С вопросами по защите прав потребителей сталкиваются ежедневно практически все, поскольку мы приобретаем определённые товары, пользуемся услугами. Однако не всегда те соответствуют нашим ожиданиям. Хоть раз в жизни взрослый человек сталкивался с покупкой просроченных продуктов, бракованной одежды или бытовой техники, транспорта. Как правило, отвечать за это должны продавцы, ведь это они ещё до покупки представили своим клиентам недостоверную информацию о производстве и качестве товаров.
Предотвращать подобные инциденты и регулировать процесс торговли и сервиса как раз призвана сфера защиты прав потребителей. В любом государстве для этого существует ряд норм и законов. Актуально это и для государств-союзников Евразийского экономического союза. Причём эта тема не только признана в Союзе важной, она прорабатывается и совершенствуется как для отдельного участника сообщества, так и для общей территории.
Для расширения взаимодействия в данном секторе страны ЕАЭС в июне прошлого года приняли сроком до 2025 года Программу совместных действий государств ЕАЭС в сфере защиты прав потребителей. Первые результаты её выполнения за без малого год реализации подвела и одобрила Коллегия Евразийской экономической комиссии.
«Программа – это первый документ ЕАЭС, направленный на организацию комплексной работы стран по проведению согласованной политики в этой сфере. В работу по выполнению Программы в равной степени вовлечены все страны Союза. Их совместные усилия направлены на поддержание благополучия и безопасности потребителя в целях сохранения устойчивости внутреннего рынка ЕАЭС», – заявил в конце сентября текущего года министр по техническому регулированию ЕЭК Виктор Назаренко.
Под защитой прав потребителей понимают комплекс мер, нацеленных на борьбу с недобросовестными продавцами и сервисными службами, которые пытаются предоставить гражданам некачественный товар и услуги. Но иногда предупредить нарушение не получается, тогда ситуация требует применения законодательных норм, которые потребуют от недобросовестного поставщика товаров и услуг замену или возврат потраченных клиентом средств.
Принцип единой защиты
Основной принцип совместных усилий стран-союзниц направляется на выполнение в рамках заявленной программы объединяющего принципа действий. В документе проработана организационная основа для «формирования механизма учета интересов потребителей, выработка общих подходов стран в этой сфере, развитие информационного взаимодействия между уполномоченными органами, проведение совместных мероприятий, направленных на просвещение граждан, формирование навыков рационального и устойчивого потребления». Озаботились участники ЕАЭС и созданием в рамках программы механизмов урегулирования трансграничных споров с участием потребителей.
Помимо этого, они повышают эффективность сотрудничества между собой в сфере защиты прав потребителей. Рассмотрим, как регулируются вопросы защиты прав населения в разных странах евразийского сообщества.
В России делу придан широкий формат
Россия подходит к решению проблем с защитой прав потребителей весьма основательно: в стране эту сферу регулируют многие нормы действующего законодательства. Однако в их основе лежит Закон РФ №2300-I «O защите прав потребителей» от 07.02.1992 года.
Российская Федерация учредила ряд ведомств, которые занимаются непосредственным исполнением норм защиты прав потребителей. Среди прочих – Общество по защите прав потребителей (ОЗПП): его задачей является защита прав и законных интересов любого гражданина и юридического лица при потреблении товаров и услуг, урегулирование конфликтов в судах и досудебном порядке. На общество также возлагают просветительскую и разъяснительную деятельность потребителей, чтобы люди больше знали о правах и способах их защитить.
На страже прав российских потребителей стоят также полиция, Роспотребнадзор, Федеральная антимонопольная служба, Госжилинспекция, Департамент здравоохранения, Роскомнадзор и налоговые органы.
Казахстан мониторит права потребителей
В Казахстане тема защиты прав потребителей тоже находится на контроле у властей. По сей день этот вопрос остаётся актуальным и острым. Находится эта сфера в ведении министерства торговли и интеграции, где активно работают над совершенствованием законодательства в этом секторе. Правительство РК создаёт новые инструменты и возможности для регулирования важного нормативного направления.
Например, ежегодно усиливается координация государственных органов по защите прав потребителей Казахстана. На днях Межведомственный совет по вопросам защиты прав потребителей обсудил проблемные вопросы повышения тарифов на услуги мобильной связи, интернет-провайдеров, нарушения прав потребителей субъектами рекреационного, туристского, гостиничного бизнеса.
В Белоруссии потребителя защищает государство
Гарантии ещё советского, основательного масштаба сохранили на территории Белоруссии. Обеспечивают защиту прав потребителей согласно закону РБ от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей». Правительство учредило ряд профильных министерств и ведомств для решения данных вопросов. Отмечается, что при нарушении прав потребителей граждане РВ могут обратиться в такие государственные органы, как министерство торговли – республиканский орган по защите прав потребителей; управления (отделы) торговли и услуг облисполкомов; отдел защиты прав потребителей и контроля за рекламой Минского горисполкома; уполномоченные по защите прав потребителей в райисполкомах или горисполкомах.
Структурные подразделения по защите прав потребителей каждого облисполкома, Минского горисполкома, гор(рай)исполкома при обращении граждан обязуются выполнять следующее:
- рассматривать заявления, обращения и жалобы потребителей в соответствии с законодательством;
- организовывать разъяснение законодательства и оказывать юридическую помощь населению по вопросам защиты прав потребителя;
- обращаться в суд с иском о защите прав потребителя;
- осуществлять иные функции по защите прав потребителей, предусмотренные законодательством.
Главным координатором в данном секторе является Министерство антимонопольного регулирования и торговли РБ.
Помимо госорганов, имеется и общественная защита прав потребителей. Подобные объединения имеют право: бесплатно консультировать по вопросам защиты прав; действовать по поручению с претензией к изготовителю (продавцу, поставщику, представителю, исполнителю, ремонтной организации) об устранении нарушений и о возмещении причинённых гражданину убытков этими нарушениями убытков; подавать в суд иск от имени пострадавших граждан о защите их прав, обращаться в суд с иском о защите прав потребителей, представлять и защищать в суде их права и законные интересы.
Причём действуют общественные защитники прав потребителей без обязательного вступления обратившегося в ряды организации или выплаты денежных средств за свои услуги. Согласно действующему законодательству, общественные объединения потребителей в Белоруссии действуют по договору безвозмездного оказания услуг, заключенного с потребителем в письменной форме.
В Киргизии общество мало обращает внимания на защиту
прав потребления
На государственном уровне в Киргизии отношения потребителей и поставщиков товаров и услуг регулируют Гражданский кодекс КР, закон Киргизской республики «О защите прав потребителей», а также другие нормативно-правовые акты.
Если нарушаются права потребителей, то обратиться можно в Службу антимонопольного регулирования при Министерстве экономики и коммерции КР. Открыли чиновники и сайт для электронного обращения. Только обращаться спешат пока немногие, поскольку большинство граждан Киргизии не знают о наличии своих потребительских прав. А зря, ведь получить компенсацию или вернуть некачественный товар, не доходя до суда, можно.
На этом настаивает Госагентство антимонопольного регулирования. При регуляторе создано управление рекламы и защиты прав потребителей, которое и принимает жалобы на некачественный товар или услугу. Проблема в том, что о нём мало кто имеет представление, особенно в провинции. Большинство поступающих заявлений приходится на жителей столицы КР - Бишкека.
Армения возлагает защиту прав на потребителя
Пока в Армении действует довольно «старый» закон «О защите прав потребителей», принятый 26.06.2001 года. Этот документ «регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями (исполнителями, продавцами) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав».
Также нет в республике специального регулирующего выполнение данного закона органа. Однако если имеет место нарушение прав потребителей, то граждане обращаются в Госинспекцию контроля за рынком министерства экономики. В случае покупки несвежего, просроченного или испорченного по другим причинам продукта необходимо обращаться в Госслужбу безопасности пищевых продуктов министерства сельского хозяйства.
В республике полагают, что армянское общество должно самостоятельно осознавать важность своих потребительских прав и стремиться к их достижению. В частности, глава армянской Ассоциации потребителей Армен Погосян уверен, что проблемы в сфере защиты прав потребителей стоят в республике довольно остро. Общественные организации пытаются решать их, однако пока само общество не осознает своих прав, эти проблемы не решатся.
* * *
Итак, в каждой из стран-союзниц по отдельности что-то делается, подчас и немало, для защиты прав потребителей. Отрадно, что уже есть и определённые наработки и в целом по ЕАЭС. Евразийская экономическая комиссия считает целесообразным повысить уровень информированности населения Союза о работе внутри государств объединения в сфере защиты прав потребителей. В частности, эту задачу возложат и на СМИ тоже, включая использование официальных ресурсов уполномоченных органов в мировой паутине. Всё должно быть направлено на объединение и пользу.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram