Вторая Республика Касым-Жомарта Токаева: камо грядеши? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Вторая Республика Касым-Жомарта Токаева: камо грядеши?

В Казахстане 5 июня состоится референдум по поправкам и изменениям в Конституцию. В каком «качестве» казахстанский социум входит в очередной этап транзита власти, которого так долго ждали?

Казахстан – Украина – транзит: «Хотим, как у них!»

Политический сезон весны 2019 года ознаменовался президентскими электоральными кампаниями в двух постсоветских государствах – Украине и Казахстане. Проходили они практически одновременно и не имели ничего общего между собой, за исключением разве что наличия и в одной, и в другой весомой «сенсационной компоненты». Впрочем, и качество сенсаций существенно различалось: в каждом из государств оно имело свою, ярко выраженную «национальную специфику».

В Казахстане поводом для внеочередных президентских выборов стало сенсационное обращение к народу Нурсултана Назарбаева: 19 марта он заявил о сложении президентских полномочий после 30-летнего правления, дав старт давно ожидаемому, беспрецедентно техничному и бескровному, как казалось тогда, транзиту власти. Исполнение обязанностей президента, согласно Конституции, принял Касым-Жомарт Токаев – блистательный дипломат, интеллектуал с мощным бэкграундом политической деятельности, в том числе в качестве сильнейшего в истории независимого Казахстана министра иностранных дел и, что эксклюзивно не только для Казахстана, в качестве главы офиса ООН в Женеве.

Закон позволял Токаеву руководить страной до истечения полномочий Назарбаева в 2020 году. Но, несмотря на это, он объявил о проведении внеочередной президентской кампании «для снятия любой неопределённости».

В то же время в параллельной реальности Украины вершилась своя сенсация: на политическую арену прямиком с арены шоубиза, едва успев натянуть подспущенные по привычке штаны, метнулся известный «роялист-органист» Владимир Зеленский – профессиональный лицедей, птенец гнезда Маслякова, успешно раскрученный в продюсеры конъюнктурных и весьма доходных проектов.

Двум этим параллельным кампаниям суждено было пересечься в виртуальном пространстве, высветив интересный феномен: казахстанский электорат гораздо более возбудился выборами президента в «братской» стране, нежели своими собственными. Известная социальная сеть, в то время ещё не изгадившая свою репутацию откровенно фашистскими заявлениями, кипела эмоциями: казахстанская публика, брызжа слюной, умилялась пафосным предвыборным ужимкам нэзалэжного кандидата-клоуна, который, несмотря на полную отрешённость от дел государственных, уже тогда интуитивно нащупал своё политическое кредо: «Украина, как актриса из немецких фильмов для взрослых, готова принять в любых количествах и с любой стороны»…

Так, под общий ржач и одобрительное улюлюканье Украина осваивала новый виток политической и социальной деградации. А казахстанский электорат на робкие советы направить пыл волеизъявления в домашнее русло выдвигал железобетонный аргумент: у них, мол, истинная демократия, а что у нас? Очередная профанация! К тому же, понятно, «статиста» выбираем…

Первый – второй. Расчёт окончен!

В обидной констатации «статист», нужно признать, были резоны. С завершением выборной кампании Казахстан вошёл в новую и весьма странную фазу транзита: К.-Ж. Токаев легитимизировался в статусе второго президента республики, но – при действующем первом. Который к тому же не утратил статуса Елбасы – Лидера нации, пожизненно обеспечивающего ему широкие привилегии, гарантии неприкосновенности и, что более важно, законодательно закрёпленное право пожизненно руководить Советом безопасности страны.

В политическом манёвре Назарбаева многие аналитики разглядели кальку с исторической миссии Дэн Сяопина. Такой расклад выглядел символичным и для Токаева, представителя «золотого фонда» МГИМО, чья дипломатическая карьера отмечена в том числе многолетней успешной работой в советском посольстве в Пекине.

Однако в казахстанской кальке с китайского оригинала было слишком много от «характерного регионального», условно – «туркменбашизма», и это создавало определённое напряжение.

После расчёта президентов на первый – второй в стране, по сути, сложилось двоевластие, факт которого тут же ринулись опровергать уполномоченные говорящие головы – мол, понятно же, «происки врагов»! И двоевластие это было явно не в пользу Токаева. Было очевидно: «бескровный» транзит, о беспрецедентности которого твердили всё те же головы, только начинается.

Это подтвердили январские события 2022 года, которые из газовых бунтов в западных регионах страны «неожиданно» быстро переросли в то, что спустя лишь несколько дней де-факто уже единственный действующий президент республики назовёт попыткой государственного переворота и насильственной смены власти.

       

5 января, когда горела охваченная хаосом Алма-Ата, Касым-Жомарт Токаев принимает ряд экстренных политических решений и делает ряд важных заявлений: во-первых, он не покинет страну и будет действовать максимально жёстко в преодолении кризиса; во-вторых, он уже вступил в полномочия главы Совбеза и для скорейшей нормализации обстановки в республике обратился за помощью в ОДКБ.

Благодаря решительным действиям президента широкие народные массы, и не только в республике, осознали: миссия «статиста» исчерпана, у руля Казахстана – серьёзный политик, способный принять на себя всю полноту власти и всю полноту ответственности за принимаемые решения.

Осознать – осознали, но не всем это пришлось по вкусу. Уже на следующий день та самая, упомянутая выше соцсеть вскипела истовым негодованием «диванных» аналитиков и разного рода лидеров мнения в адрес президента: ни в коем случае нельзя идти на поклон к Москве, дабы не допустить очередной российской «оккупации» выстраданного суверенитета! На фоне разгула беззакония, которое чинилось в те дни в крупнейшем городе республики, подобные призывы выглядели абсурдно. Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев, давая оценку событиям, написал следующее:

«КНБ и Минобороны особо не рвались давать отпор террористам.

…Возникла реальная угроза захвата власти в ряде крупных городов боевиками, тесно связанными с религиозными экстремистами (в т. ч. во власти и за рубежом), криминалом и частью силовиков. В этих условиях Токаев принял единственно возможное решение — обратиться за помощью к ОДКБ (читай: к России), которая эту помощь незамедлительно оказала. Сказки о «восставшем народе», с которым надо вести «диалог», давайте оставим либеральным барышням (всех возможных полов)».

Однако подобных суждений нынче в экспертной среде Казахстана наметился дефицит…

Даёшь «деназарбаевизацию» всей страны!

После того как вихри враждебные над республикой приутихли, а миротворческий контингент ОДКБ вопреки страшилкам скептиков покинул страну так же стремительно, как и вошёл в неё, президент приступил к реализации программы политических реформ, о необходимости которых ранее лишь вежливо намекал.

Концепция построения Нового Казахстана, или Второй Республики, как обозначил её сам президент, включает в себя ряд шагов по либерализации политической системы, а также проведение «демонополизации» (читай: экспроприации экcпроприаторов), направленной на «обескровливание» национального олигархата, взращённого за период правления Назарбаева. Полномасштабная реализация программы потребовала внесения изменений в действующий Основной закон страны, за которые 5 июня казахстанцам и предстоит голосовать на республиканском референдуме.

Но частично намеченный курс Токаев начал воплощать в жизнь сразу же после январских событий: в стране начались аресты и громкие процессы в отношении влиятельных фигур, многим из которых, помимо коррупционных преступлений, инкриминируются гораздо более серьезные – государственная измена, попытка неконституционной смены власти и т. п.

Теперь вдохновлённый процессами в отношении Масимова, Сатыбалды, Боранбаева казахстанский социум требует кульминации «зрелищ» – решений в отношении самого Елбасы и членов его семьи.

Конечная цель Второй Республики – построение общества социальной справедливости – в восприятии рядовых граждан Казахстана немыслима без той самой «демонополизации» в отношении пока еще номинально «первого президента», который за период своего бессменного правления, по сути, создал неофедальное государство. Убедительные до смешного свидетельства того начинаются по прибытии в главную воздушную гавань страны с голоса бортпроводницы: «Наш самолёт произвёл посадку в аэропорту Назарбаев города Нур-Султана». И далее по пути следования – Назарбаев-университет, Назарбаев-интеллектуальная школа, НурМедиа, etc.

И сегодня, несмотря на потерю бойцов из ближнего круга, члены «семьи» – владельцы заводов, газет, пароходов – продолжают удерживать лидирующие позиции в списке Forbs-Казахстан. Более того, в нём всплывают представители новой генерации клана Назарбаевых.

(Окончание следует)

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3589
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика