
Процессы политического, военного и экономического противостояния, которые происходят в настоящее время в мире, сопровождаются также информационной войной и непрекращающимися попытками переформатирования сознания огромных групп людей, в том числе и подрастающего поколения. Прежде всего, это выражается в навязывании молодежи абсолютно лживой и опасной версии прошедших событий.
Классическим и ярким примером подобных действий может служить учебник истории для 12-го класса, предлагаемый Министерством образования Республики Молдова, который привел к масштабному скандалу, вышедшему уже на международный уровень.
Вызвано это, прежде всего, тем, что в настоящее время Молдова управляется политиками, которые, помимо молдавского, имеют гражданство соседней Румынии и которые при получении румынского паспорта давали присягу на верность этому государству, Для них, очевидно, приобретенный паспорт имеет большую ценность, чем родной молдавский. Именно поэтому нынешнее руководство Молдовы навязывает молдавскому обществу дискурс тотальной румынизации. Борьба за умы молдаван идет полным ходом: населению страны навязывают мысль, что они – якобы румыны.
В этом деле используются и школьные учебники. И продолжается это уже на протяжении более 30 лет. Вот и сейчас новый молдавский учебник по истории для старших классов утверждает, что молдаван как нации не существует, поскольку все они на самом деле являются румынами. Авторы учебника продвигают нарративы о том, что Молдова – это исконная территория румынского народа. Более того, они отказывают молдавской национальности в праве на существование.
С этой целью используется все средства, а именно – переписывание истории, подмена понятий и не только. Например, авторы учебника оккупацию Бессарабии Румынией в 1918 году объясняют некоей необходимостью. В доказательство приводится мнение члена Национальной молдавской партии Теофила Ионку. На конгрессе народов России в сентябре 1917 года он утверждал, что «молдавской нации не существует». Политик настаивал, что названия «Молдова» и «молдаване» имеют исключительно территориальное, а не национальное происхождение.
И теперь нет ничего удивительного в том, что захват территории МССР румынскими войсками в 1941 году описывается как «освобождение». Это мнение сейчас активно насаждается молдаванам через регулярное открытие памятников румынским военным с торжественными почестями.
Авторы учебника также утверждают, что «в Республике Молдова, помимо румынского населения, составляющего большинство, около 82%, которое идентифицирует себя как румынское или молдавское, проживают этнические меньшинства». При этом Национальное бюро статистики в отчете о проведении переписи четко указывает, что 77,2% населения считают себя молдаванами и лишь 7,9% – румынами.
Однако авторов учебника и их покровителей во власти это не смущает, и политика уничтожения молдавской идентичности продолжается. Ясно, что чем больше времени проходит и чем больше людей будут учить историю по этим учебникам, тем опаснее будут процессы в Молдове, связанные с национализмом, с идеями оправдания нацизма.
Вот лишь некоторые, главные моменты, как нельзя лучше характеризующие предлагаемый властью учебник:
- целый раздел посвящен участию Румынии во Второй мировой войне в качестве союзника Гитлера. Молдавским старшеклассникам предлагается привести аргументы за и против участия румын в войне на стороне нацистской Германии, а также попробовать оправдать «жертвы румынской армии в этой войне». Тот факт, что румынские войска оказались на территории Молдавии в качестве оккупантов, попросту игнорируется, согласно тексту учебника, они « сражались на румынской земле, освободив Бессарабию и север Буковины». А освобождение молдавской земли от фашистских захватчиков Советской армией обозначено в виде «серьезной проблемы», с которой столкнулось руководство Румынии;
- в учебнике нет ни слова о блокаде Ленинграда, но зато разгром гитлеровских войск в районе Сталинграда назван «катастрофой», которую следовало бы избежать;
- учебник истории, по заявлению еврейской общины Республики Молдова, «содержит формулировки, упущения и интерпретации, которые уменьшают или искажают ответственность режима Антонеску за холокост в Румынии, а также на территории Бессарабии и Транснистрии, скрывает и искажает фундаментальные исторические факты о геноциде евреев и ромов, представляя в положительном свете диктаторский и преступный режим, заменяя критический анализ опасной апологетикой, противоречащей демократическим ценностям и образовательным стандартам в сфере прав человека»;
- в учебнике Советский Союз, вопреки решениям Нюрнбергского трибунала, обвиняется в развязывании Второй мировой войны, а «распространение коммунизма в Европе» названо одной из причин появления фашизма и нацизма. Также в издании есть тезисы о том, что якобы «Советский Союз является главным виновником и главным зачинщиком Второй мировой войны», а «коммунисты распространяли легенду о том, что на них напали, и с этого момента началась Великая война»;
- описывая приднестровский конфликт, учебник утверждает, что его сторонами были Молдова и Россия. Такую версию сейчас постоянно озвучивают представители режима Санду. Согласно тезисам учебника, Молдова пыталась сохранить свою целостность, а Россия якобы занималась «продолжением ее империалистических и геостратегических интересов». При этом ни слова не говорится о том, что благодаря действиям российских военных была остановлена вооруженная фаза конфликта.
Также в предлагаемом Министерством образования Молдовы учебнике присутствуют факты явной фальсификации: при описании событий Великой Отечественной войны американские бомбардировщики, которые бомбили румынский город, выданы за советские самолеты. Авторы, описывая тему противостояния румынских войск и Красной армии, опубликовали фотографии авианалета на румынский город Плоешти. Подпись к фото гласит, что на нем изображены советские самолеты B-24. На самом деле B-24 – это американские тяжелые бомбардировщики, которые использовались союзниками СССР, и на прилагаемых фото явно видны опознавательные знаки ВВС США.
Продвижение подобного учебника вызвало естественное и ожидаемое возмущение со стороны еврейской общины страны и представителей молдавской оппозиции. В своем письме министру образования Дану Перчуну еврейская община заявила о готовности обратиться в суд для отзыва предлагаемого учебника.
Однако действующая молдавская власть продемонстрировала готовность и далее продвигать этот учебник. Появление нового учебника по истории – «это большой шаг вперед», заявил Д. Перчун. Министр считает сохранение учебника по истории «компромиссным вариантом», поскольку «затрагиваемые в нем темы неизбежно полемичны». Поэтому, по словам Перчуна, никто не будет его отзывать и дети будут использовать его для учебы. Только для спорных тем появятся особые дидактические материалы, которые, судя по всему, будут написаны теми же авторами, которые составляли и учебник.
Острую реакцию предлагаемый властями Молдовы учебник вызвал и в Приднестровье. Лидер региона Вадим Красносельский прокомментировал происходящее: «В Молдове пытаются реабилитировать фашистских палачей. Это делается в том числе через учебник истории, по которому преподают в школах с румынским языком обучения, расположенных в Приднестровье. Надо показывать, что принесли на территорию Приднестровья Антонеску и компания. Они принесли только хаос, смерть, расстрелы, гетто и концлагеря. Те, кто пытается это реабилитировать, хотят вернуться в фашизм и нацизм. Они являются носителями этой идеологии».
«Внимательно посмотрите, какой истории учат ваших детей и что из них сделают», – обратился В. Красносельский к родителям, чьи дети посещают эти школы.
«Когда говорите о реинтеграции, подумайте об истории. У нас даже герои разные. У нас герои – те, кто штурмовал Рейхстаг, кто в окопах защищали Родину, уничтожая фашизм и нацизм. А у вас герои – те, кто в Дубоссарах расстреливал людей, массово. Стреляя в младенца и в мать одновременно. А вы их пытаетесь реабилитировать» – таким стал месседж лидера Приднестровья кишиневским властям.
В МИД России также назвали школьной учебник Молдовы ложью и искажением истории. Посол России в Молдове Олег Озеров резко осудил содержание нового учебника истории для 12-го класса, появившегося в молдавских школах. Дипломат заявил, что пособие создано по «соросовским методичкам» с целью переписать историю Второй мировой войны. «Эти учебники – грубое насилие над реальной историей, попытка исказить, переписать, проигнорировать ключевые факты», – подчеркнул О. Озеров.
Нынешней власти в Молдове сейчас очень нужно выставить Россию врагом и виновницей всех бед в стране. И поэтому отразить это пытаются даже в школьных учебниках. Цель таких действий очень простая – ставленники Сороса пытаются сформировать общество, которое будет агрессивно настроено к России. Такой процесс уже произошел на соседней Украине и дал трагические для этой страны результаты.
Точно такую же ситуацию режим Санду хочет создать и на берегах Днестра, тем самым закладывая в регионе еще одну мину замедленного действия.