГ в Душанбе.

Присоединение других стран Содружества к этому документу – его планируется подписать к концу текущего года – позволит сформировать единый межгосударственный таможенный режим, способствующий упрощению экономических взаимосвязей на большей части территории экс-СССР. Этот фактор отметил Р. Давыдов, пояснив, что если Азербайджан, Таджикистан и Узбекистан присоединятся к соглашению, «то будут созданы максимально благоприятные условия для безбарьерного перемещения товаров между государствами-участниками Содружества».

 Отметим, что с середины 2010-х гг. наблюдается рост количества транзитных деклараций, регистрируемых таможенными органами стран-участниц ЕАЭС. При этом к началу 2020-х около половины общего объема транзита регистрируется таможенными органами РФ, 28% – Казахстана, около 20% – Белоруссии, 4% – Армении и не более 3,5% – Киргизстана.

Акцент же на привлечение к ЕСТТ упомянутой тройки стран обусловлен все более активным развитием торговых связей стран-участниц ЕАЭС, особенно России и Белоруссии с упомянутыми странами. По имеющейся информации, за январь – первую половину октября с. г. совокупный товарооборот между членами Союза и указанной тройкой стран возрос в целом более чем на треть. Причем до 65% этого объема приходится на РФ, около 20% – на Белоруссию.

К ЕСТТ технологически примыкает система отслеживания транзитных грузоперевозок с использованием электронных навигационных пломб, которыми оснащаются перевозочные средства (ссылка). Эта система осуществляет межгосударственный дистанционный контроль за перемещением товаров и транспортных средств. Как отмечает Р. Давыдов, независимо от расстояния, отслеживание по данной системе обходится не более чем в 120 долл. по всему маршруту. Одновременно «сокращается количество мер таможенного контроля в пунктах пропуска на границах». Что, в свою очередь, способствует ускорению перевозок.

       

Плюс к тому в рамках единой системы таможенного транзита – в соответствии с Таможенным кодеком ЕАЭС – исполнение обязанности по уплате таможенных платежей при транзите может быть предоставлено таможенному органу в стране отправления или назначения. Что тоже способствует ускорению перевозочного процесса и в целом реализации экспортно-импортных контрактов. Кстати, такая практика по таможенно-транзитным платежам уже широко распространена. Она давно применяется в АСЕАН, Евросоюзе, БЕНИЛЮКС, южноамериканском МЕРКОСУР, между Китаем и странами АСЕАН, между странами Центральной Америки, арабскими странами Персидского залива.

Что же касается «товарной» географии перевозок в контексте ЕСТТ, соглашение предусматривает, что товары, подпадающие под действие этого документа, должны перевозиться внутри ЕАЭС как минимум по территории двух стран Союза. Но с обязательным использованием навигационных пломб. Это в первую очередь алкогольная продукция, табачные изделия и товарный ассортимент, перевозки которого за пределы какой-либо страны Союза (в том числе в третьи страны) временно запрещены или ограничены.

Напомним в этой связи, что еще в марте с. г. был утвержден план мероприятий по внедрению системы навигационного мониторинга в странах ЕАЭС. В соответствии с планом, обязательное отслеживание грузов с помощью пломб начнется в январе 2024 года. Причем предусмотрена поэтапная реализация этой системы в зависимости от номенклатуры товаров и вида транспорта, которыми грузы будут перевозиться. Отметим, что в 2023-м успешно завершились пилотные проекты по отслеживанию с помощью навигационных пломб ряда видов грузов, вывозимых из Белоруссии через Россию за пределы ЕАЭС-региона, а также между РФ, Казахстаном и Киргизстаном.

В связи с упомянутыми факторами, актуальность присоединения, например, Азербайджана к ЕСТТ и сопутствующей технологической инфраструктуре, связана, в том числе с тем, что в 2024 году объем взаимных перевозок сельхозсырья и готового продовольствия между РФ и Азербайджаном увеличится примерно в полтора раза. А эти перевозки осуществляются ввиду характера данных грузов в ускоренном скоростном режиме.

Соответственно, российская сторона с середины октября с. г. ведёт переговоры с администрацией железных дорог и рядом других транспортных партнёров из Азербайджана о формировании комплексной, притом долговременной грузовой базы по скоропортящимся грузам в рамках развивающегося проекта «Агроэкспресс». В последнем участвует и Азербайджан. Как отметила Алевтина Кириллова, гендиректор АНО «Евразийская логистика» (РФ), переговоры нацелены на «запуск упрощённого «коридора» (сервиса. – Ред.) между ветеринарными и фитосанитарными органами обеих стран во избежание задержек на границе». Чему поспособствует «и оперативное электронное оформление этими органами документов». А это, по мнению А. Кирилловой, позволит ускорить сроки доставки означенных грузов и тем самым обеспечит максимальную эффективность агроэкспрессов.

Относительно же перспектив ареала действия ЕСТТ имеется информация, что к этой системе проявляют растущий интерес, наряду с Азербайджаном, Узбекистаном и Таджикистаном, также Китай, Иран, Монголия. Всеми этими странами востребованы транзитные коридоры в рамках ЕАЭС. А во-вторых, большинство тех же стран участвует в евроазиатском коридоре «Север-Юг», поэтому тем более целесообразно их подключение к ЕСТТ.

Однако вне данной системы рискует оказаться прибалтийский эксклав РФ Калининградская область. Так как транзит через Литву между этим регионом, с одной стороны, и остальной территорией РФ, Белоруссией – с другой, в современных условиях часто балансирует ввиду политики Вильнюса между блокадой и всевозможными ограничениями. Паромное же сообщение между этой и Ленинградской областями (через порт Усть-Луга) пока не может освоить преобладающую часть грузоперевозок из Калининградского эксклава и в обратном направлении. Ограничивается этот маршрут и очевидным географическим фактором.

Поэтому востребована разработка механизма, который с учетом транзитных интересов и планов Литвы в отношении центральноазиатских и закавказских стран обеспечит полноценное участие этого региона РФ в единой системе таможенного транзита ЕАЭС-СНГ. Таможенно-транзитные механизмы такого рода уже который год действуют – к взаимной выгоде – скажем, между Испанией, издавна претендующей на британский Гибралтар, и Великобританией. Как и между Анголой и ДР Конго, отделяющей Анголу от ее эксклава Кабинда. И это при том, что политические взаимоотношения между этими странами остаются сложными и нередко конфликтными.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1270
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика