В Казахстане довольно быстро отменили режим ЧП. Беспорядки не повторятся? - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 05.10.2024 |

В Казахстане довольно быстро отменили режим ЧП. Беспорядки не повторятся?

В полночь на 20 января в Казахстане отменили режим чрезвычайного положения, который до того действовал в наиболее проблемных южных регионах, где прошли наиболее сильные беспорядки и столкновения. К этому времени (19 января) Казахстан покинули последние миротворцы ОДКБ. Сумеют ли власти, опираясь только на собственные силы, вернуть страну к нормальной жизни?

Окончательная оценка произошедшего еще предстоит

Напомним кратко предысторию. Начавшиеся на западе Казахстана протесты из-за роста цен на сжиженный газ перекинулись на большую часть крупных городов. В южных регионах митинги быстро переросли в массовые беспорядки и погромы. В самом крупном городе страны Алматы начались перестрелки и захваты боевиками оружейных арсеналов.

Президент Казахстана 5 января в ответ на массовые беспорядки ввел режим чрезвычайного положения в городе Алматы и Мангистауской области, вскоре действие режима ЧП распространилось на всю страну. В южной столице и крупнейшем городе Казахстана дополнительно ввели режим антитеррористической операции. Позднее Касым-Жомарт Токаев своими указами досрочно отменил ЧП в 10 из 17 казахстанских областей.

В помощь казахстанским силовикам по приглашению властей 6 января начали прибывать войска ОДКБ в статусе миротворцев. После выполнения поставленных задач первые миротворцы начали покидать территорию Казахстана 13 января. Последние военнослужащие из числа российского контингента улетели 19-го. На следующий день истек режим ЧП, из-за стабилизации ситуации его продлевать не стали.

Президенты России и Казахстана высоко оценили действия миротворцев, отметив, что их участие позволило казахстанским силовикам высвободить дополнительные силы для наведения порядка. «…Миротворческие силы ОДКБ сыграли очень важную роль в стабилизации ситуации в Казахстане, нашего ближайшего партнера, союзника. Это оценка самого президента Казахстана Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. <…> «Им удалось взять под охрану все жизненно важные объекты, объекты инфраструктуры, высвободить значительное количество военнослужащих, сил правопорядка для проведения специальных операций внутри страны», – сказал Владимир Путин.

       

С завершением основных событий состоялся обещанный К.-Ж. Токаевым «разбор полетов», т. е. действий силовиков и руководителей вооруженных сил. В частности, с должности уволен министр обороны Казахстана Мурат Бектанов. Президент обвинил его в безынициативности в критической ситуации, из-за чего пришлось прибегать к внешней помощи. «Армия должна быть оплотом нашей независимости и стоять на страже интересов государства. Во время январских событий Вооруженные силы из-за крайне неуверенного и безынициативного руководства ими не смогли с достоинством выполнить поставленные на них задачи… Министр Бектанов не проявил командирских качеств», – заявил К.-Ж. Токаев.

По официальным данным, в результате столкновений погибли 225 человек, в том числе 19 силовиков, что явно не вписывается в картину «мирного протеста», тиражируемую прозападной оппозицией. Следственным органам еще предстоит дать окончательную оценку материального ущерба и масштабов действия нападавших.

Стабилизация или временное затишье?

Политолог из Казахстана Ожет Шегирбаев в интервью «Ритму Евразии» рассказал о текущей обстановке в стране.

– Режим ЧП закончился, он вводился в разное время для разных регионов, – говорит О. Шегирбаев. – И точно также его для каждого региона персонально отменяли. Дольше всего режим ЧП сохранялся для Нур-Султана и Алматы, который закончился в полночь с 19 на 20 января.

В период действия ЧП главный запрет был на передвижения людей с 11 ночи до 7 утра. Во-вторых, был запрет на работу пивных, а в магазинах перекрыты/закрыты отделы с алкоголем. Это в принципе было правильно. Столице удалось избежать беспорядков, всё было спокойно, а вот в Алматы до сих пор продолжается антитеррористическая операция.

– Для каких регионов Казахстана режим ЧП был наиболее актуальным?

– В первую очередь это, конечно, южный регион. Наиболее сложная ситуация была в Жамбылской и Алматинской областях и городе Алматы.

Первые протесты начались в юго-западной Мангистауской области, охватив города Жанаозен и Актау. Хотя они и первые начали митинговать, но, когда требования митинговавших были удовлетворены (власти вернули прежние цены на сжиженный газ), люди сами разошлись, некоторые даже убрали за собой мусор. А в Алматы, к сожалению, всё было совершенно по-другому, как я уже отмечал, режим АТО там до сих пор сохраняется.

– Как на ситуацию повлиял ввод войск ОДКБ?

– Прежде всего, и это отметил президент Казахстана, ввод миротворцев ОДКБ не позволил нападавшим террористам, экстремистам добраться до нашей столицы – Нур-Султана. Когда всё только начиналось 3-4 января, для обеспечения безопасности власти были вынуждены ввести в столицу дополнительные подразделения силовиков, в том числе отряды ОМОНа.

Ввод миротворческих сил ОДКБ дал время и передышку нашим силовикам, что позволило начать их перестройку. При увольнении министра обороны президент дал его работе отрицательную характеристику. В частности, президент отметил, что солдаты во время учений действовали хорошо, как на плацу, показывали высокую выучку и дисциплину, однако в кризисный момент министр обороны не смог как следует отреагировать на происходящее и организовать подчиненных.

Благодаря присутствию миротворцев ОДКБ казахстанские силовики сумели воспользоваться появившейся передышкой, они перегруппировались и принялись наводить порядок, – резюмировал О. Шегирбаев.

В свою очередь, директор казахстанского Центра прикладных исследований TALAP Рахим Ошакбаев сообщил «Ритму Евразии», что пока рано оценивать действия казахстанских силовиков во время беспорядков.

– Режим ЧП ввели из-за того, что начались всем известные массовые беспорядки, которые в Алматы и других южных городах переросли в штурм административных зданий, захват оружия, перестрелки, грабежи, мародерство и гибель мирных людей, – говорит Р. Ошакбаев. – Дать оценку действиям силовиков сейчас тяжело, поскольку следствие еще не закончено.

Мы видим большие цифры погибших, как со стороны силовиков, так и со стороны гражданского населения. Есть критические оценки, которые звучат от президента в адрес силовиков, в том числе в адрес армии и недавно уволенного министра обороны. Дана очень низкая оценка состояния боеспособности войск и решительности командиров.

Для контраста можно сказать, что полиция, защищая важные объекты, понесла большие потери, проявила в отдельных случаях мужество и героизм.

– Что изменилось с приходом в Казахстан миротворцев ОДКБ?

– Когда в Казахстан прибыл миротворческий контингент ОДКБ, это стало поворотным, решающим моментом для того, чтобы не случился переворот и захват власти, об этом не раз говорили официальные власти.

Миротворцы ОДКБ профессионально выполнили свои задачи, оперативно прибыли и рассредоточились для охраны стратегических объектов. Поэтому большое спасибо странам союзникам за оказанную помощь. В итоге к 20 января обстановка стабилизировалось и можно было отменить режим чрезвычайного положения.

– Возможно ли в Казахстане повторение подобных беспорядков?

– В будущем этого нельзя исключать, поскольку из заявленных 20 тысяч боевиков-террористов, которые напали на наши города – именно эту цифру назвал президент, пока никого особо не выявили. Похищено свыше 1300 единиц оружия, большая его часть всё еще находится в чьих-то руках. Поэтому нельзя исключать, что подобные беспорядки могут произойти вновь.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

___________________________

Фото: https://otyrar.kz

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3342
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

18+

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика