Миграционный кризис – итоги для Белоруссии и региона - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 07.11.2024 |

Миграционный кризис – итоги для Белоруссии и региона

Миграционный кризис, который разразился в 2020 году на границе Белоруссии и   Евросоюза, оказал довольно значительное влияние на отношения Минска со странами Запада. Тысячи мигрантов, которые прибыли на белорусскую землю для того, чтобы перебраться в богатую Европу, за несколько месяцев превратились из вопроса местного характера в региональную проблему. В настоящее время кризис находится в замороженном состоянии, однако некоторые его промежуточные итоги уже оказали ключевое влияние как на развитие   ситуации вокруг Белоруссии, так и на стабильность в Восточной Европе.

Стоит напомнить, что начало миграционному кризису было положено не весной 2021 года, когда в Минске заявили, что больше не будут сдерживать поток мигрантов в направлении Евросоюза. Истоки проблемы лежат гораздо глубже и касаются общей политики Запада в отношении стран, не желающих жить по навязываемым им извне правилам. Именно поэтому на Ближнем Востоке, в Азии и Африке, куда западный мир принес «демократию», появились миллионы беженцев и тех, кто ищет лучшей жизни за пределами своей родины. Действия же официального Минска в данном случае были довольно понятны – санкции, которые посыпались из ЕС после президентских выборов в Белоруссии августа 2020 года, существенно подорвали доверие белорусских властей к западным партнерам, а также лишили страну средств для дополнительного контроля над миграцией на своих западных рубежах.  

 В результате уже летом прошлого года сначала Литва, а затем Латвия и Польша стали фиксировать резкий подъем числа попыток нелегального пересечения своей границы со стороны Белоруссии гражданами из ближневосточных и африканских стран. Вильнюс, Варшава и Рига практически в один голос заявили, что виновны в происходящем именно белорусские власти, организовавшие «гибридную атаку» на ЕС. В итоге страны-соседи Белоруссии ввели в приграничных регионах чрезвычайное положение, приступили к строительству специальных ограждений на границе и начали вытеснять мигрантов обратно на белорусскую территорию.

Миграционный кризис нарастал, как снежный ком, и резко обострился в ноябре, когда несколько тысяч беженцев совершенно спокойно подошли к белорусско-польской границе и в течение нескольких дней безуспешно пытались ее штурмовать. В ответ польские силовики не только не пропустили мигрантов на свою территорию, но и применили против них слезоточивый газ, светошумовые гранаты и водометы. С этого момента миграционный кризис вышел на совершенно новый уровень – он стал проблемой не только соседей Белоруссии, но и всего европейского сообщества, где расценили происходящее как попытку Минска подорвать европейскую безопасность.

Дальнейшие события стали развиваться максимально быстро и вскоре перешли в область идеологического противостояния. В ЕС обвинили Минск в стремлении подорвать европейское единство, а в белорусской столице все больше стали звучать слова о бесчеловечности политики Запада, и Польши в частности. В информационном пространстве стала появляться информация о многочисленных жертвах на границах, нарушении международных норм и призывы пустить беженцев на территорию Польши, так как именно Запад должен отвечать за их судьбу. Апогеем этого стали откровения польского дезертира Эмиля Чечко, который абсолютно серьезно заявил белорусским СМИ о сотнях мигрантов, расстрелянных силовиками Польши. При этом на сегодня нет ни подтверждения, ни опровержения данной информации, в том числе и потому, что Варшава по-прежнему не пускает в приграничную зону с Белоруссией никого, кто бы мог это проверить.

Вместе с тем неприступность польских, литовских и латвийских границ в конечном счете привела к тому, что миграционный кризис начал постепенно затихать. За последний месяц сообщений о задержанных на границе Польши и Литвы беженцев стало значительно меньше, а в середине января Вильнюс и вовсе отменил режим чрезвычайного положения в приграничных регионах. При этом, по официальным данным Варшавы, за 2021 год попыток незаконно пересечь границу было совершенно почти 40 тыс., а литовские правоохранители сообщали о 4 тыс. задержанных мигрантов. Для Латвии этот показатель был гораздо скромнее – более 460 человек, хотя в Риге планируют продлить чрезвычайное положение на границе с Белоруссией до мая.

К настоящему дню большинство из нескольких тысяч мигрантов, которые ранее были обустроены белорусскими властями в транспортно-логистическом центре (ТЛЦ) возле пункта пропуска «Брузги» у польской границы, покинули Белоруссию на эвакуационных рейсах, организованных властями их стран. Только в Ирак улетело более 4 тыс. человек, и сегодня в ТЛЦ находится около 750 человек, которые все еще питают надежду, что Польша пропустит их в Германию по организованному европейскими властями гуманитарному коридору.

25 января А. Лукашенко вновь заявил, что миграционная проблема отнюдь не исчерпана, и беженцы продолжают попытки попасть через Белоруссию в страны Евросоюза

Попыток массовых прорывов границы не наблюдается, а о судьбе беженцев и самой проблеме говорится все меньше. Но это не означает, что кризис полностью завершен, хотя сегодня уже можно говорить о некоторых его промежуточных итогах.

В частности, некоторые аналитики считают, что миграционный кризис позволил Александру Лукашенко решить три основные задачи. Во-первых, заставил Евросоюз общаться с собой как с главой государства. Об этом говорят звонки экс-канцлера Германии Ангелы Меркель, которая, по словам белорусского лидера, называла его «господин президент».

Во-вторых, переключить повестку дня в отношениях между Белоруссией и Западом с вопроса о признании итогов президентских выборов на мигрантов. В последнем случае возникшую проблему с беженцами на границе Минску удалось решить довольно быстро, а Брюссель, действительно, на некоторое время забыл и о политзаключенных, и о нарушении прав человека, и о многих иных политических вопросах, которые ранее ставились во главу угла нормализации отношений с белорусскими властями.

В-третьих, Лукашенко сумел продемонстрировать белорусам и мировому сообществу политику двойных стандартов, которой придерживаются страны Запада, а также обоснованно обвинить ЕС в попрании норм демократии. Неслучайно правоохранители Белоруссии начали расследование о насилии польских силовиков над беженцами, собрали 5 томов материалов и подготовили документы для передачи в различные международные структуры. Параллельно миграционный кризис позволил белорусским идеологам указать гражданам республики на возможное печальное будущее страны в случае прихода в ней к власти ставленника Запада.

В то же время миграционный кризис принес Белоруссии и множество проблем. В частности, на протяжении нескольких месяцев в обществе можно было наблюдать напряжённость из-за заполнивших улицы некоторых городов, в первую очередь Минска, мигрантов. Кроме того, стране пришлось выделять дополнительные средства на их содержание. По некоторым оценкам, только на питание беженцев в ТЛЦ в «Брузгах» ежедневно тратилось от 12 до 20 тыс. евро. Дополнительно к этому миграционной кризис всерьез не изменил отношение ЕС к белорусским властям и не остановил санкционное давление на республику. Брюссель при поддержке Вашингтона не только предпринял успешные меры по локализации кризиса (например, Запад заставил страны, откуда в Белоруссию прибывали беженцы, закрыть воздушное сообщение с Минском), но и ввел новые антибелорусские санкции.

Именно миграционный кризис стал причиной появления пятого пакета ограничений ЕС, под который попали даже те, кто не имел никакого отношения к происходящему. Так, в санкционных списках оказались не только журналисты, силовики, судьи, руководство Госпогранкомитета и компании авиационной и туристической отрасли, но и «Белоруснефть», «Гродно Азот», а также «Белшина». Таким образом, ЕС использовал ситуацию на своих границах с Белоруссией как еще один предлог продолжить политику санкций, что вряд ли входило в планы белорусского руководства на начальном этапе миграционного кризиса.

Кроме того, нельзя забывать, что проблема с мигрантами окончательно испортила отношения Белоруссии с ее ближайшими соседями – Польшей, Литвой и в некоторой степени Латвией. Варшава и Вильнюс пригрозили разрывом отношений с Минском и с еще большей силой стали требовать от своих партнёров по ЕС усиления давления на А. Лукашенко. Параллельно миграционный кризис позволил польским и литовским политикам связать происходящее с Россией, которая якобы стоит за решениями и действиями белорусских властей.

       

Таким образом, кризис на границе Белоруссии и ЕС только усилил волну русофобии в Европе, что ухудшило ситуацию во всем регионе. Более того, именно проблема мигрантов позволила Польше, а с ней и странам Прибалтики и Украине, заговорить о военной опасности со стороны России и Белоруссии и потребовать от НАТО усилить свое военное присутствие в Восточной Европе. Это, в свою очередь, привело к очередной эскалации напряженности между Западом и Москвой, остановить которою сегодня стало невозможно без пересмотра всей системы безопасности на континенте.

Таким образом, кризис на границе Белоруссии и Евросоюза, который изначально был спровоцирован антибелорусскими санкциями, за последние месяцы перешел из сферы региональной миграционной политики в область глобальных международных отношений. Более того, он был использован Западом для того, чтобы обвинить Белоруссию и Россию в растущей с их стороны агрессии в отношении своих соседей, что позволило вмешаться в ситуацию Вашингтону, где заговорили о необходимости наращивания своего военного присутствия на границах СГ в составе сил НАТО.

На фоне обострившихся противоречий между Россией и США подобное развитие ситуации может привести к крайне негативным последствиям, вплоть до военного столкновения. Остается надеяться, что всем сторонам конфликта все же удастся остановиться рост напряжённости и не довести ситуацию до трагедии. 

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2841
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика