Свободная торговля ЕАЭС и Ирана: взаимные выгоды в условиях санкций - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 14.05.2024 |

Свободная торговля ЕАЭС и Ирана: взаимные выгоды в условиях санкций

Жёсткое противостояние Запада с Россией, формирующей многополярное мироустройство, предопределило сближение Москвы с недооценёнными ранее партнёрами. Такое развитие событий стало естественным и желанным для государств, претендующих на статус региональных центров в новой глобальной архитектуре.

После шокировавшего западные столицы налаживания отношений России с Северной Кореей поступили сообщения об оживлении отношений Москвы с Тегераном. Прорыв произошёл ранее, в лентах информагенств он был представлен сообщениями о сотрудничестве сторон в сфере ВПК. Наиболее известным детищем этого сотрудничества стали новые российские БПЛА.

Однако беспилотными аппаратами сотрудничество России с исламской республикой не ограничилось. Тегеран и Москва реализуют более масштабные планы, и не только в оборонной сфере. При этом обе столицы привлекают к процессам сотрудничества своих партнёров. В случае Москвы это, прежде всего, страны ЕАЭС.

 В конце октября Совет ЕЭК рассмотрел 33 вопроса, в том числе в сферах международного сотрудничества, технического и таможенно-тарифного регулирования. По итогам было сообщено о завершённой работе над проектом соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Ираном. Подписание документа запланировано на текущий год.

ЕАЭС стремится формировать ЗСТ со многими странами. В 2018 году ЕАЭС и ИРИ подписали временное соглашение, в котором была прямо заявлена цель «сформировать полноценную зону свободной торговли между ЕАЭС и его государствами-членами и И.Р. Иран в качестве основной».

Во временном соглашении, впоследствии пролонгированном, были прописаны механизмы либерализации взаимной торговли. Причём в протоколе от 14 марта 2022 года стороны подтвердили стремление создать ЗСТ.

Создание полноценной зоны торговли ожидалось в течение трёх лет. Однако в 2021 году этого не произошло, так как стороны стремились максимально защитить свои интересы. К тому же и Израиль, откровенно враждебный Ирану, надеялся подписать ЗСТ с ЕАЭС в начале 2021 года – вероятно, этот фактор тоже сыграл свою роль.

Катализатором стала российская СВО. Израиль проводит свою политику в фарватере США, что повлияло на отношения Тель-Авива с Москвой и другими столицами государств-членов ЕАЭС. В свою очередь, Иран, находящийся под жестокими западными санкциями, как и Россия и ещё один член ЕАЭС Белоруссия, увидел в евразийском объединении важное подспорье в решении своих внешнеэкономических проблем.

К этому времени стороны накопили позитивный опыт либерализации взаимной торговли. Он распространялся на почти тысячу товарных позиций. Однако до желаемой сторонами научно-производственной кооперации дело не дошло. Во многом сказалась инерция предыдущего прозападно ориентированного периода, хотя были и объективные факторы. Например, Ереван ничего особенного Тегерану предложить не мог, равно как и Бишкек, а Астана – не желала. Минск достиг пределов своих скромных возможностей, сдерживаемых до 2020 года курсом «разворота на Запад», а после 2020 года – западными санкциями.

Основная надежда Тегерана связывается с Москвой как наиболее перспективным во всех отношениях партнёром. В росте торговли ИРИ с ЕАЭС исламская республика обязана именно России. На неё традиционно приходится почти ¾ иранского экспорта в евразийское объединение постсоветских республик. Правда, пока впечатляющий рост обусловлен низкой базой. В денежном выражении он был более чем скромным. Например, с Россией в 2019 году – без малого $1,6 млрд, а в 2020 году – $2,2 млрд (на уровне Мальты, Литвы, Бангладеш). Затем начался рост взаимной торговли, удвоивший показатели экспорта и импорта ЕАЭС.

К объективным факторам, сдерживающим взаимную торговлю, относятся пересекающиеся интересы. Россия, как и Иран, богата углеводородами и имеет свои виды на их сбыт как на постсоветском пространстве, так и в других странах Азии. Там же свои интересы блюдёт Казахстан, стремящийся удержать у себя западные добывающие компании и пытающийся замещать российскую нефть в ЕС.

Тегеран прекрасно видит, что ни один из номинальных союзников России не поддержал её в СВО. Более того: ни один из них не признал Крым российским, не говоря уж о новых регионах РФ. Более того, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в начале сентябре 2023 года заявил о продолжении применения антироссийских санкций, а в октябре практику антироссийских санкций подтвердил казахстанский вице-министр торговли и интеграции страны Кайрат Торебаев. Очевидно, официальный Тегеран не зря столь долго присматривался к такому странному союзничеству, скреплённому к тому же ОДКБ, тоже своеобразно проявившему себя в условиях СВО.

Слабым местом развития взаимного сотрудничества является расхождение в стандартах и нормах. Даже календари у стран-членов ЕАЭС и ИРИ разные. Необходимо продолжение работы над стандартизацией и сертификацией товаров и услуг, что поможет преодолеть барьеры в торговле.

При наращивании товарооборота сохраняются риски дисбалансов и дефицита торгового баланса для менее развитых государств-членов ЕАЭС. Казахстан и Киргизия при этом не желают вступать в открытый конфликт с Западом, что неизбежно в процессе преодоления западных санкций, под которыми находятся крупнейшие экономики будущей ЗСТ. Национальные правительства также небезосновательно опасаются обострения отраслевой конкуренции.

Для преодоления западных санкций необходимы политические решения. Казахстан к этому не готов. Армения после карабахской драмы тоже открыто дрейфует на Запад. Для движения вперёд необходимо извлечь санкционную палку из колёс.

В таких условиях сложно говорить об оживлении взаимных инвестиций, особенно в реальный сектор экономики. Научная и прочая гуманитарная кооперация тоже под большим вопросом, при том что Тегерану и Москве есть чем поделиться, и они это делают в двустороннем формате, пока, правда, весьма ограниченном. Однако даже в таком формате гуманитарного сотрудничества между Тегераном и, например, Минском и Бишкеком по факту нет вообще. Кипа официозной макулатуры и пустозвонных заявлений в нынешнее время не способны никого обмануть. Поэтому и культурного сближения тоже ждать не приходится.

       

Что способно дать ощутимый эффект в условиях ЗСТ, так это научно-производственная кооперация ЕАЭС и ИРИ. Например, в таких сферах, как фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии и информационные технологии. Большие выгоды сулит оживление сотрудничества в энергетике – на уровне двустороннего сотрудничества России с Ираном.

Пока же по факту наиболее перспективными направлениями остаются взаимная торговля с совместным продвижением на рынках третьих стран. Для этого необходимо развивать транспортные коридоры и сам транспорт.

При этом госмонополисты не заинтересованы в снижении тарифов. Их неуступчивость сдерживает развитие многих отраслей, в том числе туристической. Однако правительства и главы государств преодолевают эти препятствия, чему свидетельство – реализация строительства железной дороги «Решт – Астара» в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг». С 1 августа Россия и Иран перешли на безвизовый режим для туристических групп, что выглядит хорошим, пусть и запоздалым решением.

Налоговые службы продолжают, увы, руководствоваться сиюминутными интересами. Консерваторы не видят долгосрочных выгод и мультипликационного эффекта от снижения налогов, тарифов, сборов и прочих факторов повышения конкурентоспособности национальных производителей товаров и услуг.

ЗСТ может упростить экспортные операции для компаний из ЕАЭС, позволяя им легче продавать свои товары и услуги в Иране. Однако и иранские компании получат аналогичные выгоды. Готовы ли к этому все члены ЕАЭС – вопрос, который в публичной сфере не проговаривается.

В целом ЗСТ несёт сторонам гораздо больше выгод, нежели издержек. Интеграция будет содействовать укреплению не только экономических, но и политических, и гуманитарных связей между странами. Всё это очень важно в контексте не только непростой взаимной истории, но и современных реалий.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1427
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика