Репатриация русских способна восполнить демографические потери России - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 20.05.2024 |

Репатриация русских способна восполнить демографические потери России

Пост в Telegram главы «Россотрудничества» Евгения Примакова о необходимости репатриации русских в Россию активизировал дискуссию по этой давней проблеме. Как это обычно бывает, мнения разделились на за и против. Однако эта дискуссия смысла, в сущности, не имеет, поскольку репатриация русских – единственный способ сегодня восполнить масштабные демографические потери от Cоvid-19.

Е. Примаков сводит аргументы в пользу и против массовой репатриации русских к двум подходам. Первый из них подразумевает, что Москве необходимо сосредоточиться на правах русских в странах их проживания с тем, чтобы их язык, образование, бизнес, культура и т. д. не ущемлялись, а условия жизни были приемлемыми. Если же они всё же захотят переехать в РФ, то могут воспользоваться действующей программой переселения соотечественников, которая на сегодняшний день, правда, «не очень поворотливая и гуманная». Тем самым можно будет обеспечить сохранение в странах СНГ дружественного нам населения, которое, если продолжать мысль главы «Россотрудничества», должно служить проводником интересов России и инструментом ее влияния на республики бывшего СССР с помощью механизмов «мягкой силы». Именно такой политике Россия до сих пор и следовала все тридцать лет после распада СССР.

Второй подход заключается в том, чтобы максимально упростить программу репатриации с тем, чтобы всё желающее русское и русскоязычное население смогло вернуться в Россию, сохраняя при этом право и возможность нормального проживания в стране исхода. Такой подход требует коренного пересмотра не только самой госпрограммы репатриации, но и принципов работы задействованных в ее реализации органов власти всех уровней – от федеральных до региональных и муниципальных. Процесс переселения в Россию для русского населения, проживающего за рубежом, должен стать максимально простым и удобным. С этой целью профильным госструктурам необходимо поставить конкретные задачи по его репатриации русских, что потребует создания простых и лояльных для переселенцев условий. По сути, такой подход означает коренной пересмотр программы переселения соотечественников.

Под странами, из которых необходимо организовать возвращение соотечественников в Россию, Е. Примаков явно имеет в виду страны Средней Азии («Где-то-там-стан»), а в качестве основной причины нецелесообразности дальнейшего пребывания там русского населения называет их ассимиляцию коренным населением, которая проводится под видом интеграции. В долгосрочной перспективе остановить ассимиляцию, по его словам, в сущности, невозможно, поскольку «всюду наша работа по сохранению идентичности русских и русскоязычных, наших соотечественников, – бег наперегонки со временем». Причем сами страны Средней Азии в репатриации русского и русскоязычного населения отнюдь не заинтересованы, поскольку для них она грозит обернуться потерей квалифицированных кадров – «большого числа врачей, учителей и инженеров, которые раньше эту усредненную республику «угнетали».

Возражения против запуска программы репатриации сводятся к двум основным пунктам: 1) проживающему в странах проживания русскому и русскоязычному населению будет трудно покинуть привычное место жительства, а переезд в Россию вообще станет для него культурным шоком; 2) резкое сокращение численности русского населения приведет к ускоренной дерусификации Средней Азии, что приведет к усилению в этом регионе исламизма, пантюркизма и, как следствие, нарастанию социальной нестабильности. В итоге Россия лишится буфера, который пока еще прикрывает ее со стороны обширного в территориальном и демографическом отношении исламского Юга. Взамен предлагается установить контроль над внутренней политикой среднеазиатских государств и заставить их отказаться от планов по вытеснению или ассимиляции местного русского населения, создав для него хорошие условия и сделав русскость популярной среди местного населения.

Покидать прежнее место жительства, особенно если твои предки проживали в этой стране не одно поколение, действительно трудно. Тем более что в Средней Азии осталось главным образом старожильческое русское население, которое появилось на ее территории еще до революции 1917 г. или в советский период. Однако в условиях обострения межэтнических отношений, а также сокращения ареала распространения русского языка русское население неизбежно столкнется и уже сталкивается с выбором – эмиграция или постепенная ассимиляция, которая на протяжении жизни двух-трех следующий поколений станет весьма вероятным вариантом. Возможностей поддерживать свою этническую и культурную идентичность в условиях иноэтничного окружения со временем будет все меньше, а межэтнические браки, давление СМИ и социального окружения в сочетании с переводом системы образования на титульные, английский или турецкий языки со временем сделают свое дело.

С иллюзиями о том, что России удастся установить контроль над внутренней политикой стран СНГ и улучшить тем самым положение русского населения, лучше расстаться сразу. Во-первых, сделать это за тридцать лет, минувшие со времени распада СССР, так и не удалось, причем даже в самых дружественных России странах, которые критически зависят от нее в экономическом плане. Москва до сих пор в полной мере не контролирует даже внутреннюю политику некоторых национальных республик в составе самой РФ, которые, несмотря на все попытки выстраивания вертикали власти, продолжают попытки проведения этнократического курса. Ни инструментов, ни условий для того, чтобы заставить страны СНГ проводить более лояльную в отношении русского населения политику, вообще не просматривается. Более того, логика построения национального государства, в основе которого лежит язык, культура и религия титульного этноса, будет и далее толкать государства ближнего зарубежья на путь проведения этноцентристской политики, требующей дальнейшей дерусификации.

Риски сокращения ареала распространения русского языка и культуры вследствие отъезда русских в РФ, как и усиления радикального ислама в южных странах СНГ, действительно существуют. Однако эти процессы происходят независимо от эмиграции русского населения. В Узбекистане, как следует из опубликованных недавно данных Госкомстата, проживает 720,3 тыс. русских, что составляет всего 2,1% населения республики, превысившего 34,6 млн чел. Большинство из них проживают в городах и общей этнической, а тем более культурной картины давно уже не определяют. В Киргизии на начало этого года проживали 341,4 тыс. русских, на долю которых приходится всего 5,1% населения республики. Большинство из них (87%) сконцентрированы в Бишкеке и «столичной» Чуйской области, тогда как в остальных регионах их присутствие почти незаметно. В Таджикистане, где перепись 2010 г. зафиксировала всего 34,8 тыс. русских, их вряд ли насчитывается более 10-15 тыс., а численность русского населения Туркмении на сегодняшний день не известна.

Совокупная численность русских в четырех республиках Средней Азии (без Казахстана) составляет, по всей видимости, не более 1,1 млн человек, что сопоставимо с населением среднего по численности жителей региона Центральной России. Однако ни в одной из этих стран русские не составляют влиятельной или вообще заметной части политической или бизнес-элиты, что не позволяет им оказывать существенное влияние на протекающие в них процессы. Об этом говорит практически полное отсутствие фактора русской диаспоры в отношениях России со среднеазиатскими республиками, в том числе в ходе переговоров на самых различных уровнях. Оставшееся в Средней Азии русское население не является и гарантией сохранения русскоязычного культурного пространства, которое сжимается в силу естественных этнодемографических процессов, а также проводимой властями культурно-языковой политики.

Несколько иная ситуация в Казахстане, где на начало 2021 г. проживало почти 3,5 млн русских, составляющих 18,4% населения. Большая их часть сконцентрирована в граничащих с Россией регионах Северного и Восточного Казахстана, которые отличаются высоким уровнем русификации местного казахского населения. Более 90% населения республики вообще свободно владеет русским языком, ареал распространения которого заметно больше, чем казахского. Учитывая геополитическое положение Казахстана, который является буфером между Россией и остальными республиками Средней Азии, его дерусификация действительно представляет потенциальную опасность. Но, учитывая планы казахстанских властей по введению в школах казахского языка и переходу на латиницу, у проживающих в республике русских может не остаться иного выбора, кроме эмиграции в Россию.

Главным же аргументом в пользу репатриации русского населения является крайне сложная демографическая ситуация в России. В условиях низкой рождаемости и высокой смертности такая политика позволит восполнить демографические потери от эпидемии Cоvid-19, которая, судя по тенденциям, будет стоить населения одного-двух средних по численности регионов РФ. И корректировать под эти задачи программу переселения соотечественников следует как можно быстрее.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3073
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика