Минерально-сырьевой комплекс Казахстана, несмотря на многочисленные программы диверсификации и модернизации экономики, остается основным источником пополнения бюджетных средств республики: он формирует до 70% ВВП страны и приносит большую часть валютных поступлений.
Однако интенсивная разработка сформированной еще в советское время базы полезных ископаемых при низкой восполняемости запасов ведет к их исчерпанию и загоняет экономику в критическое положение. В частности, в Восточном Казахстане полностью отработаны такие крупные свинцово-цинковые месторождения, как Шемонаихинское, Юбилейно-Снегирихинское, Зыряновское. В целом запасы цветных и благородных металлов, составляющие в настоящее время значительную долю экспорта, могут быть выработаны за 10-15 лет.
И это понятно. В советский период геологами Казахстана запасы основных полезных ископаемых наращивались ежегодно в двукратном размере относительно к добытому годовому объему. В итоге республика к 1990 году имела 40-45-летний уровень обеспеченности разведанными запасами минерального сырья.
Вследствие начавшейся после обретения независимости деградации геологической отрасли и, соответственно, падения объема геологоразведочных работ (ГРР) за все эти годы в республике не было открыто ни одного крупного месторождения. Приросты запасов промышленных категорий получены главным образом за счет переоценки и доизучения ранее открытых месторождений. Таким образом, идет доразведка и освоение забалансовых месторождений и рудопроявлений времен СССР.
Большая доля учтенных балансом запасов разведанных в последние годы месторождений характеризуется, как правило, низким качеством, что является основной причиной того, что из них в эксплуатацию вовлечено лишь немногим более трети.
Происходивший в 80-х годах прошлого столетия в Казахстане резкий рост объемов геофизических и буровых работ был обеспечен за счет перераспределения Министерством геологии СССР доходной части бюджета, создаваемой на месторождениях Западной Сибири. В результате этого, в частности, были открыты такие месторождения, как Тенгиз, Карачаганак, Жанажол, Кумколь, освоение которых в 90-е годы и обеспечило последующий скачок в объемах нефтедобычи.
В КазССР руководство геологическими исследованиями осуществлялось созданным в 1956 г. министерством геологии и охраны недр, имевшим ежегодные ассигнования порядка 900 млн долларов, располагавшим отраслевой наукой и мощной производственно-технической базой. Объединение в одну структуру всех геологических служб привело к резкому повышению эффективности и качества научно-технического сопровождения геологоразведочных работ, количественному и качественному росту кадров.
Сегодня ничего этого, увы, нет. Руководство страны посчитало, что геологической отрасли существенная государственная поддержка не требуется. Министерство геологии было ликвидировано, территориальные геологические управления и многие геологоразведочные партии расформированы.
Чиновники, ссылаясь на некий западный опыт, решили проводить изучение недр за счет иностранных инвесторов. Однако внедренные чиновниками «инновации» привели к резкому сокращению объемов ГРР, оттоку квалифицированных кадров, сворачиванию отраслевых исследований. Возражения специалистов власти игнорировали, и вся отлаженная геологическая система распалась.
Низкий уровень инвестиций в геологоразведке – лишь 2% инвестиций в недропользование – становится основным негативным фактором для отрасли. Так, в 2019 году уровень инвестиций в геологоразведку составлял 331 млрд тенге, в 2021 году объем финансовых вливаний сократился на 26% – до 245,8 млрд тенге. В прошлом году инвестиции в недропользование составили 7,7 трлн тенге, из них на добычу – 2,8 трлн, на геологоразведку – 135,7 млрд. Отрасль не получает необходимой поддержки.
По состоянию на 1 января 2021 года коэффициент восполняемости запасов по золоту равен 0,29, меди – 0,08, полиметаллам – 0,21, нефти – 1,5 с учетом месторождения Кашаган и 0,9 без него.
Ситуация с газом ввиду роста объемов его потребления более печальная. К 2025 году на внутреннем рынке ожидается дефицит газа, и обеспечивать население планируется его импортом из России и Туркменистана. Вместе с тем, к примеру, основные доказанные запасы газа страны выявлены в Западном Казахстане, тогда как потенциал перспективных на углеводороды осадочных бассейнов северных и южных регионов не раскрыт вследствие низкой изученности.
Все это происходит потому, что в Казахстане поиск и разведку месторождений отдали на откуп инвесторам, в первую очередь иностранным. Однако это не привело к притоку необходимого капитала, новых технологий и открытию крупных промышленных запасов, поскольку ГРР осуществляются с крайне малыми затратами. И это понятно. Открытию месторождения предшествует долгий путь от получения лицензии на недропользование и изучение геологического строения участка до оценки запасов месторождения, пробной эксплуатации и начала коммерческой добычи. Этот период может занимать до 10-15 лет.
Рост частных инвестиций в геологоразведку напрямую зависит от уровня государственного финансирования ранних стадий изучения недр, в результате которых выявляются перспективные участки. Поскольку при этом ведение ГРР несет высокие риски, то для инвесторов интерес представляют разведанные участки и блоки с уже принятыми решениями по их разработке.
Учитывая все это, власти Казахстана озаботились внесением изменений в законодательство в сфере геологии для повышения инвестиционной привлекательности воспроизводства минерально-сырьевой базы. В настоящее время прорабатываются поправки, которые сократят административные процедуры, позволят инвесторам получать налоговые и другие преференции, что улучшит инвестиционный климат для привлечения финансовых средств в геологоразведочные работы. В конце текущего года планируется завершить разрабатываемый с 2021 года «Атлас твердых полезных ископаемых», который будет содержать информацию о геологии страны с рекомендациями по поиску и разведке месторождений.
В рамках поручения главы государства Касым-Жомарта Токаева продолжается масштабная проверка исполнения недропользователями контрактных обязательств. Участки недр, на которых длительное время они не выполняются, возвращаются государству и выставляются на аукцион. В 2022 г. Министерством энергетики РК проведено два аукциона, на которые было выставлено 55 таких участков. Было реализовано 38 участков с уплатой подписного бонуса на максимальную в сравнении с предыдущими годами сумму 26 млрд тенге.
В декабре прошлого года утверждена Концепция развития геологической отрасли Республики Казахстан на 2023-2027 годы. Для решения проблем отрасли предусмотрено четыре направления ее развития: повышение эффективности геологического изучения недр и восполнение минерально-сырьевой базы, информатизация и цифровизация, научно-исследовательское и кадровое обеспечение, развитие инфраструктуры.
Безусловно, говорить о том, что в ближайшие годы геологическая разведка в Казахстане обретет вторую жизнь, не приходится. Для этого отведенного концепцией времени явно недостаточно. Необходимо решить не одну проблему: разрушены системы финансирования и изучения недр, слабо используются новые технологии, остро стоит вопрос подготовки кадров, учёные не ощущают господдержки. Если вопрос с финансированием можно решить сравнительно быстро, то проблема нехватки специалистов – геологов, геофизиков, горных инженеров потребует длительного, не менее 10 лет, времени.
Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram