Белорусский интерес в Средней Азии: Узбекистан - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Белорусский интерес в Средней Азии: Узбекистан

Западные санкции ухудшили внешнеэкономическое положение Белоруссии. Традиционно в таких случаях Александр Лукашенко нацеливает правительство, и прежде всего МИД, на поиск новых рынков и активизацию работы на традиционных. Под последними понимаются постсоветские республики.

Белоруссия находится под санкциями почти 30 лет. За этот период официальный Минск накопил богатый и интересный опыт их обхода. Однако даже в периоды «оттепели» отношения с западными друзьями и партнёрами складывались не лучшим образом. Белоруссия получала из ЕС и США, Канады и других стран пресловутого коллективного Запада продукцию с высокой добавочной стоимостью – оборудование и машины, бытовую технику и электронику, а также многое другое – вплоть до продуктов питания и средств гигиены. Белорусский экспорт в обратном направлении представляли преимущественно нефтепродукты из дешёвой российской нефти, древесину, прочее сырьё и полуфабрикаты.

Показательно, как в 2014 году посол Белоруссии во Франции и нескольких других странах ЕС по совместительству Павел Латушко сетовал на невозможность продать на Западе белорусские трактора, комбайны, грузовики и другую продукцию, входящую в визитную карточку белорусской внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Тогда это вызвало большое неудовольствие А. Лукашенко. Проблемы морального устаревания, низкая надёжность и посредственный контроль качества на производстве, отсутствие подкрепления продаж сервисной поддержкой, неконкурентоспособность по соотношению цена/качество с китайскими и другими производителями – всё это и многое другое находило отражение в отчётах послов Белоруссии во многих странах. От всех от них руководитель Белоруссии ещё в 2009 году жесточайше требовал хоть не ныть и плакать, не кланяться России, но хоть «по чайной ложке» обеспечивать сбыт белорусских товаров и услуг и «искать своё счастье в другой части планеты».

С тех пор ситуация с белорусскими ликвидными предложениями не изменилась – ни на рынках Запада, ни на открытых рынках пресловутой «дальней дуги». В итоге белорусская «многовекторность» снова зашла в тупик. Её деградацию усугубил внешнеполитический кризис 2020 года, в развитие которого Запад и его сателлиты применили к Белоруссии шесть пакетов политических и экономических санкций. Дошло до блокировки топовых позиций белорусского экспорта через ЕС и Украину.

С постсоветскими республиками – традиционными партнёрами ситуация выглядит не лучше. Долгое время они находились в тени бурных внешнеэкономических романов Белоруссии с ЕС и Венесуэлой, о которой после скоропостижной кончины Уго Чавеса в Минске почти не вспоминают. За этот период среднеазиатские страны выстроили отношения с Пекином и Анкарой, а также другими ближайшими партнёрами, в пул которых Белоруссия давно не входит.

Нынешний всплеск интереса глав МИД Владимира Макея и Совмина Белоруссии Романа Головченко к среднеазиатским коллегам вполне объясним. Белорусские госпредприятия и частный бизнес очень болезненно переносят инициированные Западом санкции. Почти 2/3 производимой продукции Белоруссия направляет на экспорт, а по некоторым отраслям – около 90% и более. Без экспорта нефтепродуктов и калийных удобрений не будет половины валютной выручки. Если же к этому добавить проблемы с экспортом продукции машиностроения, то картина вырисовывается совсем безрадостная.

Национальный статистический комитет Белоруссии 17 июня отчитался о падении ВВП. «Объем ВВП в текущих ценах составил 70,6 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 96,6% к уровню января – мая 2021 г.», - говорилось в официальном сообщении. Белстат проинформировал также, что за те же пять месяцев объём промышленного производства в сопоставимых ценах составил 95,8% к уровню января – мая 2021 года. При этом обрабатывающая промышленность потеряла 5%.

В сельском хозяйстве ситуация не лучше, как следует из публикации цитируемого органа официальной статистики: «В январе – мае 2022 г. в хозяйствах всех категорий (в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, хозяйствах населения) производство продукции сельского хозяйства в текущих ценах составило 6,7 млрд рублей, или в сопоставимых ценах 97,1% к уровню января – мая 2021 г. В сельскохозяйственных организациях произведено продукции на 6,5 млрд рублей, или в сопоставимых ценах 97,3% к уровню соответствующего периода предыдущего года».

«К уровню января – апреля 2021 г. из расчета в текущих ценах оборот внешней торговли товарами составил 95,6%, экспорт – 97,4%, импорт – 93,9%», - констатировали в Белстате.

Экономические проблемы сказались на социальной сфере. Произошло падение реальных доходов населения. Выросла скрытая безработица.

Все эти проблемы стали поводом для нескольких совещаний под председательством А. Лукашенко. Таковые состоялись на уровне и правительства, и отвечающих за экспорт ключевых министерств и ведомств. Общим местом стало внимание к постсоветскому пространству, коль скоро премиальные рынки и экзотические страны выказали недостаточную лояльность к белорусскому экспорту.

Показательной стали состоявшиеся 20 июня переговоры в минском Доме правительства Романа Головченко с премьер-министром Узбекистана Абдуллой Ариповым. Любопытно, что информацию о самом факте встречи глав правительств двух постсоветских республик не опубликовали ни пресс-служба правительства РБ, ни пресс-служба правительства РУз.

Главными новостями 20 июня, по версии узбекских товарищей, стали «Фермеры Узбекистана выращивают желтые арбузы», «На полях XXV Петербургского международного экономического форума министр инновационного развития провел встречу с президентом Татарстана» и тому подобное, но не переговоры в Минске. Это – показательное отношение к третьей встрече в нынешнем году вторых лиц двух государств, в очередной раз задекларировавших намерение придать мощный импульс «белорусско-узбекским контактам».

А. Арипов и Р. Головченко провели переговоры в составе делегаций накануне визита А. Лукашенко в Узбекистан в сентябре текущего года. Визит приурочен к мероприятиям в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Узбекистан является полноправным членом ШОС, а Белоруссия – наблюдателем.

Совмин Белоруссии традиционно совмещает многосторонние форматы с двусторонними. Поэтому, как сообщил Головченко, в июле состоится заседание белорусско-узбекистанской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Такой формат не уникальный, аналогичные комиссии созданы с коллегами из Украины, Грузии, Молдавии и других постсоветских республик.

Арипов тактично напомнил Головченко о состоявшемся в 2018 году визите Лукашенко в Узбекистан. Тогда стороны скрепили подписями амбициозные планы двустороннего сотрудничества, одобрили ряд проектов и выказали взаимное уважение в лучших традициях азиатского этикета. Премьер-министр Узбекистана констатировал успехи во взаимной торговле, отметив: «За последние годы взаимная торговля между нашими странами увеличилась почти в 5 раз. Несмотря на все сложности, связанные с пандемией, по итогам 2021 года товарооборот вырос на 44%».

Арипов обратил внимание на рост двустороннего товарооборота за пять месяцев нынешнего года на 55%. Он также указал на возможность нарастить взаимную торговлю до $1 миллиарда в ближайшие годы.

Головченко оперировал цифрами скромнее, сообщив: «В январе-апреле текущего года товарооборот вырос на 33,5%». Он также отметил, что Узбекистан вдвое увеличил свои поставки на белорусский рынок, положительную динамику демонстрируют и кооперационные проекты в сфере машиностроения.

По словам главы белорусского правительства, оно может предложить традиционным друзьям и партнёрам деревянные домокомплекты для туриндустрии и мебель для их обстановки. Площада для пробного проекта, уверены белорусские чиновники, может быть реализована на объекте Алмалыкского горно-обогатительного комбината.

Говоря о гуманитарном измерении некогда братских народов в единой семье СССР, Головченко указал на такую прорывную идею, как приглашение в белорусский детский лагерь 25 узбекских детей на отдых. Неудивительно, что о таких успехах и о таких проектах сообщали не официальные спикеры первых лиц государств, а информаторы поскромнее.

На первый взгляд, стремительный рывок товарооборота за последние годы и последние месяцы выглядит ошеломляюще. Он подобен стремительной атаке молодого сокола на джейрана в благоухающей Ферганской долине.

Однако обозначенная Ариповым сумма перспективного товарооборота вносит некоторое смущение. В процентах она прекрасна, безусловно, даже без оглядки на более скромную цифру от Головченко. На самом деле, если обратиться к данным официальной статистики, то картина не столь уж радужная. По итогам 2021 года товарооборот Белоруссии с Узбекистаном составил $301,9 млн, прибавив 7,8% к уровню 2020 года. При этом белорусские партнёры наторговали в плюс на $188,9 млн. Узбекистан экспортировал в Белоруссию товаров на $56,5 млн, а Белоруссия в Узбекистан – на $245,4 млн.

Что же поставляла Белоруссия в солнечный Узбекистан в относительно благополучном 2021 году: «специфические товары», мясо и мясопродукты, лекарства, полимеры винилхлорида, сухое молоко, реагенты диагностические, вакцины, сыворотки из крови, кровь, плиты древесно-стружечные, сыры и творог. Узбекистан в основном экспортировал в Белоруссию хлопчатобумажную пряжу, виноград свежий или сушеный (изюм), опять же «специфические товары» и фрукты сушеные, смеси орехов или сушеных плодов, медный прокат, постельное бельё, трикотажные полотна, свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты трикотажные, вольфрам. Об этом свидетельствуют отчёты таможенников, официальных ведомств статистики и МИД.

Много ли изюма, пряжи, молочных продуктов и крови могут поставить в обозримой перспективе Минск и Ташкент, чтобы утроить товарооборот – вопрос риторический. Сама номенклатура товаров взаимной торговли говорит о многом. Заявленные проекты в гуманитарной и не только сферах – тоже.

Относительно кооперации и пресловутых СП, за которых так рады в правительстве Белоруссии: и здесь не без подводных камней. Формально в Узбекистане зарегистрированы 103 организации, учредителями которых являются белорусские резиденты, а также представительства компаний «Автопромснаб-спедишн», «Софтклуб», «АмантисМед» и «Белвитунифарм». Отмечено также сотрудничество ОАО «МАЗ» и ООО «KRANTAS GROUP», ОАО «МТЗ» и АО «Узавтосаноат» в проектах сборки автотехники и тракторов. Белорусская компания «Марко» осуществляет в Узбекистане совместный проект по производству обуви.

На территории РУз создано одно сборочное производство белорусской техники с участием белорусского капитала – AMKODOR-AGROTEXMASH. Владелец белорусского ОАО «Амкодор» Александр Шакутин входит в пул особо приближённых к А. Лукашенко бизнесменов. В этот же пул входит и Николай Мартынов – владелец обувного холдинга «Марко». Обо всём этом прекрасно знает нынешний узбекский лидер Шавкат Мирзиёев, что является залогом нынешнего формата двустороннего взаимодействия.

Взаимный товарооборот Белоруссии с Узбекистаном по итогам 2021 года выглядит более чем скромно. Для сравнения: по итогам того же года товарооборот с соседней Латвией составил $646 млн, прибавив 64% к уровню года предыдущего. Справочно: население Латвии номинально составляет менее двух миллионов человек, население Минска – более двух миллионов, население Узбекистана – почти 35 миллионов человек.

Белорусский интерес к Средней Азии и в целом к историческому Русскому Туркестану в нынешних обстоятельствах не имеет сложного объяснения. Всё прозаично и детерминировано геоэкономикой: ограниченность рынков сбыта, схожесть систем и политических режимов, типов политической культуры по Г. Алмонду и С. Верба, в конце концов  взаимодополняемость экспортно-импортных операций. Никаких уникальных предложений стороны взаимно сделать пока не могут.

Потолок роста национальных экономик и совместного сотрудничества Белоруссии и Узбекистана относительно невысок. Перспективы сотрудничества с ближайшими партнёрами, в которых Минск и Душанбе взаимно друг друга не видят, представляются наиболее перспективными. Изменить нынешнее положение дел могут только политические факторы, ибо экономические и прочие давно продемонстрировали пределы. Окна возможностей периодически открываются, что и демонстрируют во всей наглядности актуальные события.

В настоящее время стороны скорее соблюдают этикет и вынужденно интенсифицируют взаимные контакты, чем реально стремятся вывести двусторонние отношения на качественно новый уровень. Таковой был явлен во времена Советского Союза и до сих пор остаётся недостижимым, несмотря на все прилагаемые усилия, даже подкреплённые меркантильным интересом.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2270
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика