Северное Закавказье и Крым: новый интеграционный вектор в Евразии - Ритм Евразии
Информационно-аналитическое издание, посвященное актуальным проблемам интеграции на постсоветском пространстве
Сегодня: 27.07.2024 |

Северное Закавказье и Крым: новый интеграционный вектор в Евразии

Курс Запада и его «союзников» на усиление обструкции Крыма, Абхазии и Южной Осетии (РЮО) терпит фиаско. Сегодня не менее 40 стран (и их бизнес) – против 25 в середине 2010-х – являются торговыми партнерами Крымского региона и означенных стран.

Да и сами Абхазия и Южная Осетия активно развивают торговлю и другие формы сотрудничества с Крымом. За последние три года их совокупный товарооборот увеличился более чем на треть.

Новый этап взаимодействия был обозначен онлайн-конференцией «Развитие сотрудничества Республики Крым и Севастополя с Южной Осетией и Республикой Абхазия: экспорт товаров и услуг». В ходе форума, организованного Южным региональным центром поддержки экспорта (Абхазия) и Минэкономразвития Крыма, особо подчеркивался трехсторонний аспект взаимодействия Симферополя, Сухума и Цхинвала. Такой вектор проистекает из соглашений Крыма с РЮО и Абхазией о дружбе и сотрудничестве, заключенных в 2016-2018 гг.

На начало текущего года в стадии доработки/начальной реализации находились свыше 15 инвестиционных двух- и трехсторонних проектов. Скажем, по производству консервированного продовольствия (Крым–Абхазия, Крым–РЮО), по доразведке и освоению ресурсов инертных и других редкоземельных материалов (в Абхазии и РЮО), по лесоразведению-лесовосстановлению, рыбопромыслу-рыбопереработке (Крым–Абхазия). В этом ряду также проекты по организации постоянного паромного сообщения между Абхазией (Сухум/Очамчира) и Крымом (Феодосия), по развитию субтропического земледелия (РЮО–Абхазия–Крым).

Стороны прорабатывают также вопросы согласованного внешнеэкономического курса для установления новых и развития действующих экономических связей с зарубежьем. Этот вектор сотрудничества особенно актуален ввиду известной геополитической ситуации вокруг Крыма, Абхазии и Южной Осетии.

       

В ходе онлайн-конференции обсуждались также вопросы дальнейшего сближения таможенно-тарифной политики РЮО и Абхазии с нормативами ЕАЭС в этой сфере. Базовый фактор здесь, по мнению Ксении Слуцкой, врио директора Южного регионального центра поддержки экспорта (Абхазия), это обширные по товарному ассортименту зоны свободной торговли Абхазии и Южной Осетии с Россией (эти зоны включают с российской стороны и Крым). Что же касается, например, абхазского импорта из Крымского региона, то, по данным К. Слуцкой, «в основном это поставки товаров пищепрома и различных химикатов. Только в 2020-м крымский экспорт в Абхазию превысил 2,6 млн долл.».

По общему мнению участников форума, объемы торговли Абхазии и РЮО с Крымом уже в ближайшие годы можно нарастить более чем вдвое. Для чего требуется уточнить национальные и трехсторонние балансы спроса-предложения по товарам и услугам и сделать это с учетом возможностей сторон по обеспечению «перекрестного» спроса на конкретные виды товаров и услуг.

При этом особые «коллективные» возможности имеются в сфере субтропического земледелия, прежде всего в Крыму и Абхазии. По многим экспертным оценкам, потенциальные объемы крымского и абхазского производства чая, субтропических плодов, продуктов их переработки и лекарственных трав минимум вдвое выше, чем в настоящее время.

Для ускоренного освоения имеющегося потенциала требуются в первую очередь совместные НИОКР по селекции соответствующих культур, защите их от биовредителей, а также дальнейшее развитие орошаемого земледелия. И, естественно, требуется развитие мощностей по комплексной переработке данных видов сырья. Востребованность этой продукции стабильно высока практически по всей России. То же касается крымско-абхазского потенциала по рыбопромыслу-рыбопереработке.

По оценке торгового представителя Южной Осетии в РФ Таймураза Гогинова, форум «повысит обоюдный интерес бизнеса Крыма и Южной Осетии. Как показали дискуссия и презентации, ряд направлений могут в большей мере заинтересовать бизнес нашей страны в Крыму – например, в сфере совместного производства мясомолочной продукции, консервированного продовольствия, изделий легпрома».

В свою очередь, вице-президент Торгово-промышленной палаты РЮО Вахтанг Джигкаев и первый замминистра экономического развития Крыма Анушаван Агаджанян акцентировали внимание на необходимости сближения производственного и внешнеторгового налогообложения в РФ, РЮО и Абхазии. Это позволит ускорить и торговые операции, и инвестиционное взаимодействие. Стороны отметили «необходимость устранения двойного налогообложения в отношении налога на добавленную стоимость». Как и «востребованность эффективных систем дистрибуции потребительских товаров на территориях Абхазии и Южной Осетии». Рекомендовано также уточнить перечень приоритетных совместных инвестпроектов.

Означенная онлайн-конференция оказалась в последнее время не единственным мероприятием в плане развития нового интеграционного вектора Крым–РЮО–Абхазия. 16 апреля в Алуште прошла крымско-абхазская конференция по курортно-туристическому сотрудничеству. Стороны договорились развивать совместные оздоровительные, культурно-познавательные, паломнические, экологические туры.

Президент НП «Абхазский союз туризма» Анна Калягина, характеризуя этот сектор сотрудничества, отметила, что «у жителей Абхазии есть запрос на патриотические туры, культурно-познавательный отдых, лечебно-профилактический туризм. Последний будет тем более востребован, так как в Абхазии пока всего несколько санаториев». Кроме того, Крым поможет Абхазии, по словам А. Калягиной, в расширении местной приморской и горной курортно-туристической инфраструктуры.

В этом контексте не лишним будет сказать, что дальнейшему развитию экономических связей Крыма с РЮО наверняка способствовало бы сооружение железной дороги между Северной (РФ) и Южной Осетией. Протяженность маршрута Алагир–Цхинвал всего лишь 150 км. При современных технологиях строительства имеющиеся трудности преодолеть сравнительно несложно. Напомним, что этот проект выдвигался неоднократно еще во второй половине 1930-х – начале 1950-х годов. По понятным причинам созданию такой артерии всегда противились власти Грузинской ССР, в составе которой до 1991 г. была Юго-Осетинская автономная область.

В октябре 2008 г. руководство ОАО «РЖД» официально объявило о доработке этого проекта и его последующей реализации по поручению тогдашнего президента РФ Д. Медведева.

Данная магистраль, наряду с другими её выгодами для России и Южной Осетии, в том числе политическими, обеспечила бы кратчайший маршрут между Крымом и РЮО (то есть через Краснодарский край и далее по железнодорожному мосту Кавказ–Крым).

Но воз и поныне там. Хотя проект поддерживается администрацией Южного федерального округа (ЮФО) России, по имеющейся информации, в РЖД считают, что у этого проекта недостаточная коммерческая целесообразность и длительная окупаемость. Вне реализации пока находятся и проекты, поддерживаемые ЮФО, по развитию транспортной сети между РФ и Абхазией, в том числе в российско-абхазском приграничье.

Эти вопросы не рассматривались в ходе состоявшихся конференций. Но уже по одним только географическим причинам необходима объективная, всесторонняя оценка упомянутых проектов. Ибо они нацелены на больший уровень надежности транспортных и, следовательно, экономических связей не только Крыма, но и всей России с Абхазией и Южной Осетией. Не говоря уже об их очевидной геополитической значимости.

Читайте нас в: Яндекс.Дзен и Telegram

________________________

Фото: https://regnum.ru/

Рейтинг Ритма Евразии:   1 1
3307
Новости и события
Мы в социальных сетях
Выбор редакции
Документы
Теги
«Заполярный Транссиб» COVID-19 G20 G7 Human Rights Watch OPAL Stratfor SWIFT Wikileaks «35-я береговая батарея» «Saber Strike-2015» «Белая книга» «Евразийская экономическая перспектива» «Жұлдыздар отбасы. Аңыз адам» «Исламское государство» «Меджлис» «Мир без нацизма» «Правый сектор» «Русская школа» «Свобода» «Северный поток-2» «Сила Сибири» «Славянский базар» «Турецкий поток» «Хизб ут-Тахрир» «Южный поток» АБИИ Абхазия Азербайджан Андрей Тарковский АПК Арктика Армения АрМИ АСЕАН Атамбаев АТО АТР АТЭС Афганистан Африка АЭС Байкал Байконур Бандера Белоруссия Бессарабия Ближний Восток Болгария БРИКС Ватикан Ваффен СС Ваффен-СС Великая Отечественная война Великая Победа Великобритания Венгрия ВОЗ Восточное партнёрство ВПК ВТО Вторая мировая война Вьетнам Гагаузия Газпром Галиция Германия ГЛОНАСС Греция Грузия ГУАМ Дальний Восток Демография Дивизия СС «Галичина» ДНР Додон Донбасс Дордой ЕАБР ЕАСТ ЕАЭС ЕБРР Евразия Global ЕврАзЭС Египет ЕС ЕСПЧ ЕЭК ЕЭП Жээнбеков Закарпатье Зеленский ЗСТ ИГИЛ Израиль Индия Индонезия Ирак Иран Ислам Италия Кавказ Казахстан Карабах Каримов Карпатская Русь Каспий Киево-Печерская Лавра Киргизия Китай КНДР Костюшко Красносельский Крым КСОР Куба Курильские острова Кыргызгаз Лавров Латвия Литва ЛНР Лукашенко МАГАТЭ Македония Манас МВФ Медведев Междуморье Мексика Меркель Меркосур миграция Мирзиёев Молдова Монголия Назарбаев НАТО нацизм Николай II Новороссия НОД НПО ОБСЕ Одесса ОДКБ ОИС ООН ОПЕК Организация тюркских государств Оренбург ОТЛК ОУН ОУН–УПА ОЧЭС ОЭС Пакистан ПАСЕ Первая мировая война Польша Порошенко Православие Прибалтика Приднестровье Путин Россельхознадзор Россия РПЦ Румыния русины Русский язык Саргсян Саудовская Аравия Сахалин СБУ Севастополь Сербия Сингапур Сирия Следственный комитет России Словакия СНГ соотечественники Союзное государство СССР США Таджикистан Таиланд Талибан ТАПИ Татарстан Токаев Трамп ТС ТТП Тунис Туркменистан Турция ТЮРКСОЙ Узбекистан Украина УНА–УНСО УПА УПЦ КП УПЦ МП Фашизм Финляндия Франция Центральная Азия ЦРУ Чили Шелковый путь ШОС Шухевич Экология энергетика Эстония Югославия Южная Осетия ЮКОС ЮНЕСКО ЮНИДО ЮТС Япония
Видеоматериалы
все видеоматериалы

* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: Международное религиозное объединение «Нурджулар», Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат», меджлис крымско-татарского народа, Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС»), Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», Международное объединение «Кровь и Честь» («Blood and Honour/Combat18», «B&H», «BandH»), Украинская организация «Правый сектор», Украинская организация «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО), Украинская организация «Украинская повстанческая армия» (УПА), Украинская организация «Тризуб им. Степана Бандеры», Украинская организация «Братство»,  Полк  «Азов», «Айдар», Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», «Высший военный Маджлисуль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа», «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «База» («Аль-Каида»), «Асбат аль-Ансар», «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»), «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»), «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами»), «Лашкар-И-Тайба», «Исламская группа» («Джамаат-и-Ислами»), «Движение Талибан», «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»), «Общество социальных реформ» («Джамият аль-Ислах аль-Иджтимаи»), «Общество возрождения исламского наследия» («Джамият Ихья ат-Тураз аль-Ислами»), «Дом двух святых» («Аль-Харамейн»), «Джунд аш-Шам» (Войско Великой Сирии), «Исламский джихад – Джамаат моджахедов», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), Джебхат ан-Нусра, Международное религиозное объединение «АУМ Синрике», Международное общественное движение ЛГБТ.


При полном или частичном использовании материалов сайта «Ритм Евразии» активная гиперссылка
на главную страницу www.ritmeurasia.ru приветствуется.

Точка зрения редакции может не совпадать с мнением авторов.

Яндекс.Метрика