
Стратегическое партнерство КНР со всеми центральноазиатскими странами, предусматривающее комплексное сотрудничество практически во всех отраслях экономики, подтвердилось в ходе Второго межгосударственного саммита «Центральная Азия – Китай», состоявшегося на днях в Астане. Важнейшее тому свидетельство – подписанный на форуме договор «О вечном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» КНР со всеми странами региона.
Отметим в этой связи, что торговый оборот Китая со странами ЦА достиг в 2024-м рекордного уровня: 95 млрд долл., из которых почти половина пришлась на Казахстан. Причем доля китайского экспорта в общем товарообороте с ЦА-регионом не менее 65%.
Между Китаем и ЦА фактически действует уже многие годы режим свободной торговли, а доля КНР во внешней задолженности стран региона уже превысила 60% (включая долги по товарным поставкам в КНР). При этом КНР периодически списывает часть этой задолженности, представляя новые кредиты на льготных условиях.
В сфере прямых иностранных инвестиций в регионе доля китайских (государственных, частных и смешанных) к настоящему времени превышает 65%. На Центральную Азию уже приходится 47% всех внешних прямых инвестиций КНР, или почти 30 млрд долл. Основные получатели китайских инвестиций в регионе Казахстан (примерно 35%), Узбекистан и Киргизстан. При этом общий объем накопленных китайских инвестиций, прямых и портфельных, в Центральной Азии оценивается в более чем 40 млрд долл.: на Казахстан приходится около 25 млрд. Эти цифры – без учета инвестирования через автономные от КНР, офшорные, то есть особые экономические южнокитайские районы Гонконг и Аомэнь (владения Великобритании и Португалии до середины 1990-х - начала 2000-х). С учетом этих инвестиций упомянутые цифры китайского инвестирования увеличиваются минимум на 15%.
Означенный курс Пекина вполне вписывается в известную китайскую трансконтинентальную инициативу «Один пояс –один путь».
Суть же выступлений на саммите глав государств участниц саммита состоит в том, что им всем целесообразно, во-первых, ускорить формирование общего рынка товаров, инвестиций и транзитно-логистических услуг. Во-вторых, повысить уровень координации внешнеэкономической политики, в том числе вне ареала Китай–ЦА. В-третьих, сформировать общий пул совместных инвестпроектов.
В частности, поддержано предложение главы Узбекистана Шавката Мирзиёева учредить Межрегиональный совет по торговле и инвестициям и Центр промышленной стандартизации и сертификации на основе действующей в КНР системы стандартизации-сертификации товаров и услуг. Также одобрено предложение Ш. Мирзиёева о совместной разработке стратегии «Индустриальный и инфраструктурный пояс Центральная Азия – Китай», в рамках которой будут создаваться взаимосвязанные технопарки, промышленные кластеры и логистические хабы.
В скобках отметим, что предложение насчет унификации с КНР нацсистем сертификации-стандартизации может не состыковываться с соответствующей системой в ЕАЭС. Но этот вопрос не упоминался в рамках саммита.
Обращает на себя внимание и то, что в выступлении Си Цзиньпина на саммите не упоминаются ЕАЭС или ОДКБ в вопросах совместного обеспечения военно-политической и экономической безопасности КНР и Центральной Азии. Хотя, напомним, центральноазиатский ареал ЕАЭС-ОДКБ – это почти все страны региона: Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Так, Си Цзиньпин заявил, что «...китайская сторона поддерживает усилия государств ЦА, направленные на модернизацию обороны, правоохранительной деятельности и безопасности; готова оказать пяти странам посильную помощь в борьбе с терроризмом и трансграничной организованной преступностью в обеспечении кибер- и биобезопасности».
Как в связи с этим отметил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, укрепление сотрудничества Китая со странами ЦА «не вызывает опасений – у нас нет повода для таких опасений. Китай является привилегированным стратегическим партнером РФ, а страны региона являются союзниками и партнерами России».
В выступлении главы Казахстана Касым-Жомарта Токаева особый акцент был сделан на Транскаспийском транзитном маршруте, действующим – напомним – в обход РФ: «...представляя первое звено мегапроекта «Один пояс – один путь» ...для повышения привлекательности Транскаспийского маршрута мы принимаем системные меры по модернизации и цифровизации портов Каспийского моря. Предлагаем рассмотреть вопрос создания совместного с Китаем грузового терминала в порту Курык на Каспии» (на полуострове Мангышлак). Предложение одобрено китайской стороной. В то же время К.-Ж. Токаев выступил за сопряжение стратегии «Один пояс – один путь» «с ключевыми транспортными коридорами «Западный Китай – Западная Европа» и «Север – Юг», проходящими через РФ.
Небезынтересны переговоры Си Цзиньпина и главы Туркменистана Сердара Бердымухамедова в ходе форума. Лидер КНР призвал «продвигать строительство китайско-туркменского сообщества единой судьбы». Что было поддержано С. Бердымухамедовым, который, в свою очередь, заявил в том числе о «готовности наращивать поставки природного газа в Китай».
Туркменистан уже свыше 10 лет поставляет газ в КНР по трем трубопроводным – в основном параллельным – маршрутам через Узбекистан и Казахстан и поставляет по ценам ниже среднемировых экспортных. Доля этого газа в газопотреблении Китая, по имеющимся оценкам, ныне достигает почти 15%. Китай остаётся крупнейшим покупателем туркменского газа, финансирует ремонтные работы на этих артериях. Вдобавок финансирование строительства таких артерий осуществлялось в основном Пекином. Потому Китай способен и впредь диктовать Туркменистану цену на этот газ, как и объемы его поставок.
О долговременной, по сути, бессрочной нацеленности КНР и Центрально-Азиатского региона на полномасштабное сотрудничество свидетельствует и то, что в ходе и по завершении саммита подписано наряду, повторим, с договором «О вечном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве» 12 документов о дальнейшем развитии комплексного партнерства стран ЦА с Китаем. Среди них меморандум о сотрудничестве между промышленными ведомствами стран Центральной Азии и минпромышленности и информатизации КНР; План действий между министерствами экономики и торговли по укреплению торгово-экономического взаимодействия; Меморандум по углублению сотрудничества по железнодорожным грузоперевозкам Китай – Центральная Азия – Европа. Это, например, и План действий «по высококачественной реализации инициативы «Один пояс – один путь»; Меморандум о взаимопонимании между таможенными службами обеих сторон о сотрудничестве в области управления таможенными рисками.
По многим экспертным оценкам, реализация этих документов позволит к концу 2020-х годов минимум в 1,5 раза увеличить товарооборот КНР–ЦА; более чем на треть увеличить китайское инвестирование в регионе; на 25-30% нарастить совокупный грузотранзит между странами региона и Китаем.