Среднеазиатский рост: вдогонку за более развитыми государствами - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Среднеазиатский рост: вдогонку за более развитыми государствами

Постсоветские республики Средней Азии демонстрируют рост объёмов внешней торговли. При этом количество не переходит в качество, а номинальные выражения их экспорта выглядят удручающе.

Например, в феврале нынешнего года Министерство экономики и коммерции Киргизии со ссылкой на национальный Статкомитет проинформировало о впечатляющем росте объёма внешнеторгового оборота за 2021 год - на 27% к уровню года предыдущего. В номинальном выражении сумма составила $7,23 млрд. При этом киргизский экспорт составил $1,69 млрд - на 15,9% млрд меньше показателя годом раньше, а импорт составил $5,57 млрд – рост на 49,8%.

Очевидно, что Киргизия живёт не по средствам, поставляя на внешние рынки почти в три раза меньше, чем ввозит. Не сбросить со счетов и прямую поддержку правительства России бюджету своего союзника по ЕАЭС.

География ввоза за постсоветский период тоже существенно изменилась, в основном это Китай и Россия. Так, за 2021 год киргизско-китайский товарооборот прибавил 18% и достиг $7,5 млрд после падения более чем вдвое за год 2020-й (до $2,9 млрд).

В сентябре министр экономики и коммерции республики Данияр Амангельдиев сообщил, что этот показатель может достигнуть $9 млрд к концу 2022 года. При этом чиновник отметил: «Оборот импортированных товаров из Китая по большей части остается в тени». Иначе говоря, речь идёт о контрабанде и ввозе товаров по «серым схемам» с целью ухода от налогообложения. Причём это односторонний процесс – Китаю в Киргизии, кроме сырья и золота, мало что интересно.

В ноябре эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) представили доклад «Экономика Центральной Азии: новый взгляд». К региону они отнесли пять постсоветских республик – Киргизию, Узбекистан, Туркмению, Таджикистан и Казахстан. Уже по использованной терминологии очевидно деструктивное влияние западного политического дискурса, ибо Центральная Азия включает в себя, помимо Казахстана, также Южную Сибирь, Монголию и западную часть Китая.

Однако не менее важным представляется констатация доли ВВП этого «динамичного региона» Евразии в мировом ВВП – всего 0,7% ППС, согласно данным за 2021 год. Эксперты ЕАБР констатировали средний ежегодный прирост ВВП региона «пятёрки» на 6,2% за последние 20 лет (до $347 млрд совокупно) при демографическом приросте 2%.

Оборот внешней торговли товарами указанных государств составил $165,5 млрд в 2021 г. и за последние 20 лет вырос в шесть раз. ЕАБР признал: «Конкуренцию России в торговле уже составляет не только КНР, но и Турция, Индия, Южная Корея».

«Россия и Китай являются основными торговыми партнерами стран Центральной Азии. За последние 20 лет торговля с Китаем росла опережающими темпами по отношению к объемам торговли с Россией. В 2021 г. доля товарооборота стран Центральной Азии с Россией составила 21,6%, с КНР – 20,4%», – сказано в докладе.

В 2021 году 51% их экспорта составили минеральные продукты. В импорте наибольшую долю (34,6%) составили машины и оборудование, а также продукция химпрома (15,2%) и продовольствие (12,4%).

Из статистики следует, что среднеазиатские постсоветские республики ввозят продукцию с высокой добавочной стоимостью и экспортируют сырьё, в лучшем случае полуфабрикаты и низкотехнологичные товары. В обозримой перспективе у них нет никаких шансов даже приблизиться к уровню развития Турции, Кореи, Китая, Индии.

«С Китаем товарооборот стран Центральной Азии за 20 лет вырос более чем в 25 раз», отметили авторы доклада ЕАБР. В частности, товарооборот КНР с Туркменией вырос в 200 раз, с Узбекистаном и Таджикистаном – более чем в 100 раз, с Киргизией – в 24 раза, с Казахстаном – в 16 раз. В основном это обеспечено среднеазиатским сырьевым экспортом в Поднебесную.

Дефицит торговли с КНР у постсоветских республик также неуклонно рос. При этом доля услуг в их экспорте остаётся тревожно низкой.

Иностранные инвестиции в Среднюю Азию предпочитают сырьевой сектор. Попытки местных правительств развивать IT и обрабатывающую промышленность демонстрируют скромные результаты. Всё это указывает на неоколониальный характер экономик и реинвестиции коррупционных доходов под видом ПИИ.

Рост китайского экспорта в регион сочетался с реэкспортом партнёров России по ЕАЭС. Москва не выказывала особого беспокойства изначально, когда через Белоруссию по криминальным схемам осуществлялись поставки, например, польских яблок в среднеазиатские республики, как правило не доезжавших до пункта назначения и появлявшихся на российских прилавках. Ситуация не столь однозначна в условиях нынешних антироссийских западных санкций, когда реэкспорт помогает решить ряд российских проблем, в том числе связанных с реальным сектором экономики России.

Эксперты ЕАБР обратили внимание на расхождения в статистике Китая и его среднеазиатских партнёров. Пекин констатировал товарооборот КНР в $44,5 млрд за 2021 год, а его партнёры – существенно меньше ($33,7 млрд). В банке расхождения увязали с манипуляциями компаний для занижения налоговой базы.

Внешнеторговый оборот России с региональными партнёрами составил $35,8 млрд в 2021 году. Он демонстрирует динамику снижения российской доли на фоне наращивания взаимной торговли республик СА с КНР. В целом же объём их торговли растёт и с Россией, и с Китаем.

Объёмы товарооборота растут, однако количество не переходит в качество. Продукция высоких переделов – это среднеазиатский импорт, за очень редким исключением в экспорте.

Крупноузловую сборку китайских и корейских автомобилей трудно отнести к позитивным примерам динамичного развития. Безусловно, такие производства выгодно характеризуют, например, Узбекистан. Однако даже таких примеров на общем фоне мало, что наглядно иллюстрирует не только общая структура экспортно-импортных операций среднеазиатских стран, но и их взаимная торговля.

«Например, в экспорте Туркменистана в Узбекистан преобладает минеральное топливо (92% в структуре экспорта), в экспорте Таджикистана в Казахстан – руды (91%), в экспорте Казахстана в Узбекистан – злаки (29%)», – отмечено в докладе ЕАБР.

Как и в Африке, как и в Латинской Америке, в Средней Азии также озабочены перспективами развития. Пресловутый «коллективный Запад» в нынешней ситуации пытается разыграть среднеазиатскую карту, провоцируя отдаление постсоветских республик региона от России. При этом Евросоюз и США не предлагают Средней Азии уникальный продукт, поощряя хорошо известную по Восточной Европе лукавую и деструктивную «многовекторность».

Среднеазиатские элиты не располагают широким ассортиментом вариантов преодоления нынешней ситуации, характеризующейся углублением отставания от стран-лидеров. Многое указывает на предпочтение ими точечной интеграции, не угрожающей политическим режимам и системам. Такое положение дел устраивает, как видно, и великие державы.

Читайте нас в Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1601
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика