В ведущих европейских столицах признают провал долгосрочной политики Запада в отношении Белоруссии. Однако её стратегическое значение в будущей архитектуре евробезопасности требует от ЕС выработки нового курса для ослабления влияния Москвы на Минск и «демократизации» политической системы РБ. Для решения этой задачи европейцы считают целесообразным, не отказываясь от политики экономического давления, сместить фокус санкционных мер и искать выходы на белорусских бизнесменов и чиновников, не причастных к «политическим репрессиям и агрессии против Украины».
Не исключают в Европе и установление прямого конфиденциального канала связи с белорусским лидером, чтобы лучше понимать его намерения. При этом важным полагают повысить согласованность действий между собой, чтобы не создавать у Минска иллюзий относительно их разобщенности.
В качестве «красных линий» в Европе ранее называли участие белорусских ВС в боевых действиях на Украине, размещение ядерных вооружений РФ на территории Белоруссии и кардинальные подвижки в интеграции в рамках Союзного государства. Однако и здесь европейцы проявили «гибкость». Так, в ФРГ политики считают, что факт размещения Москвой ядерного оружия на территории РБ незначительно меняет расклад сил на европейском ТВД.
Ранее Запад мог влиять на гражданское общество Белоруссии через десятки различных НПО, фондов, польские, прибалтийские и украинские диаспоры. После попытки переворота в 2020 году ситуация коренным образом изменилась: настала очередь наводить мосты через дипломатов. Однако после смерти в ноябре 2022 года министра иностранных дел РБ Владимира Макея была утрачена связь Запада с Белоруссией.
Устойчивым каналом связи Белоруссии с Западом может стать новый посол Швейцарии в Минске Кристина Хонеггер-Золотухина. Она заявляла в дипкорпусе, что уже рапортовала в Берн об установлении доверительных контактов с руководством МИД РБ, которое якобы открытым текстом осуждает «давление Москвы», объясняет причины временного формального отказа от политики многовекторности, которая закреплена в доктрине государства. По словам Хонеггер-Золотухиной, аналогичные идеи продвигали влиятельные представители гражданского общества, такие, как бывший мининдел Сергей Мартынов, руководитель экспертной инициативы «Минский диалог» Евгений Прейгерман. Посол в свою очередь убеждала их, что задачей своей командировки видит «вывод Белоруссии из-под жесткой опеки Кремля».
Глава апостольской нунциатуры Ватикана в Белоруссии, архиепископ Анте Йозич также информировал о готовности Святого Престола оказать практическое содействие восстановлению диалога между Минском и Западом. Престол осознаёт, что Белоруссия, как наиболее близкий союзник РФ, может выступить в качестве «моста» между Европой и Россией. В случае согласия белорусской стороны Ватикан готов предоставить площадку для контактов между ЕС-овцами и представителями Минска, гарантировать их полную конфиденциальность. В Ватикане приветствуют инициативы нунция, который имеет прямой доступ к верхам белорусской власти.
Регулярно посещает Минск и австрийский дипломат Мартин Сайдик, автор проекта «Пакта о ненападении» между Белоруссией и Украиной. В ходе переговоров с нынешним мининдел РБ Сергеем Алейником, которого считает «своим учеником», он предложил возобновить диалог между Западом и Россией в формате «Минск-2».
Не уклоняются от контактов с Минском и американцы. Помощник госсекретаря по вопросам Европы и Евразии Карен Донфрид встречалась с главой МИД С. Алейником, а ее заместитель Робин Даннинган – с постпредом Белоруссии при ООН Валентином Рыбаковым. Цель переговоров – убедить Минск провести амнистию для политзаключенных, свернуть помощь России в проведении СВО.
Наш корр.





