Трансформация госпрограмм в национальные проекты Казахстана – имитация реформ - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Трансформация госпрограмм в национальные проекты Казахстана – имитация реформ

13 октября с. г. опубликован указ президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева об утверждении 10 национальных проектов, направленных на исполнение Общенациональных приоритетов и Национального плана развития до 2025 года, которые он анонсировал в своем сентябрьском Послании народу Казахстана. Среди них «Качественное и доступное здравоохранение», «Качественное образование», «Зеленый Казахстан». Нацпроекты затрагивают такие важные сферы, как индустриальное развитие, диверсификация экономики, развитие регионов и предпринимательства, улучшение водоснабжения, аграрный сектор, здравоохранение, образование.

Показатели роста запланированы большие. К примеру, удовлетворенность населения качеством медицинских услуг должна вырасти до 80%. Реализация национального проекта в сфере образования предполагает строительство к 2025 году тысячи школ. Все города и села будут обеспечены чистой питьевой водой.

На реализацию проектов планируется потратить 49 трлн тенге (около 115 млрд долларов). Ожидается, что 67% этой суммы (77 млрд долларов) придется на частные инвестиции. Интересная арифметика! Все эти цифры словно с Луны свалились – нет расчетов и подтверждения, что они реальны.

Переход от формата государственных программ к национальным проектам не означает изменения подхода к решению актуальных вопросов, и говорить, что последние станут новым ключевым элементом государственного планирования, каким-то прорывом, который откроет путь в светлое будущее, вряд ли стоит. Цифровая экономика, здоровье нации, энергетика будущего, передовые технологии… Кто против? Но все это уже в планах было.

В Казахстане и ранее принимались многочисленные государственные программы с разными названиями: «Стратегия–2030», «Стратегия–2050», общество всеобщего труда, форсированное индустриально-инновационное развитие, развитие АПК, программа инфраструктурного развития «Нурлы жол»… Вложенные в эти проекты ресурсы могли бы быть использованы для решения насущных проблем, а не для обогащения причастных к этим программам лиц, но увы. Канувшие в Лету госпрограммы – это огромные средства и многочисленные нерешенные задачи. Не выполнили старые планы – забудьте, начните новые?

Похоже, что государственные программы просто трансформировали в национальные проекты. Так, национальный проект «Сильные регионы – драйвер развития страны» объединил в себе направления, реализовывавшиеся ранее в трех госпрограммах (развития регионов, жилищно-коммунального развития «Нұрлы жер», инфраструктурного развития «Нұрлы жол»).

Другой пример. Сегодня более миллиона человек не имеют доступа к качественной питьевой воде (около 770 тыс. человек в сельской местности и 280 тыс. – в городах). Планируется, что к 2025 году будет достигнуто 100-процентное обеспечение питьевой водой. В чем новизна этого проекта, если для комплексного решения вопросов водоснабжения уже принимались две государственные программы: «Питьевая вода» и «Ак-Булак», которые реализовывались соответственно в 2002–2010 и 2011-2020 годах, но не привели к запрограммированным результатам. Зато были выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств, коррупционных схем, некачественного строительства и реконструкции водоводов, нанесения вреда окружающей среде и т. д.

Основная причина дефицита питьевой воды в стране в том, что после развала Советского Союза многие населенные пункты постепенно лишались водоснабжения из-за выходящей из строя инфраструктуры, и сегодня вода поставляется жителям в цистернах или фурах. В Казахстане нет полноценной водной политики, в рамках которой специалисты занимались бы комплексным анализом перед разработкой и реализацией государственных программ по водообеспечению. Поэтому можно ожидать очередного провала в этом вопросе и на сей раз.

В отличие от государственных программ, национальные проекты рассчитаны на короткий период – 2022–2025 годы. Но кто разрабатывал и будет реализовывать нацпроекты? Да те же самые чиновники, кто и придумывал, и давал жизнь госпрограммам! Трансформация госпрограмм в нацпроекты – имитация реформ. Нацпроекты не предлагают ничего нового, идет повторение всех старых лозунгов и идей.

При этом денег в стране, мягко говоря, мало. Реальный уровень ЕНПФ и Нацфонда неуклонно снижается. За счет чего нацпроекты будут финансироваться, если ставка на частных инвесторов не оправдается? С собранных налогов?

Спрашивается, как без критического анализа текущих проблем можно обосновать правильность предлагаемой государственной политики? Например, сидящий сразу двух стульях – председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам РК и управляющего МФЦА – Кайрат Келимбетов сообщил, что «национальный проект «Здоровая нация» предполагает не только развитие здравоохранения, но и подготовку квалифицированных специалистов в области здравоохранения, развития культуры, спорта». Но за указанные сроки подготовить необходимых специалистов, в частности «в области здравоохранения», просто невозможно. Главе агентства это неизвестно?

Поэтому (поскольку бюджеты нацпроектов предусматривают расходы на триллионы тенге), прежде чем доверять нацпроекты тем же чиновникам, следует спросить с них, как реализованы предыдущие госпрограммы развития, и задуматься о том, что можно ждать от оказавшихся в тех же руках нацпроектов? В частности, сколько лет реализовывали «Цифровой Казахстан»? Сегодня вновь видим «Технологический рывок за счет цифровизации (выделено автором. – Ред.), науки и инноваций». И это понятно. Ведомства постоянно реорганизуются, министры и их заместители меняются быстрее перчаток, госкомпании приватизируются или реорганизуются. В итоге, кем госпрограммы выполняются и в каком состоянии они находятся, выяснять не у кого. С помпезными стартами все было в порядке, а вот с реальными делами – швах. За 30 лет построили государственный недокапитализм с ростом благосостояния не народа, а отдельной, считающей себя элитой кучки властей предержащих.

Необходимо провести аудит госпрограмм, просчитать бюджеты, бизнес-планы и финансовые модели нацпроектов, определить персонально ответственных за их неисполнение. Есть парламент и Счетный комитет, которые могут запросить такую информацию. Без этого обсуждать, а тем более реализовывать указанные проекты  бессмысленно.

Принятые ранее государственные программы не решили поставленных проблем. Перед их принятием не проводились ни исследования с привлечением специалистов, ни техническое обоснование, ни общественные мониторинги реализации программ. Все это и обусловило как низкий уровень подготовки проектно-сметной документации, так и практический провал госпрограмм.

Повторение этих «ошибок» грозит таким же провалом и принятым национальным проектам. Размах политических, экономических и социальных реформ, необходимых для достижения стабильного развития Казахстана, должен быть колоссальным. Правительству необходимо, оперативно реагируя на нужды населения и решая структурные экономические проблемы, снизить накал народного недовольства политической системой и социально-экономической ситуацией.

Но что имеем в сухом остатке от национальных проектов, направленных на повышение благосостояния народа? Концепция «Слышащего государства», которое президент Токаев пообещал согражданам, остается лишь обещанием. Национальные проекты, на которых можно будет и дальше «пилить» бюджет, вновь были приняты без обсуждения с парламентом и общественностью. Сможет ли руководство республики справиться с протестными настроениями и ответить на политические и социально-экономические вызовы?

Повторяя имевшиеся просчеты, продолжая идти по пути крайне неэффективного и непрозрачного использования громадных средств, вряд ли.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
8308
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика