Турция ведëт переговоры с Россией и Украиной об открытии коридора через Босфор для экспорта украинского зерна, пишет Reuters со ссылкой на высокопоставленного турецкого чиновника.
Украинские порты на Чëрном море были заблокированы после начала вооружëнного конфликта в этой стране в конце феврале, и более 20 миллионов тонн зерна застряли там в портовых хранилищах и на сухогрузах. На Россию и Украину приходится почти треть мировых поставок пшеницы, а отсутствие экспорта с Украины усугубляет глобальный продовольственный кризис, отмечает британское информагентство.
«Турция ведëт обсуждения как с Россией, так и с Украиной об экспорте зерна, — сказал чиновник, пожелавший остаться неназванным, поскольку переговоры носят конфиденциальный характер. — С открытием коридора из Турции возник спрос на это зерно для доставки на целевые рынки. Переговоры всë ещë продолжаются».
Заместитель министра иностранных дел России Андрей Руденко заявил в минувшую среду, что Москва готова предоставить коридор для судов, перевозящих продовольствие, включая пшеницу, в обмен на отмену некоторых западных санкций.
«Мы уже неоднократно высказывались на этот счёт, что решение продовольственной проблемы требует комплексного подхода, связанного в том числе со снятием санкционных ограничений, которые были наложены на российский экспорт и финансовые транзакции. А также требует разминирования со стороны Украины всех портов, где стоят корабли. Россия готова предоставить необходимый гуманитарный проход, что она и делает каждый день», — подчеркнул Руденко.
Два других дипломатических источника Reuters, «знакомых с этим вопросом», также подтвердили в беседе с лондонским изданием предпринимаемые Анкарой усилия для вывоза зерна с Украины. Один из них поведал, что, несмотря на членство в НАТО, Россия считает Турцию более «нейтральной», чем другие западные члены альянса.
«Турция готова внести собственный вклад в своего рода мониторинг этого экспорта из Одессы черëз Чëрное море, потому что она традиционно очень сильна в Чëрном море и готова помочь», — рассказал высокопоставленный европейский дипломат, также выступая на условиях анонимности.
У Турции уже есть два фрегата, две подводные лодки, полдюжины патрульных и быстроходных катеров в Чëрном море, и для такой миссии можно быстро задействовать ещë больше (военно-морских) ресурсов, сказал Йорук Ишык, глава стамбульской консалтинговой компании Bosphorus Observer.
На прошлой неделе госсекретарь США Энтони Блинкен на заседании Совета Безопасности ООН пустился в рассуждения о том, что действия России «спровоцировали продовольственный кризис в мире». Он призвал Москву «прекратить блокаду» портов в Чëрном и Азовском морях и разрешить беспрепятственное движение кораблей, поездов и грузовиков с продовольствием с Украины.
Его заявление тогда опроверг постпред РФ при ООН Василий Небензя, который указал, что Россия не блокирует в Чëрном море суда, перевозящие зерно.
«Вы утверждаете, что мы якобы блокируем возможность вывоза сельхозпродукции с Украины морским путëм. Однако правда в том, что именно Украина, а не Россия продолжает блокировать в портах Николаева, Херсона, Черноморска, Мариуполя, Очакова, Одессы и Южного 75 иностранных судов из 17 государств. И именно Украина заминировала акваторию Чëрного моря», — констатировал российский дипломат.
Остановка части морских портов Украины вынудила экспортёров этой страны искать альтернативы для перевозки своего «драгоценного» груза. Теперь, как сообщало EADaily, украинское зерно загружается в вагоны, грузовики или баржи в небольших дунайских портах Рени и Измаил на юго-западе Украины для транспортировки в румынский порт Констанца, ставший, указывают в Европе, «жизненно важным экспортным узлом» для Киева.
По материалам: eadaily.com