Засуха 2021 года и полупустые водохранилища заставили кыргызские власти обратить внимание на изношенную ирригационную систему. Ремонтируются гидросооружения, насосные станции, каналы очищаются от грязи и мусора. Хватит ли принимаемых мер, чтобы избежать повторение прошлогоднего водного кризиса?
Засуха требует извлекать уроки
Впервые из бюджета страны Кабинет министров КР выделил на подготовку ирригационных сетей к сезону вегетации 1 млрд. сомов. С начала весны в стране усердно принялись наводить порядок на водной инфраструктуре, подающей живительную влагу на сельхозугодия. По крайней мере, чиновники уверенно сообщают об успехах в этом направлении. Для местных журналистов регулярно устраивают пресс-конференции и пресс-туры по регионам, где показывают выполненную работу.
Причиной такой деятельности стал полномасштабный водный кризис летом прошлого года, когда Кыргызстан погрузился в острейшую засуху. Летняя аномальная жара совпала с дефицитом воды в водохранилищах, из-за чего фермерам нечем было поливать свои поля. В результате аграрии собрали скудный урожай, что ударило по всему сельскому хозяйству страны.
Некоторые фермеры прогорели и не смогли отдать кредиты, взятые на развитие агробизнеса. Кроме того, пострадавшая часть сельского населения озлобилось на фоне слухов, что дефицит поливной воды случился потому, что воду продали в соседний Казахстан. Некоторые устраивали локальные митинги, пытаясь добиться подачи воды на их поля.
Специалисты, как и чиновники, признают, что ирригационные системы сильно изношены. Потеря воды при транспортировке от рек и водохранилищ до потребителей является проблемой, которой долгое время не занимались.
В августе прошлого года начальник аграрного управления Ыссык-Атинского района Турдубек Андашев в интервью СМИ озвучил ужасные цифры о потерях воды при транспортировке на его участке. «По территории нашего района протекает четыре больших канала. Они все земляные, и мы несем огромные потери воды. Можно даже сказать, что 55-60% воды потеряны. Они просто уходят в землю, просачиваются. 45-50% только доходят до крестьянина. Вот фермер заказал 100 л/сек, ему на поле доходит 50 л/сек. Отсюда и постоянная нехватка воды», - сообщил чиновник.
Кыргызстан сильно зависит от импортного продовольствия, которое резко подорожало с начала пандемии. Плохой урожай прошлого года еще больше обострил продовольственный вопрос для бедных слоев населения. Для исправления ситуации власти принялись чинить устаревшую водную инфраструктуру.
Ремонтно-восстановительные работы на одном из ирригационных каналов
По данным Службы водных ресурсов при Министерстве сельского хозяйства КР, структура внутреннего водопользования делится следующим образом: около 90% от общего объема водопотребления идет на нужды орошаемого земледелия, около 6% - на нужды промышленности, менее 3% - на водоснабжение населения. Лесное, рыбное хозяйство, энергетика и сфера услуг в совокупности используют до 1%.
Общий объем потребляемой в республике воды оценивается в 10-12 млрд кубометров в год. При этом потери воды при транспортировке в руслах рек, каналах, ирригационных сооружениях достигают 1,7-2,3 млрд куб. м. В силу природных (в основном рельефных) условий Кыргызстана в обеспечении водой орошаемых земель участвуют в основном малые реки, на которые «подвешено» около 800 тыс. гектаров, или 76% всех орошаемых земель. Сток горных источников зарегулирован незначительно, только 80 тыс. гектаров (11%) земель орошаются из зарегулированных источников, остальные 720 тыс. орошаются живым стоком.
Сократить потери
11 марта президент Садыр Жапаров посетил Орто-Токойское водохранилище, от которого идет снабжение фермерских хозяйств Чуйской области. Министр сельского хозяйства Аскарбек Джаныбеков проинформировал главу государства о подготовке ирригационных сетей к вегетационному периоду и капитальному ремонту насосных станций, водохранилищ, по бетонированию и очистке от заиления межхозяйственных каналов.
По словам министра, проводимые работы позволят сократить потери воды и повысить КПД межхозяйственных каналов, что в свою очередь позволит увеличить объемы воды, подаваемой на орошение сельхозкультур. Также А. Джаныбеков сообщил о внедрении водосберегающих технологий, таких как дождевание, капельное орошение и др.
Ознакомившись с состоянием дела на водохранилище, С. Жапаров подчеркнул, что в этом году впервые выделяется рекордная сумма на ирригационную инфраструктуру (1 млрд 100 млн сомов). «Теперь у государственных органов не должно быть никаких отговорок, и фермеры страны должны своевременно и в полном объеме получать поливную воду», - сказал президент.
Также С. Жапаров отметил, что для минимизации водных потерь необходимо провести качественные работы по ремонту ирригационных сетей, что позволит решить проблемы, связанные с поливом. Перед министерством сельского хозяйства и другими профильными госучреждениями президент прямо поставил задачу по сокращению водных потерь и обеспечению фермеров всем необходимым. Ведь решение этого вопроса напрямую влияет на продовольственную безопасность страны.
Как сообщает издание 24.kg со ссылкой на Минсельхоз КР, в этом году уже успели произвести ремонт 255 километров водоканалов, провели механическую очистку более 315 километров каналов, отремонтировали 818 гидротехнических сооружений, 781 гидропост, 80 насосных станций и 14 скважин. Это тем более необходимо, что, по предварительным прогнозам, водность рек в Кыргызстане на вегетационный период в этом году снова ожидается ниже нормы.
Политолог из Бишкека Игорь Шестаков в интервью «Ритму Евразии» сообщил, что преждевременно доверять оптимистическим докладам чиновников, утверждающим, что водный сезон в текущем году пройдет лучше, чем в предыдущем.
«У нас чиновники привыкли рапортовать что всё нормально, всё сделано, всё подготовлено, а в реальности часто бывает не совсем так, - говорит И. Шестаков. - Сейчас прогнозы давать бессмысленно не только из-за погоды (чиновники опять жалуются на малоснежную зиму), но и из-за непредсказуемой социально-экономической ситуации внутри страны. Также стоит учитывать бурные события, которые сейчас происходят в мире, на которые мы никак повлиять не можем, но они негативно сказываются на Кыргызстане.
Тем не менее то, что хоть какие-то шаги предпринимаются для ремонта водной инфраструктуры, это уже хорошо. Есть планы по модернизации и строительству новых поливных каналов. Эту информацию можно только положительно оценивать. Но оценивать качество проведенных работ можно будет только по итогу весенне-осеннего сельскохозяйственного периода.
Сейчас безусловно остро стоит вопрос обеспечения продовольственной безопасности. Цены на продукты постоянно поднимаются, а это уже не просто экономика, но и вопрос политической стабильности. Кроме того, надо учитывать, что доходы населения от денежных переводов трудовых мигрантов тоже снизились».
Из-за санкций в отношении России, отметил политолог, произошёл рекордный рост доллара (который покоряет новые высоты обменного курса). Сом также укрепился по отношению к рублю, в результате от рублевых переводов семьи мигрантов получают меньше, чем было раньше. Теперь эти суммы меньше даже тех, которые высылались в период пандемии. В любом случае мигранты в среднем отправляли домой как минимум 2,2 млрд долларов, ныне эта сумма уменьшилась, и правительство не может не учитывать эти моменты.
«Также стоит напомнить, - отметил И. Шестаков, - что прошедшая зима была опять малоснежной, осадков выпало совсем немного. За редким исключением снега почти не было в зимние месяцы. Надо еще посмотреть, какими будут март-апрель, но уже понятно, что в этих условиях воды будет недостаточно.
Еще один удар по стабильности могут принести веерные отключения (чтобы экономить воду в водохранилищах). Поэтому правительство должно бросить все ресурсы для того, чтобы помочь фермерам провести в нормальном режиме весенне-полевые работы. К тому же сейчас возросла стоимость горюче-смазочных материалов, удобрений и в целом всех импортных товаров, в том числе сельскохозяйственной техники.
Конечно, подорожание импорта связано с ростом курса доллара. И Кыргызстан не могло обойти такое событие, как рост мировых цен на нефть, что в конечном итоге вызывает рост стоимости на ГСМ, для фермеров это тоже очень чувствительный вопрос. Также не стоит забывать и про санкции в финансовом секторе. Банковским системам Кыргызстана нужно время для перестройки под новый алгоритм работы со своими российскими партнерами.
Пока же Кыргызстану нужно срочно решать проблему продовольственной безопасности населения, которая в свою очередь увязывается с бесперебойным доступом фермерских хозяйств к поливной воде, – подытожил эксперт. – Минсельхоз за его прошлую работу пока можно только критиковать, но сейчас это министерство становится ключевым для обеспечения продовольственной безопасности страны».
Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram
______________________
Фото: https://24.kg/