В конце минувшей недели президент Молдовы Майя Санду пришла в молдавский парламент и выступила там с программной речью. Он заявила, что у РМ есть единственный путь – в Европейский союз, а все другие варианты, предполагавшие интеграцию и кооперацию с СНГ и Евразийским экономическим союзом, провалились. По мнению Санду, не сработает также и вариант прагматичного сотрудничества одновременно и с Западом, и с Востоком.
Не обошлось, разумеется, без эскапад в адрес России, а также тех оппозиционных сил, которые Санду называет в Молдове «пророссийскими». Президент РМ не постеснялась заявить, что из Москвы «исходят только угрозы, эмбарго и шантаж», что в парламенте есть «агенты Кремля» и что «бандиты хотят продать Кремлю нашу страну».
Одним из главных зол Санду считает «российскую пропаганду». Бороться с ней, по мнению главы РМ, должны все государственные институты. Кроме того, президент анонсировала создание специальной структуры для этого. Ранее она в одном из своих интервью связала не слишком хорошее отношение большинства граждан Молдовы к блоку НАТО опять же с «российской пропагандой». А на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале она даже предложила Североатлантическому альянсу бороться с «пропагандой» вместе.
Призыв молдавского президента к госинститутам не остался не замеченным: комиссия парламента РМ по внешней политике и европейской интеграции уже дала добро на денонсацию соглашения о правовых и международных гарантиях свободной и независимой деятельности телерадиокомпании «Мир», которая является медийной структурой СНГ. Видимо, вновь надо готовиться и к другим гонениям на русскоязычный контент в молдавском инфопространстве.
***
Появление Майи Санду в парламенте с речами об «агентах Кремля» и похвалами в адрес «украинской армии, которая защищает нас» не стало такой уж неожиданностью, если учитывать, что оно случилось сразу после визита в Кишинев представителя бюро по европейским и евразийским делам Госдепартамента США Дерека Хогана. Как известно, на повышение в Госдепартамент Хоган пошел как раз с должности посла США в Молдове, после того как фактически привел Санду и ее партию «Действие и солидарность» (PAS) к получению парламентского большинства. Любопытно, что, уезжая в 2021 году из Молдовы, одной из главных заслуг своего трехлетнего мандата он тоже называл «противодействие российской пропаганде».
Не является неожиданностью программная речь Санду и в свете того, что в Молдове в последнее время в целом нарастает число подобных заявлений, которые постепенно начинают трансформироваться и в конкретные антироссийские действия. Например, министр иностранных дел и европейской интеграции РМ Николай Попеску анонсировал предстоящее поэтапное присоединение к тем санкциям, которые против России ввел Евросоюз. Трудно сказать, как далеко зайдет этот процесс: пока речь идет о составлении ограниченного списка россиян, порядка 10-15 человек, которым будет запрещен въезд в РМ и блокированы счета в молдавских банках (хотя, наверное, вряд ли таковые там есть).
Одновременно Молдова продолжает вооружаться с помощью Запада (и здесь по-прежнему вопрос – зачем и против кого?). Согласно последним данным, Евросоюз собирается выделить Кишиневу 40 миллионов евро в качестве пакета военной помощи. Еще 10 миллионов фунтов стерлингов дает Великобритания – они пойдут в том числе на реформирование армии.
На фоне всего этого от различных правых политиков по-прежнему звучат радикальные предложения, на которые руководство страны реагирует молчанием, хотя должно было бы осудить их, если оно действительно выступает за мир. Например, внепарламентская пока партия «Коалиция за единство и процветание» (CUB), которую возглавляет бывший посол Молдовы в США Игорь Мунтян, на днях призвала денонсировать мирное соглашение от 21 июля 1992 года, положившее конец войне в Приднестровье. При этом партия потребовала, чтобы молдавские власти выдвинули России ультиматум: дали один месяц на вывод своих воинских контингентов из ПМР под надзором международных военных наблюдателей.
Здесь нужно понимать, что CUB по итогам избирательного цикла 2024-2025 годов вполне может войти во власть, стать частью правой коалиции (такую коалицию Запад почти наверняка будет формировать, потому что в одиночестве партия «Действие и солидарность» с учетом многочисленных внутриполитических провалов выборы просто проиграет). Сегодня лидерам CUB активно создают узнаваемость на молдавских телеканалах, финансируемых западными посольствами. То есть это не просто «городские сумасшедшие», фрики, которые хотят привлечь к себе внимание какими-то громкими заявлениями.
***
Где бы меньше всего хотели, чтобы Молдова превращалась в новую «анти-Россию», так это, очевидно, в самой Москве. Представители МИД РФ неизменно подчеркивают, что Россия открыта для налаживания добрососедских и взаимовыгодных отношений с Молдовой. Об этом же на днях заявил и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Но власть в Кишиневе не хочет воспринимать эти сигналы. И можно предположить, к сожалению, что в обозримой перспективе, в том числе в течение нынешнего года, отношения между двумя государствами будут ухудшаться, и не по вине России. Здесь возможны два сценария: умеренно негативный и радикальный.
Сейчас события пока развиваются по первому варианту. Молдова присоединяется к антироссийским санкциям, но не в полном объеме. Из Кишинева регулярно звучат антироссийские заявления, однако даже такой «ястреб», как спикер парламента РМ и лидер PAS Игорь Гросу подчеркивает, что точно не хотел бы разрыва дипломатических отношений с Москвой, потому что «пусть лучше говорят дипломаты, чем другие» и что «надо избегать ситуаций, ведущих к риску разрыва». Различные представители правящей партии активно обсуждают то, что Молдове нужно отказаться от постоянного военного нейтралитета и двинуться к членству в НАТО, но юридически значимых попыток изменить соответствующий пункт Конституции РМ пока нет (хотя, как известно, на практике Североатлантический альянс давно уже действует в стране).
Однако надо учитывать, что Молдова продолжает погружаться в пучину финансовой и политической зависимости от западных кураторов. И в какой-то момент - не исключено, что даже довольно скоро, - они могут потребовать от Кишинева более решительных действий. Тогда возникнет риск развития упомянутого выше радикально негативного варианта. Он может выражаться в укреплении инфраструктуры НАТО в РМ с тем, чтобы достаточно быстро поставить вопрос о членстве страны в альянсе; в отказе Молдовы от мирного урегулирования приднестровского конфликта, блокировании Приднестровья, а в наихудшем варианте – в привлечении вооруженных сил Украины к каким-то силовым акциям против ПМР.
Все это напрямую затронет интересы России: потенциальное вступление Молдовы в НАТО будет означать прецедент расширения альянса уже на пространстве СНГ, а возможный отход Кишинева от принципов мирного урегулирования в Приднестровье поставит под угрозу безопасность российских миротворцев, российских граждан и соотечественников в регионе.
***
Чем сможет ответить на все это Москва? Скорее всего, для начала Молдова в этом случае попадет в официальный российский список недружественных государств, утвержденный в марте 2022 года. Это, в частности, будет означать заметное сокращение возможностей для молдавского сельскохозяйственного экспорта на рынке РФ, необходимость точечного одобрения сделок и жесткий валютный контроль.
Но такой преимущественно экономический ответ не будет здесь главным, так как, если угрозы окажутся серьезными, последуют военно-политические меры. В случае выхода Молдовы из мирного соглашения от 21 июля 1992 года (как это сегодня советуют сделать правые радикалы) миротворческая операция на Днестре не свернется и не будет распущена. Контингенты России и Приднестровья продолжат выполнять свою миссию на территории ПМР. Между РФ и ПМР в этом случае может быть заключено срочное соглашение о военно-технической помощи и сотрудничестве, направленное на поддержание мира и совместную охрану, в том числе артиллерийских арсеналов в приднестровском селе Колбасна.
Российская сторона уже косвенно дала понять, что готова резко повысить субъектность ПМР в случае какого-то регионального обострения. Многие обратили внимание на то, что в сообщении Минобороны РФ от 23 февраля, где содержалось предупреждение о готовящихся Киевом вооруженных провокациях, Приднестровье было названо «Приднестровской Молдавской Республикой».
Наконец, если Молдова даст добро на иностранную интервенцию и превратит регион в театр военных действий, возможно и самое сильное средство – военный ответ. Некоторые кишиневские аналитики, близкие к власти, не сомневаются здесь в потенциале России и хорошо понимают, чем это в итоге обернется. «Если Украина нападет на Приднестровье с согласия Молдовы, российская армия нападет на Молдову. Не на земле, но она может, например, обстрелять Кишинев ракетами. Это приведет к крайне уязвимой для нынешнего правительства реакции сторонников России в Молдове», - сказал, например, на днях румынскому изданию Libertatea экс-советник президента РМ Петра Лучинского Анатолий Цэрану.
То есть какой-либо инициированный Кишиневом военный сценарий будет означать быстрый конец правления Майи Санду, а возможно, и прозападных сил в Молдове как таковых.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram