Как сообщает МИА «Казинформ», в ходе расследования определяется размер ущерба для экономики страны и инфраструктуры, подсчитывается число пострадавших, оценивается роль правоохранителей в прекращении массовых беспорядков.
По информации вице-премьера РК Романа Скляра, общая сумма ущерба составила около 30 млрд тенге, в том числе из республиканского бюджета на восстановление 18 объектов будет направлено 28 млрд тенге. В ходе беспорядков было повреждено более 1,5 тыс. государственных и коммерческих зданий, также пострадало имущество 1 630 субъектов малого и среднего бизнеса с заявленной суммой ущерба около 38,6 млрд тенге.
Но материальные потери все-таки восстановимы, а вот погибших в ходе январских событий не вернешь. Число жертв вооруженных преступников назвал, выступая на пленарном заседании Мажилиса, Генеральный прокурор РК Берик Асылов: «Всего по стране 230 погибших, среди них 19 военных и силовиков. Больше всего погибло в городе Алматы – 139 человек». Установлено, что при отражении штурмов административных зданий и в ходе наведения правопорядка ликвидированы 86 нападавших.
Министр внутренних дел РК Марат Ахметжанов сообщил, что по фактам массовых беспорядков полицией расследуются 2919 уголовных дел, более 12 тыс. граждан были опрошены по январским событиям. На данный момент по актам терроризма расследуется 46 уголовных дел.
Какие же замыслы вынашивали организаторы массовых беспорядков? По словам Генерального прокурора, конечной целью тех действий был силовой захват власти. «Мы увидели сращивание экстремизма, криминала и религиозного радикализма», - отметил Берик Асылов. Во время январских событий более 3,5 тыс. силовиков получили травмы.
Далеко не все правоохранители исполняли свой служебный долг, как надо. Генпрокуратурой установлено, что 5 января начальники двух департаментов полиции и трех департаментов КНБ в городе Алматы, Алматинской, Жамбылской и Кызылординской областях без приказа покинули занимаемые этими структурами здания, бросив там оружие, которое затем было захвачено преступниками.
Расследование ряда дел продолжается.
Наш корр.