ЕАЭС: новые зоны свободной торговли с зарубежьем – необратимая тенденция - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 10.06.2025 |

ЕАЭС: новые зоны свободной торговли с зарубежьем – необратимая тенденция

Заместитель председателя правительства РФ Алексей Оверчук на днях заявил, что ЕАЭС близок к подписанию соглашений о зоне свободной торговли (ЗСТ) еще с двумя странами: имеются в виду ОАЭ и Индонезия. Он также напомнил, что уже доказали свою взаимовыгодность действующие ЗСТ с Ираном, Вьетнамом и Сербией.

По мнению вице-премьера, необходимо создавать лучшие условия для продвижения товаров из ЕАЭС на экспорт. При этом у зарубежных партнеров «требуется и впредь добиваться таких условий». Тем более что каждое ЗСТ-соглашение «уникально, охватывая широкие товарные позиции».

К слову, еще в середине августа 2024 г. глава Минпромторга РФ Антон Алиханов уточнил, что соглашения ЕАЭС о зоне свободной торговли с ОАЭ, Индонезией и Египтом «уже в высокой степени проработки». Планируется подписание ЗСТ-соглашений с этими странами в 3-4-м кварталах с.г. Министр подчеркнул, что «важнейший механизм отношений ЕАЭС с внешними партнерами - соглашения о зоне свободной торговли. Как показала практика, они позволили существенно нарастить товарооборот РФ и всего ЕАЭС с Вьетнамом, Сербией и Ираном».

Впрочем, дальнейшее развитие межгосударственных зон свободной торговли с участием РФ-ЕАЭС отнюдь не ограничивается означенными странами. Уточним в этой связи, что такие товарные зоны формируются для устранения барьеров в двух/многосторонних торговых взаимосвязях, предусматривая введение минимальных ограничений или полное устранение барьеров в виде экспортно-импортных пошлин или квот по товарным взаимопоставкам. В состав таких зон включаются, прежде всего, те товары, производство которых в какой-либо стране-члене ЗСТ недостаточно или отсутствует и может восполняться поставками означенных товаров из другой страны-участницы ЗСТ. По мере развития производства таких товаров в стране-импортере объемы их поставок в рамках ЗСТ в эту страну подлежат корректировке.

Для РФ-ЕАЭС проблемными товарами – с точки зрения максимального насыщения ими за счет собственного производства – пока являются, по оценкам ЕЭК и экономических ведомств стран Союза, ряд видов продовольственного (частично мясного и рыбного) и текстильного сырья, некоторые виды промышленного и инфраструктурного оборудования, марганцевая, бокситовая (алюминиевая), оловянная руды, химические/синтетические волокна, маломощная сельхозтехника, изделия и компоненты радиоэлектроники, субтропическая/тропическая древесина. В основном именно такая продукция включается в поставки из других стран-участниц ЗСТ.

В свою очередь, в зарубежных странах-членах ЗСТ с РФ-ЕАЭС, как и в странах - потенциальных участницах таких зон, наиболее востребованы производимые или поставляемые из ЕАЭС многие виды промышленного, энергетического, железнодорожного, геологоразведочного оборудования, нефтепродукты, сжиженный газ, химудобрения, зерновые и зернопродукты, молочные продукты, ряд видов мясных изделий, продукция птицеводства, растительные масла. Взаимные поставки осуществляются в основном по согласованным ценам (в том числе по товарообменному бартеру по согласованным ценам поставок). Плюс к тому закупки из РФ-ЕАЭС никогда не сопровождаются внешнеполитическими условиями – в отличие от поставок с Запада, в том числе в участвующие и планирующие участвовать в ЗСТ с РФ-ЕАЭС.

Интерес же многих стран к созданию таких зон с Россией-ЕАЭС впрямую связан с растущей востребованностью тех стран в новых - обширных и стабильных - рынках. Что проистекает и из «сверхпротекционистской» политики Д. Трампа в отношении импорта, де-факто закрывающей рынок США для большинства стран. Гендиректор ВТО Нгози Оконджо-Ивеала (Нигерия) выразила серьезные опасения по поводу последствий вводимых в США максимальных импортных пошлин. Она считает, что это «будет иметь существенные последствия для перспектив мировой торговли и экономического роста. Я глубоко обеспокоена потенциальной возможностью перерастания этих мер в тарифную войну». Но никаких дискуссий по этим проблемам пока не предусмотрено, что снова подтверждает изначально решающую роль США в этой структуре.

Хотя группа примерно из 30 развивающихся и наименее развитых стран в апреле с.г. обратилась к ВТО с предложением обсудить тарифную политику Вашингтона, дестабилизирующую мировую экономику и, соответственно, торговлю. В числе этих стран, по имеющейся информации, Индия и ряд других стран - потенциальных участниц ЗСТ с Россией-ЕАЭС. Реакции от ВТО пока нет.

Индийская же сторона планирует ввести повышенные пошлины на товарный импорт из США, если там не отменят пошлинную блокаду индийского промышленного экспорта. А по данным Минпромторга Малайзии (один из индустриальных «драконов» Азии), тоже заинтересованной в ЗСТ с РФ-ЕАЭС, новые тарифы США «потенциально имеют значительные последствия для мировой торговли и экономического роста» Поэтому правительство «расширяет свои экспортные рынки… используя существующие и потенциальные соглашения о свободной торговле». Соответственно, повышая устойчивость «и своей цепочки экспортных и импортных поставок».

Та же реакция у правительств Индонезии и Таиланда, также заинтересованного в ЗСТ с Евразийским союзом. В то же самое время Вашингтон принуждает – в обмен на отмену своих сверхвысоких ввозных пошлин - Вьетнам и Пакистан к отмене всех ограничений на импорт из США. Что чревато деиндустриализацией их экономики-экспорта.

Вьетнам же, повторим, имеет ЗСТ с Россией-ЕАЭС, а Пакистан планирует ЗСТ-соглашение с РФ-ЕАЭС не позже 2026 года. Последнее подтверждается российской стороной. «ЕАЭС обсуждает возможность заключения соглашения о создании ЗСТ с Пакистаном; на ранних этапах находятся переговоры по этой теме с Индией», - об этом заявил вице-премьер РФ Алексей Оверчук в середине апреля с.г. на правительственном часе в Совете Федерации. Пояснив, что политика Союза в отношении ЗСТ «нацелена, прежде всего, на дальнейшее улучшение торговых условий на пространстве Большой Евразии, с опорой на демонстрирующие свою эффективность ЗСТ-соглашения с Вьетнамом, Сербией и Ираном».

С учетом вышеупомянутых и смежных факторов неудивительно, что, по имеющимся данным, объем торговли Евразийского союза с участвующими в ЗСТ Ираном, Сербией и Вьетнамом увеличился в целом за 2020-24 гг. - с учетом реэкспорта - более чем на треть. Этот тренд сохраняется и в текущем году. По тем же причинам быстрыми темпами растет торговля РФ-ЕАЭС с потенциальными участниками ЗСТ – Индией, Таиландом, Египтом, ОАЭ, Пакистаном, Индонезией, Монголией, Камбоджей, Лаосом, Мьянмой.  

Временное соглашение Монголии по ЗСТ с ЕАЭС планируется заключить во второй половине 2025 года: об этом в начале июня сообщил посол России в Улан-Баторе Алексей Евсиков.

Ранее по итогам дополнительных консультаций с Монголией (весна с.г.) сообщалось, что в проект соглашения по ЗСТ включены по 367 товарных категорий с каждой стороны. По данным министра по торговле ЕЭК Андрея Слепнева, в связи с постоянным последующим действием ЗСТ-соглашения (предполагается с середины 2026-го) ЕАЭС получит преференциальный доступ на рынок Монголии по таким принципиальным для РФ-ЕАЭС экспортным позициям: зерновые, мясопродукты, молочная продукция, растительные масла, сахар, металлургическая продукция, транспортные средства, шины, химудобрения, пластмассы.

Помимо Монголии, еще целый ряд стран региона работает над созданием зон свободной торговли с ЕАЭС: по данным ЕЭК и экономических ведомств стран ЕАЭС, наряду с Таиландом, Индонезией и Малайзией имеются в виду Камбоджа, Лаос и Мьянма. Подтверждено и то, что активно ведутся консультации с Индией.

Плюс к тому в конце ноября 2024 г. ЕЭК и Министерство торговли Туниса, по инициативе тунисской стороны, договорились создать совместную экспертную группу по изучению взаимных выгод при создании ЗСТ, предварительно намеченном на 2026-й. Недавно Совет ЕЭК распорядился создать такую группу.

По оценке А. Слепнева, переход на режим ЗСТ «может позволить ЕАЭС нарастить поставки зерновых, масличных, готовых пищевых продуктов, металлотоваров, продукции нефтехимии и лесопромышленного комплекса на рынок Туниса». Одновременно он позволит партнеру увеличить экспорт в Союз отдельных категорий промтоваров (текстиль, одежда, консервы, ряд видов сырья для химпрома, свежих фруктов, оливкового масла, орехов. Ныне у ЕАЭС, по данным государственного Центра продвижения тунисского экспорта (CEPEX), 4-е место в экспорте Туниса; в торговле союза со странами Африки у Туниса 6-е место.

Словом, расширение ареала зон свободной торговли РФ-ЕАЭС с зарубежьем, обусловленное взаимосвязанными политико-экономическими факторами, формирует общеэкономическое пространство Большой Евразии и Северной Африки. Что, в свою очередь, практически доказывает провал и в мирохозяйственном измерении санкций Запада против России и Белоруссии.

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
65
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Арктический Совет Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Гренландия Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Дания Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика