Агроэкспрессы: продовольственному импортозамещению нужен технологический базис - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Агроэкспрессы: продовольственному импортозамещению нужен технологический базис

В третьем квартале с. г. запланировано включение в систему уже налаженных скоростных железнодорожных агроэкспрессов (СЖА) Казахстана, Киргизстана и Таджикистана. Тем самым эта система будет включать, наряду с Россией, большинство стран Содружества независимых государств.

Внедряемые с осени 2021 года СЖА демонстрируют высокую эффективность. Но дальнейшее развитие данной системы, как и ее работа по действующим направлениям, к настоящему времени упирается в технологическую базу: если не в дефицит, то во всяком случае в нехватку рефрижераторных контейнеров. А также в условия лицензирования/сертификации в ЕАЭС хладагентов, применяемых в этих контейнерах. В конце апреля - середине мая с. г. соответствующие обращения «Росрыболовство» и российская Ассоциация организаций продуктового сектора направили в правительство РФ и ЕЭК.

Предлагается ввести временное обнуление ввозных пошлин на рефриконтейнеры, пока составляющих до 10% стоимости, и упростить правила использования хладагентов. Предварительно эти предложения одобрены.

Что же касается географии и динамики перевозок агроэкспрессами в ареале Россия – СНГ, то всего за октябрь 2021 – май 2022 г. в рамках СЖА осуществлено семь таких перевозок в обоих направлениях (с учетом тестовых, то есть экспериментальных перевозок). В том числе: между РФ и Узбекистаном – 4, по маршруту РФ – Азербайджан – Иран – 3. Они показывают высокую сохранность скоропортящихся и смежных сельхозгрузов с ускорением доставки на 30-35% в сравнении со сборными грузовыми поездами, следующими повышенной скоростью на большинстве участков маршрута (сборные поезда включают и другие товары в обычных вагонах или на платформах).

       

Ускорение доставки обусловлено также распространением на агроэкспрессы упрощенных таможенных процедур на пограничных пунктах. Стимулом для СЖА является и то, что на эти трансграничные маршруты введены сниженные перевозочные тарифы.

Планируется сокращать сроки доставки продукции в рамках СЖА: они к настоящему времени в сегменте РФ – СНГ составляют не меньше 10 суток. Сократить их, по данным АНО «Евразийская агрологистика», необходимо до 5-7 суток. К концу 2022-го СЖА будут курсировать один раз в месяц практически по всем маршрутам (туда-обратно), а затем – в еженедельном режиме или один раз в декаду.

В текущем году ожидается дальнейший рост поставок в РФ агроэкспрессами более широкого ассортимента овощей (включая свежую зелень), фруктов, сухофруктов, ягод и продуктов их переработки. А из России будут и впредь увеличиваться поставки теми же экспрессами, прежде всего, мясной и птицеводческой, молочной, масложировой, рыбной продукции.

По тем же данным, в проекте с апреля-мая участвуют агропромышленные терминалы и логистические компании Белоруссии и Казахстана, ныне подключаются к этой системе аналогичные компании Киргизстана. Касательно российско-киргизстанского маршрута организуются два варианта: Бишкек – ТуркСиб (Казахстан) – Центральный федеральный округ (ЦФО) РФ и Ош – Фергана – Ташкент – ЦФО. Взаимные скоростные агропоставки между Таджикистаном и РФ будут осуществляться в основном через юго-восточный регион Узбекистана (сопредельный с Таджикистаном), далее – через юго-восточный, центральный и северо-западный регионы Казахстана.

К 2025 г. данный проект выйдет на рекордные объемы: будет перевозиться не менее 500 тыс. тонн с учетом развития СЖА-поставок по направлению Россия/ЕАЭС – КНР. При этом сроки доставки из КНР и обратно составят 10, максимум 13-14 суток.

Но, повторим, по мере развития этой перевозочной системы проявилась проблема нехватки рефрижераторных контейнеров, которые в России пока не производятся в надлежащем объеме. Такая ситуация возникла еще при Советском Союзе. Спрос в СССР на эти и смежные перевозочные средства (вагоны-термосы, изотермические, ледники, автономные рефривагоны и т.п.) был «переведен» – еще во второй половине 70-х – в основном на ГДР и Польшу. В дальнейшем стал расти импорт тех же перевозочных средств, особенно рефриконтейнеров, и из других стран.

Очевидно, что к настоящему времени уже истек или истекает срок службы большей части парка данных средств. Впрочем, их хладагенты тоже в основном импортные. В настоящее время основным поставщиком того и другого является КНР.

Прогноз совокупного парка эксплуатируемых

рефриконтейнеров (РК) и вагонов-термосов в РФ (ед.)*

2022 г.

2023 г.

2024 г.

2025 г.

2026 г.

2988

2697

2131

1706

1213

* с учетом выбытия по срокам эксплуатации, при сохранении ввозных пошлин и отсутствии серийного производства

Ист.: «Технические перспективы перевозок скоропортящейся продукции», «Евросиб», 2018.

Быстро наладить собственное производство этих видов продукции в объемах, обеспечивающих быстрорастущий спрос, невозможно по технологическим и финансовым причинам. Потому требуется хотя бы временное обнуление соответствующих ввозных пошлин, тем более с учетом роста с начала 2022 г. цен на эти зарубежные перевозочные средства.

В связи с упомянутыми обращениями и факторами правительственная подкомиссия РФ по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию и защитным мерам во внешней торговле 17 мая с. г. поддержала обнуление на 6 месяцев импортных пошлин на рефрижераторные контейнеры. Точная дата введения в действия этого решения по всему ЕАЭС-региону вскоре будет уточнена в рамках ЕЭК. И не исключено, что срок действия нулевой пошлины на рефриконтейнеры будет продлен по завершении действия его первого обнуления. Касательно упрощения условий использования хладагентов этот вопрос, по предварительной информации, планируется решить в 3-м квартале с. г.

Ситуация с российским производством рефриконтейнеров остаётся, мягко говоря, сложной. По данным Андрея Гречкина, члена Совета Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (РФ), к середине июня с. г. серийный выпуск таких контейнеров в РФ отсутствует. Хотя их тестовое производство уже налажено в «Омсктрансмаше» и на Донском механическом заводе (Тульская область). Точнее «все виды российских рефриконтейнеров – в разной степени локализации и в разной степени обкатаны, но в серию они еще не вышли».

Что касается конечной цены, то «говорить о стоимости серийного образца невозможно». Ибо все эти модели, как уточняет эксперт, «требуют доработки перед серийным выпуском». То есть конечная цена данной продукции при вводе ее в серию едва ли будет низкой.

К сожалению, и эти вопросы приходится решать в буквальном смысле задним числом. А ведь можно было предвидеть, что по мере развития скоростных, притом межгосударственных железнодорожных агроперевозок наверняка возникнет нехватка тех же контейнеров. Поэтому требовались заблаговременные меры либо по обнулению соответствующих ввозных пошлин, либо по ускоренному развитию производства этой техники. В том числе на кооперационной основе с Белоруссией, где, как и в РФ, функционирует многоотраслевое машиностроение. Причем само собой разумеется, что производство данной техники должно быть на финансовой основе, способствующей конкурентоспособности той же продукции по ценам в сравнении с импортными аналогами.

Хочется всё же надеяться, что столь стратегические вопросы будут решены в ближайшее время. Поскольку технологическое импортозамещение в любой отрасли — важнейшее условие для самодостаточности национальной и тем более интеграционной экономики.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
1442
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика