Топливное дежавю в Казахстане. Производство растет, дефицит остается - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Топливное дежавю в Казахстане. Производство растет, дефицит остается

Несмотря на утроившуюся за годы независимости Казахстана добычу нефти и недавнюю модернизацию трех имеющихся в республике крупных НПЗ, топливная проблема никуда не делась. В середине июня южные регионы столкнулись с дефицитом дизельного топлива (ДТ). Причиной стала остановка на плановые ремонтные работы НПЗ PetroKazakhstan Oil Products в Чимкенте. Власти уверяли, что перед выходом его на ремонт были созданы достаточные запасы, однако возникшие логистические сложности позволили отгрузить с завода лишь половину запланированных объемов топлива, и в ближайшее время ситуация вряд ли стабилизируется.

Нехватка топлива стала стремительно расползаться по всей стране. Соответственно, значительно подскочила стоимость солярки. Так, в Кустанайской области, по словам водителей, «цена выросла резко, была 198 тенге; сейчас реализуют по 234 тенге за литр, дают только ограниченный объем топлива, лимит каждый день разный». В Западно-Казахстанской области ряд АЗС реализуют дизтопливо по 289 тенге за литр, при этом на большинстве АЗС солярку отпускают только по талонам. Тем не менее власти предпочитают называть происходящее не дефицитом, а «сбоем в поставках».

Правда, в отличие от «летнего» возникший осенью «сбой» в министерстве энергетики связали не с логистикой, а с высоким спросом, особенно со стороны транзитного автотранспорта. Чиновники завели старую песню о том, что транзитные дальнобойщики тоннами закупают и вывозят дизтопливо, которое в Казахстане значительно дешевле, чем в соседних странах (разница с Россией до 100 тенге за литр, с Узбекистаном – 80 тенге, Кыргызстаном – 60 тенге).

При этом напрочь «забывают» о введенных с 9 мая с. г. на 6 месяцев ограничениях на вывоз автотранспортом (за исключением вывоза в бензобаках, предусмотренных заводом-изготовителем автомобильных транспортных средств и установленных в соответствии с техническими условиями) за пределы республики бензина, дизтоплива и ряда нефтепродуктов. Неужели в республике в разы увеличился транзитный поток или исчез таможенный контроль на границе? Как показывает практика, подобные административные потуги помогают мало и говорят об отсутствии у профильного ведомства внятной стратегии и адекватных мер реагирования.

Правда, на обещания грядущего топливного изобилия чиновники никогда не скупились. Так, будучи министром нефти и газа Сауат Мынбаев уверял, что к середине октября 2011 года вопрос о дефиците топлива будет окончательно решен. Не случилось, и стабилизация ситуации была отложена на конец года. Итог – тот же.

Покончить с дефицитом горючего чиновники обещали с завершением Комплексного плана развития НПЗ на 2009–2015 годы, когда их масштабная модернизации избавит от импортозависимости, с избытком обеспечив страну и отечественным бензином, и дизтопливом, и авиакеросином. Однако сроки наступления этого изобилия и здесь постоянно сдвигались в будущее. Сначала фигурировал 2015 год, потом 2016-й, 2017-й.

Модернизация завершилась лишь в конце 2018-го, но… в урезанном варианте. Так, объемы перерабатываемой на НПЗ нефти с существовавших 13,8 млн тонн увеличились не до планируемых 19,5 млн тонн, а до 16,5 млн тонн, причем треть из них – российская. Дело в том, что павлодарский НХЗ остался ориентированным на нефть западносибирских месторождений. Утверждалось, что ближайший дефицит топлива возникнет не ранее 2030 года. Отметим, что на затянувшуюся модернизацию потратили средств почти вдвое больше, чем планировалось, – 6,3 млрд долларов.

После модернизации официальная статистика показывает значительный рост производства дизельного топлива: в этом году его объемы составят рекордные 4,9 млн тонн. За 8 месяцев текущего года  произвели 3,4 млн тонн, что на 9% (277 тыс. тонн) больше, чем за такой же период годом ранее. В частности, в августе было произведено 513,6 тыс. тонн – наибольший объем с 2013 года. В сентябре будет примерно такой же объем. Казалось бы, солярки более чем достаточно для обеспечения внутреннего рынка.

Производство ДТ на НПЗ РК, млн тонн

Источник: БНС АСПР РК

Однако в прошлом году дефицита не было, теперь он есть. Для его покрытия Казахстану придется закупить не менее 100 тыс. тонн российского топлива и продавать по 280 тенге летнюю и по 330–350 зимнюю солярку. Безусловно, дефицит будет ликвидирован, но вряд ли цены вернутся к исходному уровню. Ведь вполне возможно, что продажа топлива по более высокой цене делается не с целью наживы, а исключительно для обеспечения… роста ВВП!

В чем причина возникшего «сбоя»? Представляется, что дело в вывозе топлива в другие страны, но отнюдь не транзитными дальнобойщиками. В прошлом году в экспортных объемах преобладал бензин, в этом году Казахстан, наоборот, отправил за рубеж больше дизеля. За 7 месяцев на внешние рынки ушло около 90% от всего экспортного объема ДТ 2020 года.

Экспорт бензина и ДТ из РК, тыс. тонн

Источник: БНС АСПР РК

Так, по данным Бюро национальной статистики, в январе–июле 2021 года республика продала за рубеж 100,5 тыс. тонн бензина, что на 64,7% меньше, чем годом ранее. За эти же 7 месяцев Казахстан экспортировал более 157 тыс. тонн дизельного топлива, тогда как за весь 2020 год – 175,9 тыс. тонн. При этом его импорт был сокращен до 89 тыс. тонн (в 2020-м ввезли 633 тыс. тонн). Это все официальные цифры, но никуда не делись и контрабандные поставки, когда груз оформляется как присадки к топливу, печное топливо и беспрепятственно следует через границу в Киргизию и другие сопредельные страны.

Таким образом, получаем интересную ситуацию. Производство солярки растет, необходимость в ее импорте сокращается, трейдеры начинают в разы увеличивать экспорт. Однако в погоне за прибылью оставляют внутренний рынок на голодном пайке. Власти судорожно начинают искать внешние источники его насыщения, спешно заключая договоры на поставку более дорогого дизтоплива из России. Более того, министерство энергетики заявило, что для увеличения производства дизельного топлива выпуск авиакеросина на НПЗ в Чимкенте в октябре будет сокращен вдвое. Помимо этого, начало планового ремонта павлодарского НХЗ перенесли с лета на 9 октября.

Однако, как пел Высоцкий, «это только присказка, сказка – впереди». Безусловно, после завершения ремонта НХЗ ситуация стабилизируется, что это не исключает возникновения дефицита в будущем. Остаются проблемы не только с логистикой, но и с объемами производства. Не изменит ситуацию и реализация обсуждаемого с 1991 года проекта строительства 4-го НПЗ. Высок риск недозагрузки заводов из-за падения нефтедобычи на месторождениях, на которые распространяются обязательства по поставкам 30% добываемого сырья на отечественные НПЗ, причем по ценам втрое ниже мировых.

Больше половины из 220 нефтегазовых месторождений в стране находятся в стадии падающей добычи, и Минэнерго прогнозирует, что производство нефти в РК (без учета работающих по СРП и потому освобожденных от поставок нефти на внутренний рынок Кашагана, Карачаганака и Тенгиза) за пять лет сократится на 5,3%: с 34,1 млн тонн в 2021 году до 32,3 млн тонн в 2025 году.

При этом экспорт сырой нефти по существующей мощной инфраструктуре экспортных трубопроводов со множеством льгот и преференций гораздо выгоднее ее поставок на НПЗ с производством и даже экспортом нефтепродуктов.

 Правительство уже в течение трех десятилетий не может наладить грамотное управление нефтеперерабатывающей отраслью и насытить топливный рынок страны необходимым объемом ГСМ. Пока такая ситуация будет сохраняться, проблемы с обеспечением АЗС нефтепродуктами обречены повторяться вновь и вновь. А внутренний рынок ГСМ будет все так же перенасыщен лишь обещаниями чиновников.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3905
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика