Результаты деятельности правительства Молдовы определят отношения с Москвой - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Результаты деятельности правительства Молдовы определят отношения с Москвой

Утверждение правительства Молдовы во главе с вице-председателем PAS Натальей Гаврилицей завершило полный переход государственных структур страны под единоличное правление этой прозападной партии. Ведь главой государства является экс-председатель PAS Майя Санду, а спикером парламента – исполняющий обязанности председателя этой партии Игорь Гросу.

Последний раз подобная ситуация в молдавской политике имела место во времена монопольного правления Партии коммунистов во главе с Владимиром Ворониным в период с 2001 по 2009 г. Сейчас третий президент В. Воронин вместе с пятым президентом И. Додоном совместно возглавляют оппозиционный Блок коммунистов и социалистов (БКС), имеющий в парламенте 32 депутатских мандата из 101.

Пришедшей к власти на волне популистских лозунгов о реформе юстиции, борьбе с коррупцией и повышении пенсий и зарплат партии PAS придется не только выполнять свои предвыборные обещания, но и решать чрезвычайно сложные проблемы экономического и эпидемиологического кризисов. Экономика страны находится в глубокой яме, налоговые сборы не обеспечивают потребности бюджета, а резервный фонд правительства опустошен расходами на досрочные выборы. Правда, есть подтверждение от западных финансовых структур о выделении Молдове макроэкономической помощи, но эти деньги дают не просто так – их придется возвращать. К тому же «за каждый скормленный витамин» Запад потребует от Молдовы «множество мелких услуг», которые, скорее всего, не будут отвечать глобальным интересам страны.

Тем не менее уже на следующий день после утверждения правительства Н. Гаврилица провела встречу с представителем ЕС в Молдове Петером Михалко, в ходе которой стороны обсудили меры, которые намерено принять новое правительство, чтобы ускорить получение макрофинансовой помощи от ЕС. На своей странице в социальной сети премьер сообщила: «Мы обсудили с послом меры, которые правительство намерено принять для получения второго транша макрофинансовой помощи в размере €50 млн, чтобы эти деньги поступили в госбюджет уже в конце сентября. Мы также обсудили обновление повестки соглашения об ассоциации».

При этом новой власти предстоит решить целый ряд проблем, которые прямо и непосредственно связаны с Российской Федерацией. Наиболее актуальной проблемой в этом списке является заключение нового контракта на поставку в Молдову природного газа, которое должно произойти уже в сентябре. Обе стороны осознают, что альтернативы поставкам газа от «Газпрома» у Молдовы нет и в обозримом будущем не появится. Варьироваться могут только пути доставки голубого топлива. Окончание постройки и пуск «Северного потока – 2» ставит под вопрос вариант с поставкой газа транзитом через Украину. При этом другой вариант – поставка того же российского газа через «Турецкий поток» и территорию Румынии не может обеспечить потребности по чисто техническим причинам – в силу неразвитости инфраструктуры, которую необходимо усовершенствовать, на что необходимо время и финансовые вложения.

Эти факторы в сочетании с наблюдающимся на мировых рынках резким повышением спроса на природный газ и, как следствие, ростом цен на голубое топливо неизбежно приведут к росту цены на внутреннем рынке, что, в свою очередь, по цепочке окажет влияние на рост цен на целый ряд товаров и услуг. В частности, это может привести к повышению тарифов на электроэнергию, основным поставщиком которой для РМ является Молдавская ГРЭС, принадлежащая «Интер РАО» и работающая на газе.

Еще одним вопросом, который имеет важное значение для новой власти, является решение проблемы Приднестровья. По крайней мере, именно об этом заявила Майя Санду, которая в эфире частного телеканала рассказала о возможной встрече с президентом России Владимиром Путиным и заявила о необходимости «обсудить с Москвой проблему урегулирования Приднестровского конфликта». При этом Санду видит решение проблемы исключительно в форме вывода миротворческого контингента. «Я думаю, что сразу после формирования правительства нам нужно обсудить проблемы, которые существуют с Российской Федерацией, в том числе проблему присутствия российских войск, мы знаем, что с Москвой у нас разные позиции. Но, мы сконцентрированы на поддержании мира, нужно избежать любых попыток дестабилизировать ситуацию, особенно из-за приднестровского конфликта», – пообещала Санду.

При этом хорошо известно, что вопрос присутствия миротворцев в регионе является для России своеобразной «красной линией», пересечение которой может резко обострить отношения и обстановку в регионе. Сама глава государства не уверена, что получит возможность высказать это лично при встрече с В. Путиным. Поэтому очень похоже на то, что Санду, предвидя бесперспективность попытки настаивать на выводе российских миротворцев, не хочет сама обсуждать этот вопрос. «Обсуждения будут проходить на уровне правительств и, возможно, на уровне президентов. Посмотрим, когда правительство придет к власти. Инициатором обсуждения является министерство иностранных дел», – подчеркнула Санду. 

В этом контексте необходимо отметить, что в новом правительстве на пост вице-премьера по реинтеграции назначен политолог Владислав Кульминский, который является экспертом в области стратегического и политического анализа и планирования, государственного управления и урегулирования конфликтов. В 2019 г. он был приглашен на пост советника премьера в правительстве Санду. Кульминский разрабатывал и внедрял программы в области урегулирования конфликтов в регионе, включая программы по укреплению мер доверия, и работал политическим экспертом в посольствах США и Великобритании в Молдове. 

Еще одним очень важным вопросом для экономики является вопрос поставок молдавской сельхозпродукции на рынки России и других стран ЕАЭС. В настоящее время срок освобождения молдавской   продукции от таможенных пошлин истек, и это для молдавских экспортеров делает бессмысленным продолжение экспорта в Россию. Ранее президенту Додону удавалось решать эту проблему, добиваясь продления беспошлинного режима, но сможет ли это сделать новая власть, большой вопрос! 

При этом новый премьер не скрывает того, что Молдову ждет очень сложный период, когда процессы в экономике будут подчинены текущей ситуации на международном рынке. Комментируя факт недовольства граждан быстрым ростом цен и тарифов, Н. Гаврилица в интервью europalibera.org отметила необходимость вмешательства правительства в процесс регулирования ряда аспектов молдавской экономики. «Впереди ожидается ребалансировка на международном рынке, который сталкивается с постпандемической турбулентностью, но в то же время нам нужно беспокоиться и о том, на что мы в состоянии повлиять, нам нужно заставить антимонопольные институты, занимающиеся вопросами конкурентной среды, работать качественно,  чтобы у нас не было картельных соглашений, монополий или квазимонополий», – подчеркнула Гаврилица.

Новый премьер считает, что будущее правительство в состоянии удержать ситуацию в рамках относительно комфортных для граждан условий. «Надо, чтобы у нас было правильное ценообразование в том, что касается цен, на которые мы не можем повлиять, потому что их диктует международный рынок. Нам следует коррелировать цены с ростом доходов граждан, чтобы на них не слишком влиял рост цен», отметила она.

Очевидно, что ключи решения проблем, стоящих перед Молдовой, находятся не столько на Западе, сколько на Востоке. Однако при этом внешнеполитические шаги нового молдавского руководства не производят впечатления дружественных по отношению к России. Батумская декларация «Ассоциативного трио», подписанная Майей Санду, говорит скорее о желании конфронтации с Москвой. Именно поэтому шансы на достижение согласия по итогам возможных переговоров между новой властью в Кишиневе и российским руководством воспринимаются скептически.

Итоги досрочных парламентских выборов достаточно четко обозначили расклад политических сил в парламенте, однако вопросы по поводу того, насколько это соответствует раскладу сил в обществе, так до конца и не сняты. Что характерно, никто даже не пытался представить итоги выборов в качестве победы проевропейских сил и поражения сил пророссийских. Несмотря на то, что геополитические вопросы в ходе избирательной кампании не играли первостепенную роль, мало кто сомневается в том, что в результате выборов и прихода к власти PAS внешняя политика Молдовы станет откровенно прозападной, что неизбежно повлечет за собой ухудшение её отношений с Российской Федерацией.

А между тем именно характер межгосударственных отношений Молдовы и России в конечном счете будет определять степень успеха деятельности нового правительства РМ.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
2490
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика