
Сейчас только ленивый в медийном пространстве не упомянул об очередной громкой инициативе американского президента Дональда Трампа по остановке работы межведомственной рабочей группы, созданной для разработки стратегий оказания давления на Россию в целях ускорения мирных переговоров с Украиной.
Так, 17 июня агентство Reuters со ссылкой на неких прикормленных американских чиновников шепнуло, что подобная «весенняя» инициатива потеряла импульс в мае, когда участникам стала ясна незаинтересованность президента США в принятии более конфронтационной позиции по отношению к России. Мол, финальный удар по рабочей группе был нанесён, когда большинство членов совета нацбезопасности Белого дома, в том числе вся команда, которая занималась конфликтом на Украине, были уволены в рамках широкой чистки аппарата.
Как оказалось, во главу угла эта рабочая группа ставила формирование возможных сценариев того, как Вашингтон может оказывать жесточайшее давление на страны постсоветского пространства для ограничения потока товаров в Россию и из нее. Причем эти идеи варьировались от экономических сделок, нацеленных на выведение некоторых стран с геополитической орбиты России, до усилий в области «тайных специальных операций».
Однако поразительное во всей этой не свершившейся карательной истории то, что в качестве ключевого объекта (или, проще говоря, «подопытного кролика») выступал не кто-нибудь, а Казахстан. Ему Вашингтон отвёл особую роль, запланировав создать такую структуру, которая сподвигнет его к более решительным мерам по борьбе с уклонением от антироссийских санкций, то есть разрабатывались некие методы американского давления именно на Астану.
Оттого и кажется сейчас довольно странным большое количество вброшенных в Интернет статей, связанных с тем, что «Астана становится на шаг ближе к глобальной арене – в центре геоэкономики».
На самом деле, в эти же дни в Вашингтоне состоялся ряд встреч главы казахстанского МИД Мурата Нуртлеу с рядом американских представителей: прозападная местная пресса уже окрестила их не иначе, как «стратегически важные переговоры, которые могут ознаменовать новый этап – Казахстан уверенно выходит на уровень глобального партнёрства, где уже не просто принимает правила, а формирует их».
Ну а далее тоже процитируем, как коллективный Запад пытается воздействовать на Астану путем красивых слов, изложенных «акулами пера»: «Визит Нуртлеу в США – это не формальная дипломатия, а чёткий сигнал: Казахстан готов говорить на языке интересов, экономики и безопасности с крупнейшими мировыми игроками. Переговоры прошли на трёх ключевых направлениях: сенат, торговые ведомства и вопросы безопасности».
Прозападная пресса также сообщила, что в процессе неформальной встречи М. Нуртлеу c госсекретарём Марко Рубио последний заявил, что рассматривает «Казахстан как надёжного партнера в регионе и ключевого элемента в архитектуре нового мира – логистически, энергетически, политически».
Конечно же, Вашингтону просто необходимо как-то отмыться от того, что он назначил Казахстан в качестве «мальчика для битья». Собственно, поэтому информационное поле просто пестрит радужными надеждами: дескать, банальное обсуждение возможного снятия архаичной поправки Джексона–Вэника, которая сильно мешает Казахстану получить статус постоянного торгового партнёра США, является не просто символическим жестом, а выходом на новый уровень экономического сотрудничества.
Напомним, что поправка Джексона–Вэника 1974 года к закону о торговле США ограничивает торговлю со странами, нарушающими права человека, и Казахстан неоднократно обращался к Вашингтону с предложением её отменить, но до сих пор решение данного вопроса «пробуксовывало», так как для отмены поправки требуется голосование в конгрессе. После 1987 года с введением в тогдашнем СССР свободы эмиграции поправка утратила свое первоначальное значение. В связи с этим, начиная с 1989 года, в США ежегодно накладывался мораторий на действие поправки в отношении СССР, а затем и стран СНГ, однако официально поправка так и не была отменена.
Самое удивительное, что на сегодняшний день поправка Джексона–Вэника отменена для шести постсоветских стран: это Кыргызстан (2000 год), Грузия (2000), Армения (2004), Украина (2005), Молдова (2012) и Россия (2012).
Исходя из результатов переговоров М. Нуртлеу в Вашингтоне, очевидно, что Казахстану, обладающему потенциалом, чтобы поставлять в Соединённые Штаты Америки более 16 критических минералов, придётся заплатить за отмену поправки дорогую цену, а именно – утратить часть своего национального достояния. Хотя в ходе самих переговоров американской стороной и было отмечено, что США не просто хотят покупать сырьё, они готовы инвестировать в создание добавленной стоимости в Казахстане, что является принципиально новым уровнем партнёрства.
Однако, как известно, Вашингтон постоянно изучает дополнительные варианты для своего минерального портфеля и надеется улучшить свой доступ к таким ресурсам путём имитации дружеских связей. В том числе с Казахстаном, располагающим большими запасами висмута, галлия, ванадия, вольфрама, олова, тантала, ниобия, магния, лития, индия, графита, кобальта. И ему – а США не преминут выжать из Казахстана все соки, если он вступит в столь тесные связи, в конечном итоге придётся передать американским компаниям полный контроль над редкоземельными месторождениями на своей территории.
Все-таки руководству страны стоит серьезно подумать на предмет активного сближения с Вашингтоном в какой-либо сфере. Тем более что у Астаны есть по-настоящему надежные стратегические партнёры, проверенные многолетними дружескими взаимовыгодными отношениями.
Достаточно хотя бы напомнить о том, что на днях межведомственная комиссия по вопросам развития атомной отрасли определила как наиболее оптимальные и выгодные предложения по строительству АЭС в Казахстане, полученные именно от российской компании «Росатом».
По информации Агентства по атомной энергии, в ближайшее время стартуют инженерные изыскания для выбора площадки, после чего начнётся проектирование. Завершение строительства и ввод АЭС в эксплуатацию ориентировочно запланированы на 2035-2036 годы, что соответствует общемировой практике, согласно которой строительство АЭС занимает 10-12 лет.
Кстати, после выбора российской компании в прозападной местной прессе начали муссироваться вопросы о том, не оказывала ли Россия политическое давление при принятии решения о лидере международного консорциума. На это в Агентстве по атомной энергии прямо ответили, что «сотрудничество с компанией, выбранной в качестве лидера консорциума, основано на результатах комплексной технической и социально-экономической оценки. Выбор отражает интересы энергетической безопасности и развития Казахстана... «Росатом» является родоначальником ядерных технологий в мире, имеет самую развитую и опытную атомную школу... Казахстан и Россия эффективно взаимодействуют в различных областях экономики, в том числе в энергетике и атомной промышленности».
Естественно, не обошлось и без поднятого вопроса насчёт того, не скажутся ли санкции на реализации проекта. И здесь у казахстанской стороны есть ответ: по последним данным, «Росатома» нет в санкционных списках, а «на случай возникновения каких-либо рисков, связанных с усилением санкций в отдельных странах в будущем, у нас будут предусмотрены соответствующие договорные механизмы, которые казахстанские компании применяли в других проектах».
Как говорится, когда в бой вступают профессионалы своего дела, западным профанам делать нечего.